Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

СОУЭ на объектах с массовым пребыванием людей. Что нас ждет в 2020 г. ?

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

СОУЭ на объектах с массовым пребыванием людей.Что нас ждет в 2020 г.?

В ближайшее время проектировщиков, производителей и потребителей систем пожарной безопасности ждут большие перемены. В 2020 г. вступит в силу единый для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ГОСТ "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний". В этом материале мы рассмотрим наиболее значимые изменения, которые касаются приборов управления СОУЭ
Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид"

Участники рынка систем безопасности привыкли к тому, что вопросы организации системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) на объектах с массовым пребыванием людей регламентируются действующими ФЗ-123, табл. 2 СП 3.13130.2009, табл. 2 ГОСТ 31565–2012 и различными методическими пособиями и рекомендациями, подготовленными ВНИИПО МЧС России. При этом согласно ПП № 390 "О противопожарном режиме" под такую категорию попадают объекты, на которых может находиться 50 и более человек.

Чем регулируется устройство приборов СОУЭ?

В СП 3.13130.2009 вводится понятие о пяти типах систем СОУЭ, определяющих принципы оповещения (световое, звуковое, речевое, наличие обратного канала связи и единой диспетчерской) на различных категориях объектов. Оговаривается необходимость обеспечения работоспособности соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. В реальной жизни это приводит к повсеместному использованию специализированных дорогостоящих огнестойких кабелей. Из конкретных требований к технике фигурирует обязательное наличие автоматического контроля работоспособности линий связи с оповещателями. Практически во всех случаях на объектах с массовым пребыванием людей должно быть предусмотрено речевое оповещение.

Виюне 2018 г. закончился первый этап общественного обсуждения ГОСТа "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний". Новый документ в 2020 г. заменит в РФ действующий ГОСТ 53325–2012

Главным же документом, регламентирующим устройство приборов СОУЭ, является ГОСТ Р 53325–2012. Такие устройства прежде всего подпадают под действие общих функциональных требований к ППУ (п. 7.4.1), основным из которых также является контроль линий связи. Специфические требования для речевого оповещения дополнительно уточняются п. 7.4.3. В частности, говорится о необходимости хранить в энергонезависимой памяти сообщения о пожаре, обеспечивать трансляцию записанных фонограмм и/или прямую трансляцию сообщений и управляющих команд через микрофоны, обеспечивать приоритетность трансляции сообщений через микрофоны и одного из микрофонов при наличии нескольких.


Как и в большинстве других сегментов российского рынка систем безопасности (за исключением аппаратных средств видеонаблюдения), в сегменте СОУЭ можно наблюдать естественное "импортозамещение", случившееся еще до того, как это стало модным на государственном уровне, за счет значительно более доступной цены и аналогичного функционала в рамках существующих нормативных требований.

Виды построения СОУЭ

Производители предлагают два подхода к построению систем речевого оповещения: централизованный (стоечный) и распределенный. В отличие от классического централизованного, чаще встречающегося в зарубежном оборудовании, распределенный вариант построения дает системе большую гибкость, позволяет значительно сокращать расходы на этапах монтажа и обслуживания систем за счет минимизации линий связи. При использовании распределенной архитектуры нет необходимости тянуть значительное количество дорогостоящих огнестойких кабелей большого сечения от единой стойки оповещения по всему объекту. Достаточно установить в непосредственной близости от зон оповещения сетевые усилители, хранящие в энергонезависимой памяти заранее записанные речевые сообщения, и объединить их одной линией информационного интерфейса.

Ожидаем перемен

Такова ситуация дня сегодняшнего. Однако в ближайшее время проектировщиков, производителей и потребителей систем пожарной безопасности ждут большие перемены. В июне 2018 г. закончился первый этап общественного обсуждения нового, единого для всех стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) ГОСТ "Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", который в 2020 г. заменит в РФ действующий ГОСТ 53325–2012. Перед разработчиками этого документа стояла непростая задача – сроки его подготовки были весьма и весьма ограниченны. Получившийся результат вызывает достаточно много вопросов. В этом материале рассмотрим те наиболее заметные изменения, которые напрямую касаются приборов управления СОУЭ.

Пункт 5.1.3

В общих требованиях к приборам появился пункт 5.1.3: "Единичная неисправность линий связи между компонентами блочно-модульных приборов не должна оказывать влияние на работоспособность прибора". Практически этот пункт означает необходимость резервирования (дублирования) информационного интерфейса между распределенными компонентами прибора. В описанном выше варианте распределенной архитектуры системы оповещения это будет линия связи между сетевыми усилителями. Данному требованию не удовлетворяют существующие российские системы.

Пункт 5.1.27

Этот пункт касается обязательной необходимости индикации системной ошибки. Опубликованный вариант стандарта также содержал требование о сохранении работоспособности обобщенных индикаторов ("Пожар", "Пуск" и т.п.) при системной ошибке, что автоматически влекло бы за собой необходимость резервирования процессора прибора вне зависимости от масштаба защищаемого им объекта. Однако по предварительной информации, полученной от разработчиков документа, от этого требования было решено отказаться. В разделе, посвященном непосредственно приборам СОУЭ, обращают на себя внимание следующие нововведения.

Пункт 7.5.1

"ППУ [управления и/или звуковым оповещением] не должен иметь возможность работы в состоянии "Автоматика отключена" и не должен управлять более чем одной зоной оповещения".

Не вполне ясно, почему один прибор может управлять только одной зоной оповещения. Трудно представить, к чему приведет введение этого требования к распределенным системам, где один прибор может управлять сотнями линий с оповещателями, работающими по разным алгоритмам.

Пункт 7.6.6

"ППУ [управления речевым оповещением] должны обеспечивать возможность подключения одного или более микрофонов. При наличии возможности подключения более одного микрофона должна быть обеспечена приоритетность одного из них".

То есть если в ГОСТ Р 53325–2012 подключение микрофона было опциональным, то в новом ГОСТе оно станет обязательным для всех приборов вне зависимости от их мощности и защищаемой площади. Принятие этого требования приведет к существенному подорожанию, а фактически и к вытеснению с рынка самых малых бюджетных приборов отечественного производства. Возникнут также серьезные трудности в реализации систем с радиоканальными оповещателями.

Пункт 7.6.11

Он выглядит поистине революционным: "ППУ должен обеспечивать подключение речевых оповещателей в линии связи, устойчивые к единичной неисправности".

Потребителей ждет увеличение стоимости систем не только в части оборудования, но и в значительно большей степени в части линий связи, которых станет в два раза больше

То есть если сегодня системы должны контролировать исправность линий, то начиная с 2020 г. линия должна сохранять свою работоспособность в полном объеме при обрыве и коротком замыкании. Для выполнения этого требования линии с оповещателями должны будут стать кольцевыми, но этого мало. Каждый оповещатель должен будет иметь встроенный изолятор короткого замыкания. Сегодня на российском рынке в принципе нет системы, которая удовлетворяла бы этому требованию. Даже самые дорогостоящие системы зарубежного производства не предусматривают такой вариант архитектуры (требования европейских стандартов EN-54 оказываются мягче).

В силу особенностей решаемой задачи изоляторы короткого замыкания для линии оповещения не могут получиться доступными по цене. Их стоимость, вероятнее всего, будет ощутимо превышать стоимость самих оповещателей. Это требование выглядит излишне жестким еще и из-за того, что аналогичного требования для систем сигнализации нет. В сигнализации при единичной неисправности может быть потеряно 32 извещателя.

Заключение

В результате потребителей ждет увеличение стоимости систем не только в части оборудования, но и в значительно большей степени в части линий связи, которых станет в два раза больше.

Основным аргументом за все эти ужесточения является необходимость повышения надежности и живучести систем противопожарной защиты, особенно в контексте недавних трагических событий. Представляется, что ужесточение требований и, соответственно, значительное удорожание систем на этапе внедрения приведет к решению существующих проблем с формальным отношением к техническому обслуживанию. Мне же эта мысль кажется сомнительной.

Остается надеяться, что здравый смысл восторжествует и будет найден компромисс между "надежностью" и реальной эффективностью.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 3254

  Автор

Горяченков М. С.

Горяченков М. С.

Руководитель службы поддержки клиентов компании "Болид"

Всего статей:  19

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций