Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Выполнение органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности. Совершенствование нормативных правовых актов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Выполнение органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности.Совершенствование нормативных правовых актов

Важнейшим элементом гражданского общества в России является институт местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление является одной из конституционных основ нашего государства. В своей деятельности органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, один из которых – обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории
Дмитрий
Ушаков
Начальник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Геннадий
Гойкалов
Старший научный сотрудник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Ирина
Катаргина
Начальник научно-исследовательского сектора анализа информационных материалов отдела патентования и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (ОПиВРИД) ФГБУ ВНИИПО МЧС России

В настоящее время в Российской Федерации принято законодательство, направленное на обеспечение пожарной безопасности на территории государства. Однако необходимо продолжить работу по принятию нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, которые обязывали бы главу муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, а также иных должностных лиц органов местного самоуправления и руководителей муниципальных учреждений заниматься организацией выполнения первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории. Скорейшее решение данного вопроса позволит укрепить пожарную безопасность как на территории местного самоуправления, так и во всей стране.

Статистические сведения о пожарной обстановке в России

Органам местного самоуправления при организации и планировании мероприятий по выполнению первичных мер пожарной безопасности необходимо учитывать складывающуюся обстановку с пожарами и гибелью людей. В соответствии со статистикой пожаров и их последствиями в 2014 г. на территории России произошло 152,3 тыс. пожаров, на которых погибло 10 167 человек, травмировано 11 033 человека. Основное количество пожаров произошло на объектах частной собственности – 130 358 (86,5%) и муниципальной собственности – 15 909 (10,6%), допущена гибель 8663 (85,6%) и 1141 (11,3%) человека соответственно.

В 2014 г. численность населения России составила 146,2 млн человек, из них 25,8% проживали в сельской местности. В этот же период в сельской местности произошло 61,7 тыс. пожаров (40,5% от общего количества), которые повлекли за собой гибель 5186 человек (51% от общего количества).

Можно сделать вывод, что в сельской местности России проживало чуть больше четверти от всего населения, на которую пришлось более трети всех пожаров в стране, или 51% от общего количества погибших.


Соответственно, пожарная обстановка в сельской местности России в 2014 г. была хуже, чем в городах. Аналогичная ситуация с количеством пожаров, гибелью людей складывалась и в предыдущие годы.

В 2015 г. из-за бесконтрольного пала травы, сильного ветра, жаркой погоды в Республике Хакасия возникла сложная пожарная обстановка с природными пожарами, количество и площадь которых возрастали угрожающими темпами. В результате огнем уничтожено около 2 тыс. жилых домов, погибло 34 человека, пострадало более 900 человек.

Не лучшим образом сложилась ситуация с лесными пожарами в Сибирском федеральном округе: Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальский край, Иркутская область. В данных субъектах Российской Федерации был введен режим ЧС.

Всего с начала пожароопасного периода на 09.09.2015 г. на территории Сибирского федерального округа возник 6 671 очаг природных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 8 011 очагов, уменьшение на 16,7%) на общей площади 2 166 344,0 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 1 798 111,9 га, увеличение на 20,5%).

Рекомендации органам местного самоуправления

Для улучшения ситуации органам местного самоуправления потребуется целенаправленная работа по мониторингу пожарной обстановки в сельской местности, принятию нормативных актов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения, по организации профилактики пожаров, добровольной пожарной охраны, по строительству нормативного количества зданий пожарных депо.

Особенно актуально выполнение первичных мер пожарной безопасности перед началом возникновения аномальных крупных лесных и ландшафтных пожаров, которые могут создать предпосылки для перехода огня на населенные пункты и объекты экономики, что может привести к значительным людским и материальным потерям. Поэтому органам местного самоуправления необходимо заблаговременно организовывать и проводить работу по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории, в соответствии с Федеральными законами "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2001 № 131-ФЗ.

Предложения по улучшению состояния пожарной обстановки

Для исключения подобных чрезвычайных ситуаций (лесных, ландшафтных пожаров) необходимо выполнить следующий комплекс мер.

1. Повысить ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению и выполнению требований, предусмотренных статьями 18, 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

2. Прописать в Правилах противопожарного режима (ППР) в Российской Федерации перечень требований первичных мер пожарной безопасности для органов местного самоуправления и должностных лиц. Для решения данного вопроса необходимо разработать и включить в ППР отдельную главу, озаглавив ее "Первичные меры пожарной безопасности, возложенные на органы местного самоуправления и должностных лиц". Далее постатейно подготовить комментарий к их полномочиям и изложить обязанности органов местного самоуправления и должностных лиц по организации, обеспечению первичных мер пожарной безопасности на курируемой территории.

3. Необходимо изложить пункт 17 ППР в следующей редакции: "До наступления пожароопасного периода органам государственной власти субъекта Российской Федерации, главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, иным должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям муниципального учреждения в зависимости от климатических условий заблаговременно принимать решение о введении особого противопожарного режима с запретом на разведение костров и выжигание сухой растительности, сжигание хвороста на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предприятий, полос отвода линий электропередачи, железных и автомобильных дорог, в лесах".


4. Включить в ППР дополнительный третий абзац в пункт 15 раздел I "Общие положения" следующего содержания: "если количество жилых домов не более 100, для целей пожаротушения необходимо иметь переносную пожарную мотопомпу; с количеством жилых домов от 100 до 300 – иметь прицепную пожарную мотопомпу; с количеством жилых домов свыше 600 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп".

5. Целесообразно внести изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации № 1317 от 17.12.2012 г. с целью включения дополнительного показателя, характеризующего деятельность органов местного самоуправления по выполнению первичных мер пожарной безопасности. В указанном постановлении также необходимо предусмотреть раздел "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления" и изложить в нем перечень противопожарных мероприятий, согласно которому должна организовываться и проводиться целенаправленная работа.

6. Внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части предоставления полномочий главе муниципального образования по ограничению проведения любых работ в лесах, не связанных с тушением лесных пожаров, при введении режима повышенной готовности и режима чрезвычайной ситуации в лесах.

7. Внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (статьи 103, 104) и Правила пожарной безопасности в лесах (пункт 15), предусмотрев возможность проведения сплошной рубки лесных насаждений в целях создания противопожарных разрывов между лесными насаждениями и населенными пунктами на особо охраняемых природных территориях.


8. Внести изменения в законодательство Российской Федерации, обязав глав муниципальных образований и сельских поселений в обязательном порядке оформлять в Росреестре предусмотренные противопожарные разрывы для защиты населенных пунктов, исключив возможность отвода земельных участков под застройку.

9. Повысить ответственность собственников и арендаторов лесных участков и земельных угодий за обеспечение противопожарного состояния арендованных земель (угодий) и тушение возгораний.

10. Заблаговременно до наступления пожароопасного периода усилить Дальневосточный, Сибирский и Приволжский округа дополнительными федеральными резервами тяжелой авиации МЧС, МВД, ФСБ, Минобороны.

11. Создать оперативные опорные резервы (сил и средств) в наиболее пожароопасных регионах.

12. Более эффективно применять пожарно-химические станции и беспилотную авиацию, использовать возможности лесоохраны, организаций сельхозпроизводителей и сил, прикрывающих заказники, заповедники и особо охраняемые территории.

Предложенные выше мероприятия по совершенствованию нормативных правовых актов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления, на наш взгляд, будут способствовать реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федарации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20 ноября 2013 г., где подчеркивается, что минимизация потерь от пожаров способствует устойчивому социально-экономическому развитию страны.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2016
Посещений: 7019

  Автор

Дмитрий Ушаков

Дмитрий Ушаков

Начальник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  2

  Автор

Геннадий Гойкалов

Геннадий Гойкалов

Старший научный сотрудник отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  4

  Автор

Ирина Катаргина

Ирина Катаргина

Начальник научно-исследовательского сектора анализа информационных материалов отдела патентования и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (ОПиВРИД) ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций