Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телега впереди лошади

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телега впереди лошади

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Почти после каждого серьезного ДТП на железнодорожных переездах страны ответственные за безопасность мужи принимают соответствующие меры, выполнение которых должно, по их убеждению, снизить (а лучше исключить) возможность подобных аварий. При этом принимаются поправки к нормативным документам, в частности к федеральному закону об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (от 08.11.2007 № 257-ФЗ), соответственно рождается целый ряд подзаконных актов. Согласно им к обязательным элементам обустройства железнодорожных переездов отнесены "работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения…".

Все бы ничего, но боюсь, что теперь только на них и будут уповать. Ведь мы в который раз ставим телегу впереди лошади. Сошлюсь на печальный зарубежный опыт.

После теракта в редакции журнала "Шарли Эбдо" городской глава Ниццы говорил, что в его городе, утыканном видеокамерами (1256 штук на 340 тыс. населения), террористы "не смогут проехать и трех кварталов, не будучи замеченными". Увы, это не предотвратило трагические события в этом городе 14 июля 2016 г. Судя по принятым в России решениям, мы наступаем на западноевропейские грабли.

В глобальной сети масса видеозаписей, сделанных, кстати, аппаратурой для видеофиксации нарушений, на которых покадрово можно наблюдать столкновения локомотивов с различными видами автотранспорта: фиксируется гибель людей, сход вагонов и цистерн с рельсов и все остальные присущие ДТП моменты. Если такие вещи происходят при наличии телекамер, тогда какое отношение видеофиксация имеет к обеспечению безопасности на железнодорожном переезде?

Надо просто определиться, что мы собираемся делать: предотвращать возможные аварии или собирать штрафы? Это разные вещи, и не надо подменять понятия.

Встает вопрос: кого наказывать после аварии, если сами виновники ДТП чаще всего погибают? Остается только ожидать, что тем нарушителям, кому повезло, кому удалось проскочить, придет через три месяца штраф и у них заберут права. Но на этой же машине будет ездить другой лихач. И таким образом это будет продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не погибнет.

Вне правил железнодорожные переезды проезжают, безусловно, не все, а только некоторые категории водителей. Те, у кого отказали тормоза, уснувшие за рулем, кто сильно торопится. Яркий пример тому – ДТП в зоне Вишняковского железнодорожного переезда в Подмосковье. Это (рис.1) можно назвать апофеозом человеческой глупости и беспечности, когда в нетерпении поскорее проехать и сэкономить секунды взрослые люди полностью перекрывают движение в двух направлениях минимум на 30–40 мин.


Следует особо отметить, что ни в одном из случаев видеокамера не может предотвратить аварии и возможные жертвы. Напрашивается вывод: либо законотворцы повелись на тех, кто лоббирует свои финансовые интересы в продаже камер, либо просто перепутали причину со следствием. Причина железнодорожной катастрофы – это не отсутствие видеокамеры, а отсутствие физической защиты в зоне переезда.

Понятно, что малогабаритная камера и надпись "Ведется видеонаблюдение" вряд ли кого-то остановят. Другое дело – серьезное инженерное оборудование: мощный физический барьер может гарантированно удерживать большегрузный автотранспорт, независимо от того, кто им управляет – террорист или кто-либо другой.

К примеру, на высокоскоростных направлениях уже установлены мощные противотаранные шлагбаумы с огромными тяжелыми стрелами, которые опускаются за 10–15 с, перекрывая одновременно весь проезд шириной 7,5 м. И пока не было ни одного случая, чтобы кто-то умышленно въехал в эту стрелу. Это вам не сигнальный шлагбаум, который ломают каждые два дня, как-никак – полторы тонны стали. Увидев такой массивный барьер, водители сразу же снижают скорость. И останавливает их не сам шлагбаум, а зрительный образ – нечто более мощное, чем их джипы и грузовики.

Это подтверждают железнодорожники – дежурные по переездам: "С установкой противотаранных шлагбаумов работать стало намного легче. Раньше приходилось выбегать, махать, перекрывать проезд. Красный свет загорался, все его игнорировали, пытались проскочить. А сейчас только заморгал светофор – все замирает, никто не дергается, понимая, что это серьезная вещь и тут лучше не рисковать. И как результат – нет аварий".

Это еще одно подтверждение тому, что безаварийность работы зависит не от наличия видеокамер, а от установки и надежной работы серьезных инженерных препятствий, в частности противотаранных шлагбаумов.

В настоящее время на объектах ОАО "РЖД" противотаранные устройства (ПТУ) управляются с пульта дежурного по переезду. Для исключения роли так называемого человеческого фактора (который привел к столкновению "Ласточки" с автобусом на переезде Рощино под Санкт-Петербургом в феврале этого года) ведущими компаниями разработаны предложения по интеграции ПТУ в состав переездной автоматики с системой контроля наличия/отсутствия препятствий на железнодорожных путях. Эти новации касаются и автономных (необслуживаемых) переездов. К сожалению, в РЖД на них не реагируют.

Помимо обеспечения безопасности движения состава и автотранспорта в зоне переезда, актуален вопрос о регулировании движения пешеходов через железнодорожные пути. Предлагается в местах пешеходных переходов устанавливать заграждения с автоматически управляемыми калитками и светозвуковые табло, предупреждающие о приближении состава.

В такой структуре система видеонаблюдения решала бы больше задач, чем просто ведение посмертного учета.

Пришла пора концептуально менять подходы к работе. Давайте учиться правильно "запрягать".

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 3113

  Автор

Игорь Васильев

Игорь Васильев

Редактор раздела "Комплексная безопасность", главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  20

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций