Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современная безопасность - это наша инициатива. Опыт Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современная безопасность - это наша инициативаОпыт Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина

Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина первым среди общеобразовательных учреждений Московской области избрал инновационную направленность в качестве основы своей деятельности. Высокий статус одного из лучших в Одинцовском муниципальном районе и в Подмосковье лицей из года в год подтверждает не только замечательными достижениями учащихся, но и приоритетным отношением администрации лицея к вопросам обеспечения безопасности
Ирина
Стрижак
Директор МАОУ Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина
Александр
Куницын
Куницын Заместитель директора по безопасности МАОУ Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина

- Какие задачи безопасности вы решаете ежедневно?
- Это задачи по обеспечению безопасности сотрудников, имущества, прилегающих территорий, но в первую очередь, конечно, учащихся.

На данный момент в школе установлено 16 камер видеонаблюдения, они в основном размещены в местах общего пользования - холлах, раздевалках, столовой, актовом зале. Система видеонаблюдения финансируется за счет оказания платных дополнительных образовательных услуг, то есть это внебюджетные средства. Ожидаем, что в 2013 г. нам будут выделены бюджетные средства на установку камер наружного видеонаблюдения.

Применение видеокамер оправдывает себя Бывают банальные ситуации - ребенок что-то оставил, где-то что-то пропало, случаются конфликтные ситуации между детьми. Оперативно выяснить обстоятельства позволяет просмотр видеозаписи.

Турникетная система помогает решать задачу контроля доступа в школу учащихся и сотрудников, задачу разграничения доступа в здание лицея для посетителей и родителей. Система турникетов в нашем лицее тоже установлена на спонсорские и внебюджетные средства.


Важной задачей является обеспечение пожарной безопасности в лицее. Из бюджетных средств по всей школе установлена автоматическая пожарная сигнализация с выводом на одинцовскую пожарную часть и на организацию, которая обслуживает эту автоматическую пожарную сигнализацию. У нас также работает система голосового оповещения на случай пожара или другой ЧС.

Ежегодно проводится до десяти эвакуационных тренировок в соответствии с приказом Министерства образования Московской области Получается, что учебная тревога проводится раз в месяц. По закону раз в год мы должны инструктировать сотрудников, но мы делаем это чаще. Детей мы инструктируем перед каждыми каникулами, то есть раз в полтора месяца.

- Какие риски и угрозы характерны для современной школы?
- Внешние риски всем известны. Уровень террористической опасности, к сожалению, не снижается. Все слышали о том, какие сейчас происходят неприятные инциденты, а осенью и весной у психически нездоровых людей обостряются симптомы заболеваний, поэтому внешние угрозы безопасности детей есть всегда.

Мы стараемся оберегать учеников от воздействия неблагоприятной внешней среды. Благодаря пропускному режиму на территорию лицея посторонние лица вообще не допускаются ни под каким предлогом. Могут пройти только родители по предъявлении паспорта плюс работает электронная пропускная система.

Мы выступаем за активное внедрение передовых технологий и стараемся, чтобы у нас в лицее было все самое современное

Администрация школы делает все, чтобы свести к минимуму и внутренние риски. Хотя к таковым можно отнести только детскую неосторожность - бежал на перемене, споткнулся, упал. Но это дети, это бывает. А факторов, которые можно назвать именно внутренней угрозой, я не вижу.

Самое главное - это соблюдение правил техники безопасности на переменах, уроках физического воспитания или на любых других уроках. Обеспечение внутренней безопасности во многом зависит и от преподавательского состава - если мы добросовестно относимся к исполнению своих обязанностей, то и риски сводятся к минимуму. Так, у нас установлено ежедневное дежурство по этажам для педагогов.

- Какие меры являются эффективными для предотвращения инцидентов?
- На данный момент ничего эффективнее, чем бдительность сотрудников, дежурство учителей и соблюдение техники безопасности мы для себя не открыли. Несмотря на то что на каждом этаже установлена видеокамера, присутствие учителя всегда способствует тому, что дети лучше ведут себя и травматизм сводится к минимуму.

Во время перемен часто практикуются мастер-классы, динамические паузы и игры, которые старшеклассники устраивают с младшими школьниками. Так получается организовать и увлечь детей, что очень помогает снизить внутренние риски.

Для решения проблемы нарушения доступа в школу самым эффективным средством является электронная система контроля доступа. Даже если постороннему в руки попала пропускная карта в школу, охранники отследят его и не позволят проникнуть в помещение. Электронная карта является индивидуальной и содержит данные сотрудника или учащегося - фамилия, имя и фотография. Когда карточка подносится к считывателю, сотрудник охраны видит фотографию владельца карты, и в случае попытки несанкционированного использования карты она сразу изымается.

Система контроля доступа имеет функцию SMS-оповещения о приходе ребенка в школу или об уходе домой - это дополнительная услуга, очень востребованная родителями. Однажды функция SMS-оповещения дала сбой и перестала работать на пару дней, родители забеспокоились, телефон просто разрывался. Родители спрашивали, все ли в порядке, пришел ли их ребенок в школу. Проблема была решена оперативно, и сейчас SMS-сообщения исправно поступают родителям Многие из них оценили удобство такой услуги и теперь уже не захотят от нее отказаться.

Система контроля доступа является вторым уровнем защиты. Первый уровень - это железное ограждение по всему периметру территории школы, калитки оснащены видеодомофоном. Во время каникул на территорию школы можно пройти, только воспользовавшись домофоном.

Если говорить о хулиганстве, воровстве, хищениях, то самым эффективным средством предотвращения и расследования инцидентов является система видеонаблюдения. Уместно вспомнить недавний случай из жизни нашего лицея. 1 сентября у одного из учителей украли денежную сумму. Просмотрев видеозапись, мы вычислили, кто это сделал. Данные передали в МВД, и преступник был найден и задержан.

- Какова роль современных технологий в решении задач безопасности?
- Мы выступаем за активное внедрение передовых технологий и стараемся, чтобы у нас в лицее было все самое современное.

В нашем районе не так много школ, в которых установлены турникеты, видеонаблюдения вообще практически ни в одной школе нет. Мы сами поставили себе задачу очень серьезно заниматься вопросом обеспечения безопасности, сами приобретали оборудование, сами оснащали школу, это была только наша инициатива. Лишь с 2013 г. начнут выделяться бюджетные средства на установку видеонаблюдения, которое в нашем лицее уже присутствует в довольно большом объеме.

Задач безопасности много - где-то эффективно видеонаблюдение, где-то система контроля доступа, где-то человеческий фактор срабатывает. Любая техника выполняет свою узкую задачу. Еще есть куда расти, что развивать и наращивать, по мере возможности мы это используем.


К слову, сейчас мы заканчиваем автоматизацию внешних ворот, чтобы охранникам не приходилось постоянно самим открывать ворота для машин, которые, например, привозят продукты для столовой. Ведь такие действия отвлекают сотрудников охраны. Теперь ворота будут открываться с пульта - охранник видит, кто подъехал, и открывает/закрывает ворота нажатием кнопки. Задача опять же решается на спонсорские средства, и это огромная внутренняя работа.

- Как организована система оповещения?
- Мы очень активно используем систему голосового оповещения для решения разных задач. На каждом этаже установлено несколько динамиков, микрофон находится на посту охраны. Система голосового оповещения включена круглосуточно, а когда активирован микрофон, можно сообщить о срочном сборе учителей или детей, передать поздравления и т.д. В праздничные дни на переменах играет музыка, тем самым мы создаем радостное настроение по всей школе.

При входе в лицей установлена автономная электронная панель с бегущей строкой Информация вводится вручную с отдельного компьютера и запускается бегущий текст. Такое средство используется для поздравления победителей в конкурсах, приветствия каких-либо участников семинаров или конференций, поздравления с праздником.

- Как строится система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с учетом рисков курения, баловства с огнем?
- В нашем лицее установлены дымовые пожарные датчики. Но ложных срабатываний, к примеру из-за дыма сигарет, не бывает. Трудно вспомнить, когда в последний раз наши учащиеся баловались курением в помещении школы - это строго контролируется Хотя риск возгорания присутствует - зданию школы уже 3 5 лет. Поэтому каждый этаж и каждый кабинет оснащены ОПС и первичными средствами пожаротушения - огнетушителями и индивидуальными средствами защиты на случай эвакуации, такими как марлевые маски.

Все учителя проходят инструктаж, администрация - пожаротехнический минимум, раз в полгода мы проверяем наши гидранты и раз в год пропитываем огнезащитным материалом занавесы в актовом зале. Данные меры позволяют защититься от возгорания Любой ремонт у нас производится теми материалами, которые имеют разрешение для применения в общеобразовательных учреждениях, например на путях эвакуации мы не используем масляную краску.

Сейчас мы работаем над организацией современных эвакуационных выходов. По закону все запасные выходы в образовательных учреждениях должны всегда быть открыты. Но пройдите по любому образовательному учреждению - вы увидите, что в большинстве случаев запасные выходы закрыты и имеется указатель, где находится ключ. Мы ведем работу по оснащению всех запасных выходов электронными замками, которые будут разблокироваться в случае срабатывания пожарной сигнализации или при нажатии кнопки на пульте.

- На что вы обращаете внимание при выборе систем безопасности?
- На технологии, на опыт других школ и на ценовую политику. Так как мы приобретали все на собственные средства, соотношение цены и качества было очень важно. Мы изучали информацию в Интернете, анализировали, сравнивали, узнавали, в каких школах какие системы уже внедрены, обсуждали с коллегами. Много сведений можно почерпнуть на семинарах по безопасности, которые проводятся нашим Управлением образования.

К примеру, внутренняя система видеонаблюдения в лицее построена на базе аналоговых камер. Цифровые стоят намного дороже Управление образования обещает нам установить внешнее видеонаблюдение с применением цифровых камер и выводом сигнала на пост полиции, и мы этого очень ждем Безусловно, было бы эффективно использовать, например, технологии распознавания лиц или подсчета людей. Это интересная и актуальная задача на будущее.

Беседу провела
Анна Емельянова

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2013
Посещений: 13648

  Автор

Ирина Стрижак

Ирина Стрижак

Директор МАОУ Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина

Всего статей:  1

  Автор

Александр Куницын

Александр Куницын

Куницын Заместитель директора по безопасности МАОУ Одинцовского лицея № 6 им. А.С. Пушкина

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций