В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
До недавнего времени принцип остаточного отношения к системам оповещения был нормой отечественной хозяйственной деятельности. Весьма часто к наличию и уж тем более к качеству этого сегмента подходили формально - лишь бы не было претензий со стороны контролирующих органов. К счастью, такой подход уходит в прошлое. Отчасти это заслуга наиболее продвинутых владельцев инфраструктурных комплексов, отчасти - самих систем оповещения и связи, которые, развиваясь, предлагают пользователям дополнительные интересные возможности - как основные (трансляция сообщений и связь в режиме "точка-точка"), так и ряд новых
Р.В. Мишин
Технический директор компании Schneider Intercom
На примере современных модульных систем, сочетающих классическую электроакустику и современные технологии cвязи, можно понять, что предлагает пользователю современная комплексная система оповещения и связи.
Ядром такой системы является мощный высоконадежный коммуникационный сервер, способный работать с различными типами линий связи: аналоговыми, цифровыми и мультисервисными IP-сетями. Один такой сервер сам по себе может обслуживать определенное количество (как правило, несколько десятков) абонентов. Но благодаря возможности соединения по всем существующим сетевым протоколам с другими серверами становится возможным построение систем любого масштаба, включающих в себя до 10–12 тысяч абонентов. При этом при выходе из строя какого-либо сервера остальные продолжают функционировать и, более того, способны на достаточное для устранения неисправности время обеспечить замену функций неисправного элемента сети.
В свою очередь, абонентами данной системы могут быть самые различные устройства:
Как же один и тот же сервер может обслуживать такой широкий спектр абонентских устройств? Очень просто: благодаря модульной структуре! Сервер состоит из материнской платы и плато-мест для различных моделей плат, а каждая плата в зависимости от исполнения обслуживает несколько абонентов определенного типа. Такой принцип позволяет заказчику получить систему, наиболее отвечающую его требованиям, притом без избыточных функций, то есть только то, что надо, и не более.
Теперь посмотрим, что нового предложит пользователю построенная система. Совсем недавно существовало четкое разделение на системы трансляции и связи, обусловленное в основном недостаточным качеством звука в последних. Теперь с мощными коммуникационными серверами стало возможно получить связь Hi-Fi-качества между переговорными устройствами, пультами диспетчера, IP-абонентами и линиями оповещения. Полоса звукового канала составляет 16–18 КГц, как в FM-ра-диовещании. Динамический диапазон и вовсе под стать CD-качеству. Он составляет 80 дБ!
Одна и та же система способна транслировать рекламные, служебные и экстренные объявления, музыкальные программы, а также обеспечивать связь между абонентами как в режиме "точка-точка", так и в режиме конференции с прекрасным качеством и разборчивостью речи.
Отдельно стоит отметить, что, имея в своем составе средства для управления исполнительными реле, система может выполнять функции домофона, управления удаленными устройствами, сигнализировать об определенных событиях. IP-ориентированная архитектура сервера позволяет при помощи только одного узла связи управлять и связываться со сколь угодно удаленными объектами. Если у вас есть достаточно хороший Интернет-канал, то подобное оборудование позволит экономить средства, так как отпадает необходимость в аренде дорогостоящих каналов связи потоков Е1.
Визуализационное ПО новых систем позволяет сделать управление крупными и распределенными объектами как можно более удобным и информативным. Для этого предусмотрены:
Изменение состояния абонентских устройств отображается динамически в режиме реального времени. Информация обо всех событиях и сбоях записывается в отдельный файл. Такие программные средства обязаны поддерживать технологию Touch Screen, что обеспечит удобство при работе с системой, однако эти же действия должны выполняться нажатием клавиши на пульте диспетчера.
Кроме хранения данных о событиях и неисправностях в составе системы, имеется средство записи переговоров, что бывает особенно необходимо при разборе нештатных ситуаций. Как правило, это или отдельный сервер аудиопротоколирования, или отдельный модуль, хранящий данные с минимальным сжатием, что позволит использовать записи в качестве юридических артефактов. Помимо записи переговоров, память системы должна позволять хранить и проигрывать предзаписанные сообщения или цепочки сообщений, как по расписанию, так и по команде оператора или при срабатывании определенных устройств.
Система, состоящая из всех вышеописанных элементов, может быть использована в качестве единой среды передачи аудиоданных, делая возможным поиск людей через линии оповещения на транспортных узлах и производстве с ответом искомого абонента через переговорное устройство, предоставление информации на графический терминал по запросу диспетчера, предоставление доступа на территорию по запросу, селекторную распорядительную и диспетчерскую связь и т.д., не умаляя при этом основной функции – оповещения.
Кроме традиционной трансляции сообщений, возможны нестандартные подходы, такие как:
Наконец, стоит отметить, что создание столь сложных систем предъявляет особые требования к надежности каждого элемента. Несомненно, подобные системы должны быть оценены потенциальными заказчиками, так как делают существенно более удобными и безопасными предприятия, вокзалы, аэропорты, общественный транспорт, жилые комплексы и офисные центры.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2010
Посещений: 15619
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций