Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Предотвращение техногенных катастроф на объектах недвижимости повышенного риска с применением систем мониторинга и управления

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Предотвращение техногенных катастроф на объектах недвижимости повышенного риска с применением систем мониторинга и управления

Cоздание систем мониторинга и управления, как и любое большое дело, представляет собой многогранный процесс. Этот процесс можно условно разделить на несколько компонент: социальную, экономическую, техническую, правовую и учебную. Все они важны, взаимосвязаны и развиваются параллельно. Попробуем поближе рассмотреть каждую из них.

Одновременно с ростом научно-технического потенциала, к сожалению, усиливается и вероятность техногенных катастроф (ТК). Они являются одним из основных видов угроз человеку и окружающей среде. Сейчас в разработке находится технический регламент "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Общие требования". Он должен выступить гарантом в деле предупреждения данного вида катастроф. Начало работы по предупреждению ТК было положено еще в период существования СССР, при строительстве высокотехнологичных объектов того времени. Тогда наукоемкие производства требовали, образно говоря, надежной оболочки в виде зданий и сооружений, которая обеспечивала бы более-менее приличные условия труда человека. На этих объектах имелись системы освещения, отопления, вентиляции, водоснабжения и т.д., то есть системы жизнеобеспечения. При этом практически отсутствовал круглосуточныи контроль за состоянием самих систем. Логическое продолжение эта тема получила относительно недавно при проведении офисного, социального и частично жилищного строительства. Кто теперь не знает что такое "интеллектуальное здание"? Уверен, этот термин слышали все и даже в некоторой степени имеют по данной теме если не представление, то уж точно собственное мнение. Правда, не многие реально представляют весь комплекс систем, обеспечивающих нормальную работу "интеллектуального" объекта. Говоря об инженерных системах жизнеобеспечения объектов повышенного риска, надо понимать, что в совокупности с ними на промышленных предприятиях работают системы обеспечения производственного процесса, это дополнительно увеличивает требования к СМИС.

Совокупность технических решений, выработанных компанией "ЭкоПрог" и нашими коллегами из ФЦ ВНИИ ГОЧС, дает возможность организовать контроль за функционированием инженерных систем объектов повышенного риска с последующей передачей данных в подразделения МЧС. Эти решения позволяют прогнозировать и своевременно предотвращать вероятные угрозы здоровью и жизни человека на объектах недвижимости повышенного риска (по-другому - потенциальноопасные объекты (П00).

Акцентируя внимание на предупреждении техногенных катастроф, надо отметить, что наличие "интеллекта" на объектах недвижимости повышенного риска, в первую очередь, необходимо для контроля за состоянием инженерных систем этих объектов и передачи "тревожной" информации в соответствующие инстанции.

Функционирование СМИС

Основная цель работы СМИС - своевременно передать "тревожный сигнал" с объекта в ближайшую единую дежурную диспетчерскую службу МЧС (ЕДДС МЧС) посредством любого из возможных каналов связи.

Существует три категории объектов, основными из которых являются промышленные предприятия. На данных объектах имеются две условно выделенные группы инженерных систем: производственно-технологические инженерные системы обеспечения производства и системы жизнеобеспечения самого объекта. Производственно-технологические инженерные системы по умолчанию имеют автоматическую систему управления технологическими процессами (АСУ ТП), которая собственно и обеспечивает контроль за нормальным состоянием систем. Однако в случае аварийной ситуации, которая может повлечь за собой возникновение ТК, как правило, преобладание интересов хозяев производства тормозит, а зачастую и полностью блокирует поступление оперативной информации о реальном состоянии дел.

Задача СМИС в случае возникновения на объекте нештатной ситуации - без привлечения человеческого фактора получить "тревожный" сигнал и отправить его по сети передачи данных в независимую оперативную службу, т.е. в ЕДДС.

Центральное диспетчерское управление инженерными системами жизнеобеспечения объекта

Сигнал от АСУ ТП должен поступать в центральную диспетчерскую управления инженерными системами жизнеобеспечения объекта (ЦДО). В ЦДО осуществляется мониторинг состояния собственных систем и получение "тревожного" сигнала с производства. В ней находится основной "мозг" СМИС. Здесь происходит обработка сигналов по заданному интерфейсу и принимается решение о передаче сигнала тревоги в ЕДДС. Для объектов социально-бытового назначения характерно наличие только систем жизнеобеспечения объекта, поэтому функции ЦДО ограничиваются контролем и управлением только этими системами.

Для объектов транспорта, коммуникационных центров различного назначения, объектов электросети и т.д. приоритетными являются сигналы, определяющие критическое состояние объекта от установленного нормального уровня.

Характер и категории "тревожных сигналов" определяются непосредственно для каждого объекта с учетом его функционального назначения. (Порядок определения сигналов указан в методике оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях.) При любых обстоятельствах такие категории сигналов, как "пожар", "теракт", "утечка ОВ", "радиоактивная опасность", "обрушение конструкций здания", должны отслеживаться и оперативно передаваться в соответствующие службы.

Хочу особо отметить, что ЦДО - в понимании службы эксплуатации объекта - является в основном системой управления, а уже потом мониторинга. Для ЕДДС приоритеты прямо противоположные. Мониторинг состояния контролируемого объекта и контроль за каналами передачи данных - это одна из первоочередных задач ЕДДС.

Место противопожарных систем в рамках СМИС

Отдельно надо отметить место противопожарных систем в рамках СМИС. Система надзора и консультаций, действующие нормы и правила ГПС сегодня, по сути, остаются неизменными и в рамках СМИС. При этом системы противопожарной защиты будут являться одной из крупных составляющих всей системы мониторинга. В соответствии с настоящими требованиями контроль за противопожарным состоянием объекта и управлением систем противопожарной защиты возложен на контроллер системы сигнализации. Контроллер, управляющий системой по заданному алгоритму, при наличии СМИС дополнительно должен быть наделен функцией передачи дублированного сигнала в ЕДДС. Для опытной организации реализовать такую задачу с использованием современных ППК не составит большого труда.

Техническое обеспечение СМИС

А теперь в продолжение рассмотрения технического аспекта СМИС предлагаю обратиться, наверное, к самому каверзному вопросу: оборудование каких производителей должно обеспечивать работу СМИС?

Разочарую тех, кто хочет услышать названия или ссылки на известных и малоизвестных производителей. Ни в одном документе, начиная от концепции и кончая методикой по созданию СМИС, их нет. Понятно, что есть сформированный рынок, но в этой нише, в нашем случае, все заинтересованные стороны по отношению к СМИС стоят примерно на равных стартовых позициях.

Дело в том, что весь алгоритм создания СМИС построен на обязательном выполнении строго определенного перечня организационно-технических условий работы инженерных систем объекта. Если совокупное техническое решение выполнено на базе оборудования двух и более производителей и оно выполняет данный перечень условий, то система проходит сертификацию и объект получает "паспорт безопасности".

Для наглядности надо отметить, что методика по сертификации СМИС объекта предполагает сначала поэтапную сертификацию отдельных инженерных систем, а уже потом самой системы сбора и обработки данных.

В развитии технической тематики нельзя не коснуться вопросов связи и обеспечения оперативной передачи данных. Как пользователь, а не профессионал знаю, что вопрос непростой и недешевый. Сегодня он рассматривается в рамках развития сети ЕДДС, но это тема отдельного большого разговора.

Если пытаться прогнозировать развитие рынка услуг в сфере создания СМИС, то смею предположить, что круг специализирующихся уже сегодня в данном направлении фирм составит основу всех дальнейших предложений и особо не изменится. Со своей стороны, возможно, себя заявят небольшие компании, занимающиеся исключительно программированием отдельных инженерных систем. Указанный выше технический регламент со временем приведет к систематизации производителей, поэтому для заказчика будут формироваться некие оптимизированные решения, которые заставят часть компаний организовывать между собой новое коммерческое партнерство.

Экономическое обеспечение СМИС

Затронув тему существующего рынка услуг, мы постепенно перешли к экономической стороне рассматриваемого нами вопроса. Сейчас логично поговорить о спросе на предложение "от которого невозможно отказаться". Шутка, хотя потенциальные заказчики именно так и понимают разрабатываемый регламент. Мол, мало на нас пожарных, так еще и МЧС туда же. Хотя юридически ГПС и есть составляющая МЧС, но, разбираясь в "кухне" ведомства, понимаем, что "тарелки" все же разные. Не вдаваясь во взаимоотношения названных организаций, надо понимать, что требования ГПС будут являться неотъемлемой составляющей СМИС. Новый технический регламент, несомненно, ужесточит требования к владельцам объектов повышенного риска и, надеемся, даст гарантии обывателю в том, что из водопроводного крана неожиданно не польются отходы от производства, к примеру, стирального порошка. Поэтому вряд ли найдется обыватель, который не согласится с мыслью, что "капитал", взращивая самого себя, должен позаботиться о ближних. Но вернемся к предложению, "от которого невозможно отказаться". Инвесторам, даже при описанной выше картине, кроме собственной глупости бояться нечего.

Для профессиональных инжиниринговых компаний такие требования являются штатными. Получается заказчик "поднялся" в расходах только на оплату квалифицированных услуг, что само по себе уже является хорошим вкладом денежных средств. Оплатив услуги по созданию СМИС, заказчик обеспечивает как минимум спокойную работу предприятия, как максимум льготный процент по страхованию объекта. Неплохое решение для коммерческого строительства. Государственные объекты повышенного риска в основе своей имеют прообразы СМИС и в малых формах требуют определенной доработки. Во всяком случае, на них уже существует внутриобъектовый контроль.

Для объектов социального назначения с меньшим бюджетом при введении регламента практически ничего не изменится, за исключением наличия обязательной связи "объект- ЕДДС". С учетом развитой инфраструктуры города, где и появляются объекты подобного рода, вопрос связи решается с минимальными затратами. Общей проблемой во всех случаях остается одно - это выбор квалифицированного подрядчика.

Правовое обеспечение создания СМИС

Еще один подраздел нашей темы - правовой. Имея честь входить в состав рабочей группы по подготовке концепции СМИС и регламента, хочу отметить, что путь к реализации идеи тернист и весьма продолжителен.

В концепции есть раздел "Необходимое нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение создания структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС)". Не задумываясь о юридической казуистике по продвижению законов, меня, как практика, беспокоит другой вопрос. Как будет работать новый закон (технический регламент)? Ведь особенность нашего государства такова, что наличие неработающего закона скорее норма, чем исключение из правил.

К примеру, с вновь строящимися объектами все более-менее понятно. На местах представители МЧС выдают исходно-разрешительную документацию проектировщикам, и процесс пошел. А как работать с существующими объектами? Как заставить их владельцев выполнять требования регламента? Кто будет контролировать процесс, и т.д.? Хорошо уже то, что мы сегодня знаем эти вопросы и, похоже, в плановом порядке нам их удастся разрешить. Пока верстался каталог, который вы держите в руках, в декабре 2003 г. правительственная комиссия под председательством Шойгу С.К. утвердила методику оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях. С января 2004 г. началась официальная рассылка данного документа по субъектам Федерации.

В заключение хочу отметить, что в начатом деле не должно быть ущемленной стороны, а худшим исходом для всех будет известная рекламная фраза: "РОСНО" попала!".

О.С. Волков,
эксперт

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 15575

  Автор

Волков О. С.

Волков О. С.

эксперт

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций