В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
По данным Росстата, в Российской Федерации за 2015 г. было введено в эксплуатацию 83,8 млн кв.м жилья, что лишь на 0,5% меньше, чем в 2014 г. Однако вопрос со строительством зданий пожарных депо для оперативного реагирования органов МЧС России на возникшие пожары и чрезвычайные ситуации в полном объеме не решен. В настоящее время в Российской Федерации более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн человек расположены вне нормативного времени прибытия первого подразделения Государственной противопожарной службы. Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельских муниципальных образованиях (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. № 1464-р) [6].
В 2015 г. в России численность населения составила 146,5 млн человек, из них 25,8% проживали в сельской местности. В этот же период в сельской местности произошло 59,4 тыс. пожаров, что составило 40,7% от общего количества, погибло 4863 человека, или 51,7% от общего количества. Огнем уничтожено 41,3 тыс. строений, из них 28,1 тыс. строений в сельской местности, что составило 68% от общего числа пожаров [5]. Можно сделать вывод, что в сельской местности России проживало чуть больше четверти от всего населения, на которую пришлось более трети всех пожаров в стране, или 51,7 % от общего количества погибших. Соответственно, пожарная обстановка в сельской местности России в 2015 г. была хуже, чем в городах за аналогичный период.
Актуальным вопросом при тушении пожара является наличие нормативного противопожарного водоснабжения на объектах защиты, в населенных пунктах. Статистические данные по пожарам за 2015 год показывают, что 27 422 пожара (52%) тушилось при помощи подвоза воды к месту возгорания, прочих видов водоисточников, а остальные 25 322 пожара (48%) ликвидировали при помощи различных источников противопожарного водоснабжения (водоемы, пожарные гидранты, внутренний противопожарный водопровод, емкости у места пожара). Выходит, что в 52% случаях тушение пожара не могло быть эффективным ввиду того, что не была осуществлена бесперебойная подача воды. В конечном итоге, это отрицательно сказалось на результате тушения пожара. Более того, при таком способе тушения возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, а также есть реальная возможность перехода огня на другие здания и сооружения.
В Указе президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации" определены основные направления государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности [14]. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех сферах деятельности и приводят к травматизму и гибели людей. Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Должное обеспечение уровня пожарной безопасности на объектах защиты, населенных пунктах создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития России. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства [2].
Основными механизмами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. Одним из механизмов является нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. Статьей 19 "Первичные меры пожарной безопасности" Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статьей 63 "Первичные меры пожарной безопасности" Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на органы местного самоуправления возложено решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования [2, 3].
В целях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1], издан Указ президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" [4]. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1317–2012 г. утвержден перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [4]. Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организации муниципального управления, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности.
На наш взгляд, в перечне отсутствует не менее важный вид деятельности органов местного самоуправления, такой как обеспечение "первичных мер пожарной безопасности". Для его решения необходимо внести изменения и дополнения в Постановление правительства Российской Федерации о включении дополнительного показателя – осуществления деятельности органов местного самоуправления по выполнению "первичных мер пожарной безопасности".
Важным вопросом является наделение дополнительными полномочиями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части "организации проектирования и строительства зданий пожарных депо". Для этого необходимо внести изменения и дополнения в статьи 18, 19 следующего содержания: "Организация проектирование и строительство зданий пожарных депо" Федерального закона 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статью 63 "Первичные меры пожарной безопасности" Федерального закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Требуются также доработки отдельных положений уже утвержденных документов.
Действующие Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (далее – ППР) содержат только требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности [8]. В ППР ничего не сказано об установлении требований пожарной безопасности и регулировании отношений в области пожарной безопасности для органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выполнению ими функций по обеспечению пожарной безопасности.
Для решения данного вопроса в ППР необходимо прописать регулирование отношений органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. При этом следует разработать и включить в ППР отдельную главу "Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности". Далее необходимо постатейно подготовить комментарий к их полномочиям в области пожарной безопасности. Разработанные требования в проекте новой главы правил будут конкретизировать их обязанности. Что, в свою очередь, положительно отразится на организации работы по предупреждению и ликвидации пожаров. Для своевременного реагирования на возможные пожары (происшествия), чрезвычайные ситуации необходимо иметь достаточное количество сил и средств, а также наличие нормативного противопожарного водоснабжения. В действующем законодательстве, в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, нормативное время прибытия подразделений МЧС России составляет в городе – 10 минут, а в сельской местности – 20 минут.
Как показывает практика, часто этот показатель прибытия подразделений МЧС не соблюдается из-за отсутствия (удаленности) зданий пожарных депо (в начале статьи нами приведены статистические данные по этому вопросу). Основными причинами такого положения являются:
Указом президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" образован Национальный антитеррористический комитет (далее НАК) – коллегиальный орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму [11].
В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур (в том числе МЧС России), специальных служб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России. При проведении антитеррористических операций НАК привлекает и органы МЧС России. В этой связи уместно напомнить, что действует совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ, ФСКН РФ и Следственного комитета при Прокуратуре РФ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40 "О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией, о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость" [10]. Активизация международного терроризма в мире обязывает НАК оперативно принимать меры, направленные на пресечение террористической деятельности на территории государства. Соответственно, МЧС России, как члену НАК, необходимо переработать нормативную правовую базу, направленную на совершенствование деятельности, путем увеличения нормативного количества сил и средств.
Важным направлением является разработка нормативной правовой базы по обязательному строительству современных, технически оснащенных зданий пожарных депо. Институт, в соответствии с возложенными на него полномочиями, будет принимать активное участие в разработке необходимых нормативных правовых актов, методических рекомендаций, предложений, направленных на укрепления пожарной безопасности в государстве. В настоящее время назрел вопрос о принятии нормативного правового акта обязывающего органы местного самоуправления, государственные органы субъектов федерации, инвесторов строить здания пожарных депо. Целесообразно заблаговременно, до начала разработки градостроительного плана, планировать строительство зданий экстренных служб, обеспечивающих безопасность (Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112) [13].
Хотелось бы отметить, что ранее Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ были внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в связи с чем введен новый порядок осуществления надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства [12]. В результате внесенных изменений органы государственного пожарного надзора МЧС России были лишены следующих полномочий:
По нашему мнению, данные изменения отрицательно сказались на строительстве зданий пожарных депо, а соответственно, и на оперативном реагировании подразделений пожарной охраны на пожары (происшествия), чрезвычайные ситуации. В настоящее время в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектов требованиям пожарной безопасности проводится в органах государственной экспертизы [7]. Надзорные функции за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства, а также функция приемки и введения в эксплуатацию законченных объектов возложены на Государственный строительный надзор.
Органы строительного надзора не ставят вопросы строительства зданий пожарных депо перед органами местного самоуправления, государственными органами субъекта Федерации и инвесторами. В действующем законодательстве вообще отсутствуют требования нормативно-правовой базы, обязывающие кого-либо строить здания пожарных депо. В действующих ППР прописано лишь то, что пожарные депо, предусмотренные проектом строительства объекта, возведение и их использование не по назначению запрещается. Кроме того, действует СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны", который устанавливает требования пожарной безопасности к определению количества и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов [9]. Пожалуй, на сегодня это и есть весь перечень документов, отражающий порядок и методику определения места дислокации подразделений пожарной охраны.
Считаем, что перечисленные нормативно-правовые акты не позволяют укрепить материально-техническую базу пожарных подразделений МЧС России в части строительства зданий пожарных депо, поэтому этот вопрос необходимо рассмотреть на государственном уровне.
Для обеспечения оперативного реагирования пожарных подразделений МЧС России необходимо:
Список литературы
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 5719
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций