Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Совершенствование надзорной деятельности для развития экономики в Республике Башкортостан

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Совершенствование надзорной деятельности для развития экономики в Республике Башкортостан

В настоящее время на территории Республики Башкортостан проходят мероприятия по подготовке и реализации пилотного проекта по совершенствованию системы пожарной охраны. Его реализация позволит обеспечить возможность централизованного контроля системы обеспечения пожарной безопасности на ключевых объектах промышленного хозяйства республики
Владимир Горин
Заместитель начальника управления – начальник отдела
государственного пожарного надзора и профилактической
работы УНДиПР Главного управления МЧС России по
Республике Башкортостан, полковник внутренней службы

Пилотным проектом предусмотрена организация обеспечения пожарной безопасности организаций исключительно подразделениями федеральной противопожарной службы, противопожарной службой субъектов Российской Федерации, а также ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной охраны с исключением охраны указанных объектов подразделениями частной пожарной охраны.

Наиболее актуальной задачей в области обеспечения пожарной безопасности является реализация снижения административного давления при проведении проверок в отношении различных хозяйствующих субъектов, включая рассмотрение вопросов соотнесения рисков возможных потенциальных негативных последствий несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.

Риск-ориентированный подход

В настоящее время один из наиболее актуальных вопросов в сфере системного внедрения нового метода осуществления контрольно-надзорной деятельности – это введение так называемого риск-ориентированного подхода. Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов 1-й категории (высокая степень риска) до одного раза в 10 лет для объектов 4-й категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной 5-й категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.

Отнесение к определенному классу опасности производится исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска в случаях:

  • проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  • наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних пяти лет;
  • наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних трех лет.

Переход объектов из одной категории риска в другую

Правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.

Условиями такого перехода могут являться такие факторы, как:

  • создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
  • наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее пяти лет;
  • проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  • отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Например, если собственник офисного здания высотой 28 м и более провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не один раз в четыре года, а один раз в семь лет.

Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время активно внедряется МЧС России, а представителями бизнес-сообществ все более часто применяется с целью снижения количества проверок.

Заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

"Надзорные каникулы"

В соответствии со ст. 26.1 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016–2018 гг. предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г. № 492 исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Вместе с тем при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".

В результате внедрения нового подхода и установления "надзорных каникул" МЧС России уже сегодня существенно сократило свое "законное присутствие" на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе.

Согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г. № 492 в случае отсутствия угрозы жизни и здоровью людей предусматривается отмена внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний субъектами малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Кроме того, согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" для субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Вместе с тем МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с этим для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.

Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.

Приоритеты надзорной деятельности

Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.

При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов, критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.

Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.

Системы пожарно-технической защиты

Основные технологии в области обеспечения безопасности включают в себя наружный и внутренний противопожарный водопровод, установки пожаротушения и сигнализации, первичные средства пожаротушения и применяются в тех случаях, когда по условиям технологии производства невозможно исключить вероятность контакта горючей среды с потенциальными источниками зажигания. Открытое пламя и искры двигателей (печей), электрическая энергия, статическое электричество, тепло нагревательных приборов, вероятность самовозгорания, механические искры, нагрев веществ, отдельных узлов и поверхностей технологического оборудования – эти и другие потенциально опасные источники зажигания и технологические процессы рассматриваются как предмет тщательного анализа и учета при разработке мероприятий противопожарной защиты, обеспечивающих допустимый уровень пожарной опасности для людей.

Пожарная сигнализация

Системы пожарной сигнализации предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных извещений о месте и времени его возникновения и при необходимости – введения в действие автоматических систем пожаротушения и дымоудаления. Они делятся на:

  • пожарные, реагирующие на первоначальные признаки пожара (дым, тепло, пламя);
  • охранно-пожарные, совмещающие охранные (срабатывают на вскрытие дверей, окон и т.п.) и пожарные функции.

Установки пожарной сигнализации бывают на базе автоматических (дымовых, тепловых, комбинированных и др.) пожарных извещателей, ручных пожарных извещателей или их совместного применения.

Основными элементами систем пожарной сигнализации являются пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы, шлейфы пожарной сигнализации, приборы управления, оповещатели, системы передачи извещений, ретрансляторы, пультовые оконечные устройства, пульты централизованного наблюдения и некоторые другие устройства.

Установки пожаротушения

В общем случае под установками пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащих веществ.

По способу приведения в действие установок пожаротушения (выпуску огнетушащих веществ) они подразделяются на ручные (с ручным способом приведения в действие) и автоматические. При этом все автоматические установки пожаротушения (кроме спринклерных) могут приводиться в действие ручным и автоматическим способами. Спринклерные установки пожаротушения приводятся в действие исключительно автоматически.

Установки пожаротушения в зависимости от принципа тушения (создание огнетушащей среды в объеме защищаемого помещения или воздействие на горящую поверхность) подразделяют на установки объемного и поверхностного пожаротушения.

Отличительной особенностью автоматических установок пожаротушения является выполнение ими одновременно и функций автоматической пожарной сигнализации.

Автоматические установки (системы) пожаротушения подразделяются:

  • по конструктивному исполнению – спринклерные, дренчерные, агрегатные, модульные;
  • по виду огнетушащего вещества – водяные, пенные, газовые, порошковые.

В основе классификации АУП по конструктивному исполнению лежат конструктивные особенности одного или нескольких составных частей стационарных технических средств.

Например, спринклерные АУП оборудованы нормально закрытыми спринклерными оросителями, дренчерные АУП – нормально открытыми дренчерными оросителями.

Огнетушащие вещества подразделяются прежде всего по своим физико-химическим свойствам, которые позволяют создавать условия для прекращения горения.

По способу пуска установки пожаротушения классифицируются следующим образом:

  • автоматическая установка пожаротушения с дублирующим ручным пуском (местным и (или) дистанционным);
  • автоматическая установка пожаротушения.

Сотрудничество надзорных органов, производителей и потребителей

Производители, поставщики и интеграторы систем безопасности в своей деятельности должны строго соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности, не допускать отступлений и нарушений требований пожарной безопасности, при осуществлении своей деятельности находиться в постоянном контакте с контролирующими органами и собственниками объектов защиты для более эффективного решения задач в области пожарной безопасности.

Для производителей продукции в сертификатах соответствия следует предусмотреть указание ограничений в применении данной продукции, для того чтобы рядовой потребитель при покупке, например, линолеума с показателем пожарной опасности материала Г4 знал, что такой материал нельзя использовать на путях эвакуации.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 2811

  Автор

Владимир Горин

Владимир Горин

Заместитель начальника управления – начальник отдела
государственного пожарного надзора и профилактической
работы УНДиПР Главного управления МЧС России по
Республике Башкортостан, полковник внутренней службы

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций