Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не хватает третьей стороны

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Не хватает третьей стороны

Наталья Хазова
Редактор рубрики "Пожаротушение",
генеральный директор ГК "Пожтехника"

Говоря о противопожарной безопасности предприятий розничной торговли, следует сразу отделить слабо контролируемый и при этом самый массовый сегмент "народного магазина возле дома" от сетевых форматов типа гипермаркетов и крупных торговых центров с брендовыми магазинами и фуд-кортами внутри. В первом случае с пожарной безопасностью дела обстоят удручающе печально, пугающе и как-то даже беспросветно. Пожар 2015 г. в ТЦ "Адмирал" (17 погибших, еще двое "пропали без вести") в Казани послужил яркой тому иллюстрацией. Подобные "ТЦ" возводились быстро: металлический каркас, перекрытия, сэндвич-панели, стекло – и готово, переоборудовали помещения бывших складов – и готово, можно набивать площади добром, арендаторами и покупателями... Практически в каждом таком случае список грубейших нарушений требований пожарной безопасности составит не один лист – от несоответствия количества и ширины эвакуационных выходов численности посетителей до применения горючих материалов и несущих конструкций с неприемлемо низким уровнем огнестойкости, отсутствия систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.

Но и во многих крупных "сетевых" и "мультибрендовых" торговых центрах, супер- и гипермаркетах ситуация с соответствием требованиям пожарной безопасности не намного лучше. Да, уже можно увидеть на потолках дымовые пожарные извещатели (иногда до сих пор в защитных пластиковых кожухах – значит, систему до сих пор не приняли в эксплуатацию, и ее по сути еще нет), но в остальном комплекс проблем все тот же: недостаточное количество и ширина путей эвакуации, применение дешевых и токсичных при горении отделочных и строительных материалов, удручающе низкий уровень готовности персонала к правильным действиям в случае пожара или ЧС. Проверяющие инспекторы из пожнадзора могут выписывать хоть сотню предписаний и штрафов, но реальная ответственность для владельцев наступит лишь в случае реального пожара, когда погибнут люди, будет уничтожено имущество и наступит, наконец, чья-то уголовная ответственность. Но народ у нас с непробиваемой уверенностью продолжает надеяться на лучшее, твердо веря, что "это" если и произойдет, то не с ним.

Так в итоге и получается: происходит практически регулярно по всей стране, но это не повод менять что-то именно у себя.

В очередной раз приходится констатировать: виноваты в первую очередь не люди – владельцы бизнеса, абсолютное большинство из них не имеет и сотой доли представления о проблематике пожарной безопасности. Виновата система, в которой напрочь отсутствуют механизмы экономического принуждения владельцев бизнесов не экономить на пожарной безопасности. Предприниматели остаются один на один с пожнадзором, который не имеет рычагов заставить их изначально соблюдать все требования пожарной безопасности как на стадии проектирования и строительства, так и на этапе эксплуатации.

Если бы в процесс наконец полноценно включилась третья сторона, а именно страховые компании, то лет через пять мы увидели бы магазины и магазинчики, как один оснащенные системами адресно-аналоговой пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, системами водяного спринклерного (а может, даже и ТРВ!) пожаротушения, огнетушителями в каждом углу и с регулярно проходящим проверку на "пожарный минимум" персоналом...

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2016
Посещений: 4106

  Автор

Хазова Н. В.

Хазова Н. В.

Редактор рубрики "Пожаротушение"

Всего статей:  44

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций