Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современные требования к построению ситуационного управления

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современные требования к построению ситуационного управления

Системы управления безопасностью преобразуются в сложные и взаимосвязанные комплексы сбора и обработки информации, требующие более эффективных методов управления сложным многофункциональным оборудованием. Практика показала, что применение метода ситуационного управления для реализации подобных систем позволяет намного эффективнее выполнять комплекс мероприятий по противодействию различным видам угроз
Юрий Стоянов
Председатель совета директоров группы компаний "Стилсофт"

Современный ситуационный центр – форма реализации системы поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление безопасностью объекта.

Ситуационный центр должен включать в себя следующие модули:

  • видеонаблюдения и видеоаналитики;
  • технических средств охраны;
  • управления внешними системами;
  • системы связи;
  • аналитической подсистемы;
  • геоинформационной системы;
  • управления инцидентами;
  • системы поддержки принятия решения.

Единый информационный комплекс

В качестве источников оперативной информации ситуационный центр, как правило, использует видеоданные, получаемые от видеокамер и видеосерверов. Одним из важнейших параметров является применение для обработки видеоданных комплексов алгоритмов видеоаналитики, позволяющих избавить оператора от рутинного процесса наблюдения, возложив на него основную функцию – принятия решений в сложных ситуациях, не поддающихся машинному анализу. В качестве источников оперативной информации также используются данные, получаемые с различных технических средств охраны. Приемно-контрольные приборы охранной и охранно-пожарной сигнализации, охранные и периметральные извещатели различных принципов действия, датчики состояния инженерных сооружений, датчики состояния окружающей среды (сейсмические, паводка, схода лавин и т.д.), координаты, передаваемые GPS/ГЛОНАСС-трекерами, используемыми для оснащения подвижных объектов охраны или мобильных групп охраны и реагирования, РЛС – вот далеко не полный перечень тех технических средств охраны, которые должен поддерживать современный ситуационный центр.

Для выполнения своих функций по управлению внешними системами в зависимости от произошедшей ситуации управление должно быть реализовано как оператором в ручном режиме, так и автоматически. На аппаратно-программном уровне необходимо управление системами аудио- и визуального информирования, системами электроснабжения, системами автоматического пожаротушения, системами контроля доступа, системами оповещения различных структур и должностных лиц.

Моделирование и аналитическая обработка событий

Аналитическая подсистема ситуационного центра, используя методы статистической обработки данных, должна позволять производить анализ событий, происходящих на контролируемых объектах или территориях, обнаруживать связи различных событий системы и сообщать оператору о возможных причинах возникновения этих связей. В лучших образцах ситуационных центров аналитическая подсистема позволяет анализировать корреляционно зависимые события, имеющие неявные связи, используя несколько информационных слоев одновременно. Кроме того, аналитический функционал должен автоматически классифицировать тревожные события по важности, а при развитии событий предоставлять оператору текущую оценку уровня угроз для оперативного изменения уровня его важности.

Современный ситуационный центр невозможно представить себе без возможности моделирования различных ситуаций с целью выработки оптимальных управленческих решений. Причем ситуации моделируются как предварительно, до ЧП – для оценки уязвимости объекта и составления сценария ситуационного управления, так и в реальном времени для обеспечения эффективных действий по реализации инцидента. Функционал моделирования ситуаций может быть использован для тренировки операторов по отработке инцидентов.

Одна из важнейших функций – ГИС-привязка графических планов объектов. Это позволяет увидеть реальную схему объекта, реальное расположение и направление угла обзора видеокамер, размещение и тип извещателей, а также их состояние. Кроме того, можно увидеть схему подъезда к объекту, местоположения отделения полиции, станции МЧС, больницы, пожарной службы в непосредственной близости от объекта и текущее расположение тревожной группы или служебного транспорта, их движение в реальном времени.

Инцидентный подход в системе поддержке принятия решений

Подсистема управления инцидентами позволяет на этапе настройки и конфигурирования системы классифицировать каждое тревожное событие (инцидент). В зависимости от вида события система в автоматическом режиме классифицирует данный инцидент и помещает его в определенную категорию: пожар, пересечение периметра, оставленный предмет и т.д. На основании присвоенной категории инцидента система должна осуществлять анализ ситуации и предоставлять оператору всю необходимую информацию: видеоканалы, в зону видимости которых мог попасть инициатор инцидента, архивную видеозапись, схему местности, план подъезда, адреса и контактные телефоны ближайших отделений полиции, станций МЧС, больниц и т.д.

Оператору, который отрабатывает инцидент, система должна предложить заранее подготовленную инструкцию, по выполнению действий оператором для отработки возникшего инцидента. На основании выбранного действия система предлагает дальнейшие шаги и скрывает предыдущие, до полного разрешения инцидента. Современный ситуационный центр позволяет осуществлять как одноуровневую, так и многоуровневую обработку инцидентов.

Неограниченные сетевые и интеграционные возможности

Современный ситуационный центр имеет широкие интеграционные возможности, которые дают возможность использовать различные технические средства в качестве источников информации об инциденте. Система авторизации помогает решать практически любые задачи в области разграничения прав доступа пользователей к системе.

За ситуационными центрами, построенными на указанных принципах, – будущее. Поэтому те компании, которые первыми освоят данные технологии и станут в них специалистами, получат значительное конкурентное преимущество.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2017
Посещений: 5274

  Автор

Стоянов Ю. П.

Стоянов Ю. П.

Генеральный директор компании "Стилсофт"

Всего статей:  5

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций