В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Пилотным проектом предусмотрена организация обеспечения пожарной безопасности организаций исключительно подразделениями федеральной противопожарной службы, противопожарной службой субъектов Российской Федерации, а также ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной охраны с исключением охраны указанных объектов подразделениями частной пожарной охраны.
Наиболее актуальной задачей в области обеспечения пожарной безопасности является реализация снижения административного давления при проведении проверок в отношении различных хозяйствующих субъектов, включая рассмотрение вопросов соотнесения рисков возможных потенциальных негативных последствий несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.
В настоящее время один из наиболее актуальных вопросов в сфере системного внедрения нового метода осуществления контрольно-надзорной деятельности – это введение так называемого риск-ориентированного подхода. Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.
Планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов 1-й категории (высокая степень риска) до одного раза в 10 лет для объектов 4-й категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной 5-й категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.
Отнесение к определенному классу опасности производится исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска в случаях:
Правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.
Условиями такого перехода могут являться такие факторы, как:
Например, если собственник офисного здания высотой 28 м и более провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не один раз в четыре года, а один раз в семь лет.
Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время активно внедряется МЧС России, а представителями бизнес-сообществ все более часто применяется с целью снижения количества проверок.
Заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 26.1 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016–2018 гг. предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.
Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г. № 492 исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.
Вместе с тем при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
В результате внедрения нового подхода и установления "надзорных каникул" МЧС России уже сегодня существенно сократило свое "законное присутствие" на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе.
Согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г. № 492 в случае отсутствия угрозы жизни и здоровью людей предусматривается отмена внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Кроме того, согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" для субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Вместе с тем МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с этим для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.
Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.
Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.
При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов, критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.
Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.
Основные технологии в области обеспечения безопасности включают в себя наружный и внутренний противопожарный водопровод, установки пожаротушения и сигнализации, первичные средства пожаротушения и применяются в тех случаях, когда по условиям технологии производства невозможно исключить вероятность контакта горючей среды с потенциальными источниками зажигания. Открытое пламя и искры двигателей (печей), электрическая энергия, статическое электричество, тепло нагревательных приборов, вероятность самовозгорания, механические искры, нагрев веществ, отдельных узлов и поверхностей технологического оборудования – эти и другие потенциально опасные источники зажигания и технологические процессы рассматриваются как предмет тщательного анализа и учета при разработке мероприятий противопожарной защиты, обеспечивающих допустимый уровень пожарной опасности для людей.
Системы пожарной сигнализации предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных извещений о месте и времени его возникновения и при необходимости – введения в действие автоматических систем пожаротушения и дымоудаления. Они делятся на:
Установки пожарной сигнализации бывают на базе автоматических (дымовых, тепловых, комбинированных и др.) пожарных извещателей, ручных пожарных извещателей или их совместного применения.
Основными элементами систем пожарной сигнализации являются пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы, шлейфы пожарной сигнализации, приборы управления, оповещатели, системы передачи извещений, ретрансляторы, пультовые оконечные устройства, пульты централизованного наблюдения и некоторые другие устройства.
В общем случае под установками пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащих веществ.
По способу приведения в действие установок пожаротушения (выпуску огнетушащих веществ) они подразделяются на ручные (с ручным способом приведения в действие) и автоматические. При этом все автоматические установки пожаротушения (кроме спринклерных) могут приводиться в действие ручным и автоматическим способами. Спринклерные установки пожаротушения приводятся в действие исключительно автоматически.
Установки пожаротушения в зависимости от принципа тушения (создание огнетушащей среды в объеме защищаемого помещения или воздействие на горящую поверхность) подразделяют на установки объемного и поверхностного пожаротушения.
Отличительной особенностью автоматических установок пожаротушения является выполнение ими одновременно и функций автоматической пожарной сигнализации.
Автоматические установки (системы) пожаротушения подразделяются:
В основе классификации АУП по конструктивному исполнению лежат конструктивные особенности одного или нескольких составных частей стационарных технических средств.
Например, спринклерные АУП оборудованы нормально закрытыми спринклерными оросителями, дренчерные АУП – нормально открытыми дренчерными оросителями.
Огнетушащие вещества подразделяются прежде всего по своим физико-химическим свойствам, которые позволяют создавать условия для прекращения горения.
По способу пуска установки пожаротушения классифицируются следующим образом:
Производители, поставщики и интеграторы систем безопасности в своей деятельности должны строго соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности, не допускать отступлений и нарушений требований пожарной безопасности, при осуществлении своей деятельности находиться в постоянном контакте с контролирующими органами и собственниками объектов защиты для более эффективного решения задач в области пожарной безопасности.
Для производителей продукции в сертификатах соответствия следует предусмотреть указание ограничений в применении данной продукции, для того чтобы рядовой потребитель при покупке, например, линолеума с показателем пожарной опасности материала Г4 знал, что такой материал нельзя использовать на путях эвакуации.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 2811
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций