Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Автоматизированная система безопасности транспортирования специальных грузов

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Автоматизированная система безопасности транспортирования специальных грузов

Транспортирование радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) является одним из неотъемлемых элементов технологической цепочки в деятельности предприятий ядерного топливного цикла, исследовательских ядерных центров и атомных станций. Задачи по обеспечению безопасности перемещения специальных грузов выделены в Госкорпорации "Росатом" в отдельный проект, реализация которого поручена СНПО "Элерон" – специализированной организации отрасли по физической защите стационарных и подвижных ядерно и радиационно опасных объектов
Юрий
Давыдов
Первый заместитель генерального директора АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", к.т.н.
Алексей
Руднев
Начальник отделения АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", к.т.н.
Ярослав
Вишняков
Начальник отдела АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон"

В 2011 г. руководством отрасли принято решение о создании Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС (система АСБТ-РВ). Эта система внедряется на предприятиях на базе существующей, введенной в 2007 г. в промышленную эксплуатацию Автоматизированной системы безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий (АСБТ-ЯМ).

В результате реализации проекта для наиболее важной составляющей РВ и РАО – ядерных материалов (ЯМ) – в России создана и находится в промышленной эксплуатации Отраслевая автоматизированная система мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом АСБТ-РВ на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС. Деятельность по обеспечению мониторинга перевозок РМ осуществляется по следующим направлениям:

  • функционирование и развитие находящейся в промышленной эксплуатации в Госкорпорации "Росатом" Автоматизированной системы безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий АСБТ-ЯМ;
  • оснащение транспортных средств Госкорпорации "Росатом" аппаратурой отраслевой системы мониторинга перевозок РВ и РАО АСБТ-РВ.

Система АСБТ-ЯМ для ядерных материалов

АСБТ – это совокупность комплексов средств автоматизации, средств физической защиты персонала и сил охраны, обеспечивающих безопасность транспортирования ЯМ железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.

Структурная организация
АСБТ включает в себя:

  • сеть диспетчерских пунктов, развернутых в ГК "Росатом";
  • комплексы АСБТ, установленные на транспортных средствах, предназначенных для перевозки ЯМ.

В состав транспортных средств, оборудуемых комплексами АСБТ, входят:

  • специальные грузовые железнодорожные вагоны и автомобили, обеспечивающие перевозки ЯМ;
  • специализированные вагоны и автомобили охраны;
  • специализированные морские суда для перевозки облученного ядерного топлива.

Транспортные средства оборудуются комплексами средств автоматизации, обеспечивающими:

  • контроль состояния физической защиты перевозимых РМ;
  • определение местоположения транспортного средства;
  • обмен речевыми сообщениями и данными с диспетчерскими пунктами, включая передачу сигнала тревоги в случае чрезвычайной ситуации;
  • информационный обмен в железнодорожном составе, в колонне автомобилей и с морскими судами.

Передача информации
Сеть диспетчерских пунктов включает центральный диспетчерский пункт ГК "Росатом", диспетчерские пункты предприятий и диспетчерский пункт в штабе сил реагирования. Все они оборудованы комплексами средств автоматизации и связи. Эти комплексы обеспечивают прием сигнала тревоги, обмен речевыми сообщениями и данными с транспортными средствами, диспетчерскими пунктами, оповещение других структур, обеспечивающих безопасность перевозки, а также решение задач по информационной поддержке принятия решения в экстремальных ситуациях (рис. 1).


Информация с любого транспорта, оборудованного комплексом АСБТ, поступает на центральный диспетчерский пункт, на диспетчерский пункт предприятия и на диспетчерский пункт сил реагирования. В случае приема сигнала тревоги с транспортного средства о совершении несанкционированных действий по отношению к перевозимому грузу (нападение, террористический акт) к месту события прибывают силы реагирования. Для передачи информации в комплексах АСБТ используются проводные, спутниковые (Inmarsat-C, "Гонец"), GSM-каналы связи и УКВ-радиосвязь.

Для решения задач позиционирования используется специально разработанный для системы АСБТ приемник ГАЛС-П-АСБТ, принимающий сигналы от спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Технические преимущества
Модульный принцип построения системы позволяет приспосабливать ее без существенных изменений к требованиям предприятий-перевозчиков ЯМ, а также обеспечивать сопряжение с любыми системами охраны или другими средствами, с которых необходимо осуществлять мониторинг за их состоянием.

Отличительные особенности АСБТ, находящейся в промышленной эксплуатации в ГК "Росатом":

  • система предназначена для обеспечения безопасности транспортирования особо важных грузов;
  • в отличие от аналогичных решений, широко предлагаемых в настоящее время на рынке услуг, она оснащена средствами защиты информации;
  • существующая сеть диспетчерских пунктов обеспечивает контроль транспортирования специального груза в рамках отраслевой системы непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов и грузов;
  • для перевозки ЯМ используются только специальные транспортные средства. Комплексы АСБТ, установленные на них, входят в состав штатного оборудования транспортного средства и являются несъемными.

Система АСБТ-РВ для радиоактивных веществ

В отрасли перевозится большой класс РМ, которые по своим свойствам менее опасны, чем ЯМ, но в случае аварии могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. В соответствии с действующими для данного класса веществ нормативными документами требования к физической защите менее жесткие, что позволяет существенно упростить комплексы АСБТ, устанавливаемые на транспортных средствах и в диспетчерских пунктах.

В настоящее время в Госкорпорации "Росатом" полным ходом идет оснащение транспортных средств аппаратурой отраслевой системы мониторинга перевозок АСБТ-РВ.

Решаемые задачи
Применение отраслевой системы мониторинга АСБТ-РВ обеспечивает:

  • мониторинг местоположения транспортных средств, перевозящих РВ и РАО;
  • оперативное реагирование на нештатные (аварийные) ситуации;
  • контроль условий транспортирования (скорость, пройденный путь, время и место стоянок);
  • формирование отчетов по использованию транспортного парка предприятий-перевозчиков;
  • оповещение должностных лиц предприятия, сил реагирования, аварийно-спасательных формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций и совершении несанкционированных действий в отношении транспортных средств, перевозящих спецгрузы;
  • ведение информационных баз данных для поддержки принятия решений в интересах обеспечения сохранности транспортного средства и грузов, исключения нарушений режимов транспортирования и кризисных ситуаций, а также анализа происшествий и действий должностных лиц.

Передача данных с транспортного средства на пункт транспортного контроля предприятия-перевозчика осуществляется по сотовому каналу связи GSM и сети Интернет (рис. 2).


Линейка оборудования
Разработаны и серийно выпускаются:

  • базовый программно-технический комплекс АСБТ-РВ (бортовое оборудование транспортного средства), обеспечивающий мониторинг местоположения транспорта, скорость его движения, пройденный путь, время и место стоянок, а также передачу (при необходимости) аварийного сигнала на пункты транспортного контроля предприятий-перевозчиков РВ и РАО; в состав комплекса входит аппаратура ГЛОНАСС/GPS, имеющая необходимый комплект разрешительных документов;
  • центральный сервер системы, установленный на АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон" (рис. 3).


Центральный сервер обеспечивает:

  • поддержку связи с автоматизированными рабочими местами (АРМ) предприятий-перевозчиков;
  • получение, обработку и хранение информации о местоположении и состоянии транспортных средств;
  • передачу данных о местоположении и состоянии транспортного средства на диспетчерский пункт предприятий-перевозчиков РВ и РАО, а также в аварийно-технические центры Госкопорации "Росатом";
  • формирование отчетов о состоянии транспортного средства по запросу подключенных АРМ предприятий-перевозчиков.

В дополнение к базовому программно-техническому комплексу АСБТ-РВ создана линейка комплектов расширения. В зависимости от вида транспортного средства и задач, решаемых во время перевозки, на транспортное средство устанавливаются датчики, позволяющие осуществлять контроль физической защиты груза, пожарной безопасности, радиационной обстановки, расхода топлива, нагрева букс вагонов, состояния водителя и др.

Техническая комплектация
Система мониторинга АСБТ-РВ состоит из:

  • базового программно-аппаратного комплекта транспортного средства;
  • комплекта расширения;
  • диспетчерского пункта;
  • сервера;
  • комплекта эксплуатационной документации.

Базовый программно-аппаратный комплект транспортного средства имеет в своем составе:

  • блок передачи информации;
  • комплект датчиков;
  • комплект антенн;
  • комплект принудительной подачи тревожных сигналов;
  • устройства отображения информации;
  • комплект видеорегистрации и видеонаблюдения.

Расширение предназначено для железнодорожного или автомобильного транспорта и может быть установлено на транспортное средство в качестве дополнительной опции (набор опций зависит от требований заказчика). Комплексами АСБТ-РВ уже оснащены десятки транспортных средств ряда предприятий отрасли и Таможенного союза.

Общей чертой двух систем, находящихся в промышленной эксплуатации, – АСБТ, обеспечивающей физическую защиту и мониторинг транспортирования ЯМ, и созданной АСБТ-РВ, предназначенной для мониторинга перевозок РВ и РАО, – является то, что реализуется двухуровневый контроль обеспечения безопасности перевозимого груза:

  1. диспетчерские службы предприятий-перевозчиков РМ;
  2. диспетчерские службы ГК "Росатом", включая диспетчерские пункты аварийно-технических центров.

Многолетний успешный опыт эксплуатации АСБТ в ГК "Росатом" убедительно доказал, что структура Автоматизированной системы безопасного транспортирования обеспечивает постоянный и надежный контроль за перевозимыми грузами и возможность принятия необходимых оперативных мер в случае чрезвычайных или кризисных ситуаций. Система высокоэффективна для сопровождения как железнодорожных и автомобильных, так и морских и речных перевозок.

ЭЛЕРОН, ФЦНИВТ, СНПО, АО
www.eleron.ru

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2016
Посещений: 7874

  Автор

Юрий Давыдов

Юрий Давыдов

Первый заместитель генерального директора ФГУП "СНПО "Элерон" - руководитель проекта АСБТ

Всего статей:  3

  Автор

 

Алексей Руднев

Начальник отделения АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон", к.т.н.

Всего статей:  1

  Автор

 

Ярослав Вишняков

Начальник отдела АО "ФЦНИВТ "СНПО "Элерон"

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций