Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Национальные особенности "Безопасного города"

В рубрику "ИТ-интеграция" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Национальные особенности "Безопасного города"

Модернизация подразумевает использование современных технологий для решения широкого круга задач. Одна из важнейших – защитить граждан и субъекты любого уровня от всевозможных угроз. Разрабатываются соответствующие стратегии, концепции и федеральные программы. На пути их реализации лежит множество препятствий, но разве дорога к высокой цели может быть простой?
Виталий Лагутин
Руководитель центра инженерно-технических
систем безопасности ЗАО "Энвижн Груп"

Отправной точкой федеральной целевой программы "Безопасный город" можно считать поручение Президента РФ "О создании государственной системы профилактики преступлений и правонарушений" от 13 июля 2007 г.

Нормативно-правовая база "Безопасного города"

Вопросов обеспечения безопасности на региональном и муниципальном уровнях также касаются различные правовые акты:

  • № 3-ФЗ "О полиции" от 7 февраля 2011 г.;
  • № 390-ФЗ "О безопасности" от 28 декабря 2010 г. ;
  • № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г.;
  • № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. ;
  • Стратегия развития информационного общества, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г.;
  • Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденная Президентом РФ 12 мая 2009 г.;
  • Концепция общественной безопасности, утвержденная Президентом РФ 20 ноября 2013 г.

Самый свежий нормативный документ в этом ряду – Постановление Правительства РФ "О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" от 20 января 2014 г.

Кто и за что отвечает?

Для полноценного обеспечения общественной безопасности требуется решать вопросы в сфере правопорядка, медицины, экологии, градоуправления, транспорта, строительства, коммунального хозяйства и т.д. Поэтому в реализации и развитии программы "Безопасный город" должны участвовать многие государственные структуры регионального и федерального подчинения: полиция, МЧС, департамент здравоохранения, службы охраны природных ресурсов, гидро- и метеорологические службы, департамент строительства и ЖКХ, дорожные службы, департамент управления транспортом и др. Кроме того, департамент информационных технологий отвечает за внедрение и поддержку технических средств, а местная администрация – за общее управление и взаимодействие всех органов.

Что же мы имеем на практике? Да, все ведомства занимаются автоматизацией и решением вопросов безопасности, но в рамках своих бюджетов и компетенций. Это приводит к тому, что различные системы далеко не всегда совместимы между собой, и увязать их в целостный комплекс стоит немалых усилий.

Трудности реализации

Итак, правовая база обширна, спектр задач тоже. При этом регламенты носят рекомендательный или описательный характер, единых стандартов нет. Во всех федеральных округах России, от Калининграда до Владивостока, разработаны и утверждены локальные программы "Безопасный город" или "Безопасный регион". На их реализацию выделяются средства из федерального и местного бюджета. Как правило, деньги идут на решение наиболее очевидных задач, при этом и инструменты выбираются наиболее доступные.

В общем случае программа "Безопасный город" подразумевает:

  • установку телекамер для круглосуточного контроля ситуации в режиме реального времени;
  • оперативное реагирование на инциденты;
  • автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • централизованное ведение фото- и видеоархива;
  • восстановление хода событий на основе видеоархива при расследовании правонарушений;
  • интеграцию видеоинформации с данными других автоматизированных систем городской инфраструктуры.

Чаще всего на улицах, площадях, вокзалах, в парках и других общественных местах размещают фото- и видеокамеры, изображения с которых поступают на пульт дежурного УВД, а также терминалы экстренной связи "Гражданин – полиция". Казалось бы, польза бесспорна: органам правопорядка проще следить за обстановкой в городе, выявлять и ловить нарушителей. К сожалению, практика показывает, что решения не оправдывают ожиданий: наряд полиции прибывает на место преступления слишком поздно, а камеры имеют низкое разрешение, и распознать лицо преступника трудно или невозможно. И получается, что лучшее применение средств наблюдения – следить за соблюдением правил дорожного движения.


Исходный спектр задач сильно сужается, многие аспекты безопасности остаются бесконтрольными. Отчасти этот пробел восполняет другая всероссийская программа – "Система 112", призванная координировать действия полиции, МЧС, пожарных, "скорой помощи" и других оперативных служб. Но внедрение и использование этого решения также имеет свои нюансы, которые могут стать предметом отдельного обсуждения.

Опыт регионов

В СМИ регулярно появляются новости, освещающие реализацию "Безопасного города" в том или ином регионе. Например, в Нижнем Новгороде данная программа действует с 2007 г. В городе и области установлено более 1400 камер, на внедрение системы безопасности потрачено порядка 800 млн, техническая поддержка обходится в 100 млн руб. ежегодно. Власти рапортуют о высоких результатах: так, в первом полугодии 2013 г. камеры принесли городскому бюджету 76 млн руб. в виде штрафов за нарушение ПДД, в январе–апреле 2014 г. благодаря системе наблюдения раскрыто около 300 преступлений1. При этом администрация признает, что не удается достичь целевых показателей, в частности, снизить число жертв ДТП до требуемого уровня. Конечно, это может говорить не только о неправильном выборе инструментов или их неэффективном использовании, но и о недостатках организационных мер и о некорректном выборе показателей эффективности.

Новый взгляд на управление транспортной обстановкой

В 2012 г. в рамках программы "Безопасный город" Департамент информационных технологий Москвы совместно с крупным системных интегратором начали внедрение централизованной интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Помимо традиционной подсистемы наблюдения в нее входят подсистемы:

  • мониторинга транспортных потоков;
  • управления дорожным движением;
  • контроля движения грузового транспорта;
  • метеомониторинга;
  • информирования участников дорожного движения.

Нижний, физический уровень системы составляют:

  • более 8600 навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS;
  • свыше 6700 детекторов трафика;
  • порядка 3000 бортовых комплексов безопасности;
  • более 2100 телекамер;
  • около 1700 дорожных контроллеров;
  • 800 комплексов фото- и видеорегистрации;
  • около 250 информационных дисплеев и 150 динамических знаков.

Верхний уровень ИТС – ситуационный центр Департамента транспорта. Сюда сводятся данные со всех типов оборудования, сотрудники осуществляют мониторинг и анализ поступающей информации, а также взаимодействие с другими ведомствами – МВД, МЧС, ЖКХ и т.д.

Комплексный подход

Рассмотренный выше проект показателен вовсе не тем, что реализован в столице, и не внушительным объемом внедренных технических решений. Как и любая масштабная система, ИТС продолжает развиваться и совершенствоваться. Важность ее в том, что она является первым шагом воплощения "Концепции комплексной программы безопасности г. Москвы", принятой в 2010 г. Ключевой момент – именно комплексный подход: документ подчеркивает, что бороться с угрозами необходимо системно, учитывая не только отдельные факторы, но и сложные взаимосвязи между ними. Поэтому концепция предусматривает единую политику и согласованные действия органов власти и других структур по всем вопросам обеспечения безопасности.

Другой важный аспект – привлечение к реализации проекта компетентного исполнителя. У крупных ИТ-компаний большой опыт в разработке и внедрении решений для мониторинга, контроля и защиты государственных, коммерческих, социальных и промышленных объектов. Компании также умеют объединять различные системы, собирать и консолидировать данные, поступающих из множества источников. Неудивительно, что большинство системных интеграторов разработали собственные концепции – "Умный город", "Интеллектуальный город" и т.д., которые в полной мере отражают все нюансы обсуждаемой программы.

Наконец, еще один существенный пункт – использование информационно-аналитических инструментов. Они могут отличаться по "мощности" и решать задачи разного уровня. Так, средства видеоаналитики позволяют распознавать лица людей и критические ситуации, а системы поддержки принятия решений призваны помочь руководителю службы, департамента или администрации оценить сложную обстановку и принять необходимые организационные меры. Главная же цель применения искусственного интеллекта – исходя из накопленной статистики и текущей ситуации, моделировать возможное развитие событий, строить достоверные прогнозы. В свою очередь, это позволяет перейти от реагирования на инциденты к их предотвращению. В идеале любой "Безопасный город" должен определять потенциальные угрозы и своевременно нейтрализовать их.

___________________________________________
1 www.nn.mk.ru/article/2013/12/17/960853-bezopasnyiy-gorod-nachal-prinosit-dohod.html

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2015
Посещений: 6502

  Автор

Виталий Лагутин

Виталий Лагутин

Руководитель центра инженерно-технических систем безопасности ЗАО "Энвижн Груп"

Всего статей:  1

В рубрику "ИТ-интеграция" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций