В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Требования к лицам, ответственным за пожарную безопасность, и порядок их деятельности должны быть просты, прозрачны и установлены таким образом, чтобы собственники их понимали и дополнительные разъяснения по правилам применения от лиц, осуществляющих надзор, были не нужны.
Однако ни в одном из нормативно-правовых документов по пожарной безопасности не прописаны требования к этим лицам, их компетенции и навыкам. Более того, не определен объем обязанностей, которые может возложить на них собственник (руководитель) организации, в результате чего ответственным за пожарную безопасность может быть назначен любой сотрудник организации, например секретарь, дворник, уборщица и т.д.
В описанной выше ситуации у собственника возникает мнимое впечатление снятия с себя ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта, а у лица, назначенного ответственным за пожарную безопасность, непонимание, так как ему в организации никто не подчиняется и финансированием он не распоряжается, соответственно, обеспечить устранение возможных нарушений с его стороны не представляется возможным.
Подобная ситуация не дает возможность обеспечить требования пожарной безопасности на должном уровне, так как каждый из этих лиц уверен, что ответственность по их соблюдению лежит не на нем, и позволяет должностному лицу, осуществляющему надзор в области пожарной безопасности, выбрать, кого наказать за нарушение. На сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, не выполнившего требований по ее обеспечению, налагается штраф в размере 10 тыс. рублей, а на юридические лица – до 200 тыс. рублей и даже приостановка деятельности. Эта мера применяется, если никаких последствий нарушений не было выявлено. Если же случился пожар или даже легкое возгорание, которое привело к порче имущества, то санкции возрастают в разы.
Непрозрачность и непонятность указанной выше ситуации порождают предпосылки для развития коррупции и сговора. Вроде и проверка проведена, и люди в случае выявления нарушений наказаны, а конечный результат не достигнут.
С целью стандартизации форм оценки соответствия и реализации Основ государственной политики в области пожарной безопасности на период до 2030 г., утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 2, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии внесена в программу национальных стандартов Российской Федерации на 2018 г. разработка серии ГОСТов. Подготовкой этих стандартов занимается профессиональное пожарное сообщество на площадке технического комитета ТК 001 "Производственные услуги", созданного на базе Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). Хотелось бы обратить внимание на один из проектов разрабатываемых стандартов – ГОСТ Р "Производственные услуги. Организация производственного контроля в области пожарной безопасности" – и проблемные вопросы, которые он позволяет снять, тем самым облегчив жизнь руководителей организаций.
В нем впервые дается следующая расшифровка:
Кроме того, ГОСТ Р предполагает возможность регистрации результатов работ производственного контроля, которые могут быть использованы страховыми компаниями, гражданами, организациями, органами надзора и власти. Открытость данных и понятность требований должны исключать моменты, когда органы надзора самостоятельно принимают решения, кого наказывать – юридическое лицо, должностное лицо или гражданина. Если лицо, ответственное за пожарную безопасность, выполнило в полном объеме возлагаемые на него обязанности, которые не требуют финансовых затрат с его стороны, и в то же время проинформировало руководителя, что для обеспечения пожарной безопасности требуются денежные средства, то ответственность за принятые решения лежит на руководителе.
Переход к единым критериям безопасности Принятие стандарта будет одним из элементов реализации Основ государственной политики в области пожарной безопасности на период до 2030 г. в части развития системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и возможности планирования проверок объектов защиты с учетом результатов негосударственной оценки соответствия таких объектов требованиям пожарной безопасности.
Прозрачность и понятность требований, не нуждающихся в дополнительных разъяснениях, позволят значительно повысить уровень пожарной безопасности на объекте и защищенность граждан, а также создаст единые критерии безопасности на территории Российской Федерации.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 2539
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций