Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Не место для экспериментов с безопасностью

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Не место для экспериментов с безопасностью

Наталья Хазова
Редактор рубрики "Пожаротушение",
генеральный директор ГК "Пожтехника"

Москва, С.-Петербург, Казань, Нижний Новгород – центры федерального и регионального притяжения ресурсов, технологий и людей – стремительно урбанизируются во всех смыслах этого термина. Растет население, расширяется территория, количество автотранспорта уже давно не соответствует пропускной способности городских автомагистралей. Проблему мобильности, городского транспорта решает развитие метрополитена, и это, пожалуй, самое лучшее и эффективное решение. Технологии постройки начали развиваться еще в 1930-х гг., и тут мы, без ложной скромности, являемся одними из лидеров в мире.

Столичный метрополитен связывает отдаленные районы с Большой Москвой, построено много новых и планируется построить еще больше станций. При ударных темпах и при впечатляющих масштабах строительства очень важно обеспечить высокие стандарты безопасности объектов метрополитена. Пожарная безопасность должна быть одним из главных приоритетов, ведь последствия даже небольшого возгорания в подземке могут привести к катастрофическим последствиям и человеческим жертвам. Это касается как новых и строящихся станций, так и старых, подземных дворцов в мраморе и бронзовых скульптурах, давно ставших визитной карточкой столицы и одной из главных достопримечательностей для туристов.

Переоснащение старых объектов метрополитена – задача едва ли не более сложная и затратная, чем построение новых современных систем на новых станциях. Кстати, говоря об "объектах метрополитена", мы подразумеваем не только станции и тоннели, в "хозяйстве" подземки находятся и депо, и ремонтные мастерские, и наземные диспетчерские, и офисы. Кроме того, сам подвижной состав, современные вагоны метро также должны быть оборудованы новыми и современными системами противопожарной защиты. В подвагонном пространстве сегодня устанавливается сложное электронное оборудование, которое управляет электрической нагрузкой, климатом и вентиляцией, тормозной системой и т.п. Перегрев, замыкание и возгорание такого оборудования – сценарий вполне реальный и весьма опасный в сочетании с высокой пожарной нагрузкой и наличием пассажиров в ограниченном пространстве вагона. Передовые системы раннего обнаружения и безопасного тушения возгораний в подвагонном пространстве уже внедряются в применение на новых сериях вагонов метро, но при этом все старые серии оборудованы лишь морально, а зачастую и физически устаревшими системами порошкового тушения.

Строительство и планирование строительства новых станций происходит не только в Москве, но и в Казани, в Нижнем Новгороде, Челябинске, Красноярске. К сожалению, единых стандартов и подходов к оснащению метрополитенов России системами пожарной безопасности на сегодня не наблюдается, даже на объектах столичного метрополитена можно встретить весь спектр оборудования от отечественных и зарубежных производителей. Тем не менее у проектных и строительных организаций мы встречаем понимание необходимости применения современных и хорошо зарекомендовавших себя систем пожарной безопасности, ведь метрополитен – это не место для экспериментов с безопасностью.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 3842

  Автор

Хазова Н. В.

Хазова Н. В.

Редактор рубрики "Пожаротушение"

Всего статей:  44

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций