В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Целью государственной политики совершенствования строительной отрасли является формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках улучшения программ социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности в Российской Федерации.
По данным Росстата, в Российской Федерации за 2017 г. было введено в эксплуатацию 79,2 млн кв. м. жилья.
Однако требования ст. 76 Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах, а также по строительству зданий пожарных депо для оперативного реагирования органами Государственной противопожарной службы на возможные пожары, происшествия и чрезвычайные ситуации в полном объеме не выполняется. Данной статьей определено нормативное время прибытия подразделений Государственной противопожарной службы к месту вызова в городе – 10 мин, а в сельской местности – 20 мин.
Кроме того, необходимо учитывать проведенные исследования отечественных и зарубежных ученых о воздействии опасных факторов пожара на человека. Они характеризуются следующим временными показателями:
Соответственно, пожарная помощь должна прибывать на место вызова в установленные законодательством временные сроки.
В 2017 г. в Российской Федерации численность населения составила 146,4 млн человек, из них доля населения в городских районах – 74,2%, а в сельской местности – 25,8%.
В этот же период в сельской местности произошло 54,4 тыс. пожаров (41% от общего количества), погибли 4021 человек (или 51,4% от общего количества), травмированных при пожарах – 3023 человека (или 32,3% от общего количества травмированных), огнем уничтожено 41,3 тыс. строений, из них 22,5 тыс. в сельской местности, что составило 66% от общего числа пожаров.
В сельской местности России проживало чуть больше четверти от всего населения, на нее пришлось более трети всех пожаров в стране и 51,4% от общего количества погибших.
Соответственно, пожарная обстановка в сельской местности России в 2017 г. была хуже, чем в городах за аналогичный период.
В настоящее время в Российской Федерации более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн человек расположены вне нормативного времени прибытия первого подразделения Государственной противопожарной службы. Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельских муниципальных образованиях.
Актуальным вопросом при тушении пожаров является наличие нормативного противопожарного водоснабжения, расположенного в населенных пунктах сельской местности.
Согласно статистическим данным по пожарам за 2017 г., 22 423 пожара (47%) тушились при помощи подвоза воды к месту пожара, прочих видов водоисточников, а остальные 25 066 пожаров (53%) ликвидировали при помощи источников противопожарного водоснабжения (водоемы, пожарные гидранты, внутренний противопожарный водопровод, емкости у места пожара). Таким образом, в 47% случаях тушение пожаров не могло быть эффективным ввиду того, что не была осуществлена бесперебойная подача воды.
Сложившееся положение дел с противопожарным водоснабжением отрицательно сказывается на конечном результате ликвидации пожаров.
Из-за отсутствия нормативного противопожарного водоснабжения тушение осуществлялось малоэффективным способом (подвоз воды), что сопровождалось периодическими сбоями в подаче воды к месту пожара и создавало реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также условия для перехода огня на другие здания и населенные пункты.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Основными механизмами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти и местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Одним из механизмов является нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
В ст. 19 "Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности" Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и в ст. 63 "Первичные меры пожарной безопасности" Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на органы местного самоуправления возложено решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов.
В целях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" президентом Российской Федерации издан Указ от 28.04.2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Для исполнения указа президента Правительством Российской Федерации издано постановление № 1317–2012, которым утвержден перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организации муниципального управления, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности.
На наш взгляд, в перечне отсутствует не менее важный вид деятельности органов местного самоуправления – выполнение "Полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности". Для их осуществления необходимо внести дополнения в постановление Правительства Российской Федерации о включении дополнительного показателя – оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в выполнении "Полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности".
Важным вопросом в обеспечении пожарной безопасности является наделение дополнительными полномочиями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части "Строительство зданий пожарных депо".
Для практического применения данного полномочия необходимо внести изменения и дополнения в ст. 18, 19 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пункт "Строительство зданий пожарных депо". Необходимо также внести изменения и в ст. 63 "Первичные меры пожарной безопасности" Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", дополнив ее еще одним пунктом – "Строительство зданий пожарных депо".
Считаем, что одним из способов оперативного реагирования на пожары (происшествия) является организация добровольной пожарной охраны.
По инициативе МЧС России принят Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Закон регулирует общественные отношения, возникающие с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Данный закон определил современный подход, понятия и суть добровольной пожарной охраны, но он во многом не совпадает с ранее существовавшим подходом и содержит ряд принципиальных новаций. Для реализации его норм необходимо разработать нормативные правовые акты, в которых нормы закона найдут свою детализацию и конкретизацию для практического применения.
МЧС России необходимо ставить вопрос перед органами власти о строительстве зданий пожарных депо для размещения пожарных добровольцев и пожарной техники (в 2017 г. территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны было прикрыто 40 572 населенных пункта, общей численностью населения свыше 13 млн человек).
В дальнейшем работу органов МЧС России по совершенствованию деятельности добровольной пожарной охране целесообразно продолжить.
Требуют доработки отдельные положения уже действующих нормативных правовых актов.
В частности, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 (ППР), содержат только требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В ППР не сказано об установлении требований пожарной безопасности и регулировании отношений в области пожарной безопасности для органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выполнению ими полномочий по обеспечению пожарной безопасности.
Для решения данного вопроса в ППР необходимо прописать раздел "Регулирование отношений органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности".
При этом нужно разработать и включить в ППР отдельную главу "Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности".
В дальнейшем необходимо подготовить постатейный комментарий к их полномочиям в области пожарной безопасности.
Разработанные требования в проекте новой главы ППР будут конкретизировать их обязанности, что, в свою очередь, положительно отразится на организации работы по предупреждению и ликвидации пожаров (происшествий), чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории как муниципального образования, так и субъекта Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" создан Национальный антитеррористический комитет (НАК) – коллегиальный орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
В состав НАК входят руководители всех силовых структур (в том числе МЧС России), специальных служб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.
При проведении антитеррористических операций НАК постоянно привлекает органы Государственной противопожарной службы МЧС России для ликвидации пожаров, происшествий и чрезвычайных ситуаций, возникающих при проведении боевых действий по ликвидации террористов.
Активизация международного терроризма в мире обязывает НАК оперативно принимать меры, направленные на пресечение террористической деятельности и их последствий на территории Российской Федерации.
Соответственно, МЧС России как члену НАК необходимо обновлять нормативную правовую базу, направленную на совершенствование деятельности Государственной противопожарной службы путем доведения ее численности, специальной техники, а также зданий пожарных депо до нормативной положенности.
Назрел вопрос о принятии нормативного правового акта, обязывающего органы местного самоуправления, государственные органы субъектов Федерации и инвесторов проектировать и строить здания пожарных депо. Руководством МЧС России прорабатывается вопрос по возобновлению участия органов государственного пожарного надзора в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
ВНИИПО МЧС России в соответствии с возложенными на него полномочиями принимает активное участие в разработке необходимых нормативных правовых актов, методических рекомендаций, предложений, направленных на обеспечение пожарной безопасности в государстве.
В действующем законодательстве вообще отсутствуют нормативно-правовые акты, обязывающие органы власти (местное самоуправление, орган субъекта Федерации) строить здания пожарных депо.
В ППР прописано лишь то, что пожарные депо, предусмотренные проектом строительства объекта, возводятся в первую очередь строительства и их использование не по назначению запрещается.
Кроме того, действует свод правил СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны", регламентирующий требования пожарной безопасности к определению количества и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов.
Пожалуй, на сегодняшний день это и есть весь перечень нормативных правовых актов, отражающий порядок и методику определения, места дислокации подразделений пожарной охраны.
Специалисты ВНИИПО МЧС России считают, что перечисленные выше нормативно-правовые акты не позволяют укрепить материально-техническую базу подразделений Государственной противопожарной службы в части строительства зданий пожарных депо.
Для оперативного реагирования сил исредств МЧС России на пожары, происшествия, чрезвычайные ситуации необходимо усовершенствовать нормативную базу, а именно:
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2019
Посещений: 3043
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций