Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Регулирование в области охранных услуг: взаимодействие субъектов рынка

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Регулирование в области охранных услуг: взаимодействие субъектов рынка


А.К. Крахмалев

Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, к.т.н., проф., акад. ВАНКБ

2 февраля 2009 г. в Москве прошла VIII Всероссийская конференция "Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы". Среди важнейших вопросов было рассмотрено влияние кризиса на сферу оказания услуг и производства товаров безопасности, а также состояние профильной нормативной правовой базы.

К настоящему времени в России сформировался рынок негосударственного производства товаров и оказания услуг в сфере безопасности. Он включает в себя негосударственные охранные организации, детективов, образовательные учреждения по профессиональной подготовке детективов и охранников, коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на производстве товаров, информационном и техническом обеспечении негосударственных структур. Услуги юридическим и физическим лицам, а также содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка оказывают около 1 млн сотрудников негосударственного сектора российской индустрии безопасности.

Отрасль безопасности сегодня крупнее, чем, например, горнодобывающая или машиностроение. В сфере безопасности работает значительно больше людей, чем в угольной индустрии и машиностроении. То есть это серьезная индустрия, которую следует учитывать.

Влияние кризиса и объективные факторы

В 2009 г. снизился объем рынка охранных услуг в целом, и в частности физической охраны (как отмечалось в выступлениях на конференции). Обеспечение безопасности - это дополнительные затраты для собственника любого предприятия или объекта. Такие расходы являются непроизводительными, поэтому в условиях кризиса возникает желание их сократить. Хотя всем понятно, что экономия на безопасности может обернуться огромными потерями. Тенденция снижения потребности в физической охране не нова - она связана не только с кризисом и развивается не только в России. Растет понимание того, что использовать людские ресурсы в непроизводительных целях неправильно. Поэтому перспективы совершенствования задач обеспечения безопасности объектов связаны с развитием и широким применением технических средств безопасности (ТСБ). Однако предотвратить кражу или угрозу жизни или здоровью человека может только человек (охранник, милиционер, полицейский). ТСБ служат только для своевременного оповещения о тревоге. В какой-то мере могут помочь средства инженерной укрепленности. Но любые замки, сейфы, заборы, двери преодолеваются преступниками, и их роль в системе защиты объекта заключается лишь в некоторой задержке времени, которое требуется нарушителю для проникновения на объект, повышая шанс службы реагирования прибыть вовремя и предотвратить преступление.

Необходимо учитывать возможности и особенности частной (ЧОПы) и государственной охраны (милиция, вневедомственная охрана, ведомственная охрана). С одной стороны, государственная охрана должна обеспечивать защиту всех граждан. Но с другой - возможности государства не безграничны, и уровень безопасности, который оно может обеспечивать, зависит от многих факторов. Граждане вправе потратить свои деньги на усиление своей безопасности, обратившись к ЧОПам (впрочем, дополнительные услуги по усилению охраны могут предоставлять и госструктуры в соответствии с законодательством). Уровень усиления безопасности в этом случае (говорить нужно именно об усилении, так как минимальный уровень безопасности все-таки должно гарантировать государство) определяется только количеством денег.

Техническое регулирование

Значительную роль в обеспечении безопасности играют ТСБ. Это определяет необходимость правового регулирования отношений в области применения ТСБ.

Как следует из ФЗ "О техническом регулировании", обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только в технических регламентах, которые имеют статус закона. Стандарты и своды правил применяются на добровольной основе. В связи с этим их роль зачастую недооценивается даже специалистами. Технические регламенты устанавливают только минимально необходимые требования, и к каждому техническому регламенту должен быть разработан перечень стандартов и сводов правил для подтверждения тех требований, которые заложены в регламенте. Кроме того, положения ФЗ "О техническом регулировании" не затрагивают вопросы качества товаров и услуг (!), а в условиях рыночной экономики именно качество играет главную роль в продвижении их на рынке. Стандарты и своды правил являются основой для установления уровня качества и последующего подтверждения качественных характеристик путем сертификации и декларирования. Причем основную роль в повышении

качества должны играть не столько национальные стандарты, разработка, согласование и утверждение которых может занимать не один год, а стандарты организаций, позволяющие оперативно отслеживать рыночные тенденции и устанавливать более высокие критерии качественных характеристик, которые членам данной организации позволят успешнее действовать на рынке. Новый этап в развитии стандартов организаций должен придать недавно принятый ФЗ "О саморегулируемых организациях".

О трудностях "перевода"

Разработчики Закона "О техническом регулировании" объясняли цель его принятия необходимостью "перевода" российской практики в области технического нормотворчества на рыночные отношения, устранения излишних административных барьеров в развитии бизнеса и гармонизации с международными нормами в перспективе вступления в ВТО. До появления Закона "О техническом регулировании" в этой области действовали законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", которые и были отменены принятым законом. Появилось и новое понятие - "техническое регулирование", которое в практике отечественных специалистов ранее не использовалось в том понимании, которое было придано ему в законе, а также ряд и других новаций в терминологии. Закон вызывал и вызывает неоднозначное отношение к нему со стороны специалистов. Существуют как его сторонники, так и критики, в том числе и крайне радикальные. Со всеми этими позициями можно ознакомиться на страницах печати и в Интернете. Хотелось бы верить в позитивные моменты, однако настораживает тот факт, что со времени принятия закона (27 декабря 2002 г.) было утверждено только три технических регламента, хотя планировалось несколько сотен.

Вне зависимости от того, как будет развиваться судьба закона, не вызывает сомнения актуальность разработки нормативной базы в виде стандартов и сводов правил, что подтверждается мировой практикой и, в частности, активностью в создании национальных и международных стандартов в области криминальной безопасности за рубежом. Трудности "перевода" существуют и в буквальном смысле. Это трудности перевода зарубежных стандартов и нормативных документов на русский язык. Причем не технические или лингвистические, а принципиальные проблемы в понятийной практике. Зачастую переводы зарубежных стандартов или их отдельных положений имеют в русском варианте неадекватное толкование. Работа по квалифицированному переводу зарубежных стандартов крайне важна и требует привлечения не только технических переводчиков, но и специалистов конкретных областей стандартизации.

Объекты и субъекты рынка

Для успешной деятельности на рынке охранных услуг необходимо принимать во внимание не только вопросы качества, но и множество других факторов. Для их определения нужно учитывать взаимодействие потребителей и поставщиков товаров и услуг, а также определить их взаимные интересы.

Субъектами рынка охранных услуг являются: разработчики; производители; поставщики; инсталляторы (проектирование и монтаж); обслуживающие организации (эксплуатация и ремонт); мониторинговые компании; службы реагирования (государственные и частные); страховые компании; конечные пользователи.

Очевидно, что в этом списке отдельные субъекты могут объединяться в группы или, наоборот, распадаться на более специализированные составляющие.

Все субъекты рынка охранных услуг в той или иной мере взаимодействуют с техникой, поэтому определенные параметры и характеристики ТСБ должны быть оптимизированы к потребностям тех субъектов, которых они касаются. Задача оптимизации является многокритериальной, и ее решение представляется довольно сложным. Для успешного решения такой задачи необходим анализ требований конечного пользователя. Проводя анализ потребностей пользователей, можно установить необходимые критерии качества товаров и услуг, сосредоточить внимание на основных показателях, оптимизировать затраты и соответственно получить конкурентные преимущества.

Приведем пример. Многие из выпускаемых в настоящее время ТСБ обладают высокой универсальностью, возможностью программирования различных характеристик и параметров, сервисными функциями, а также имеют разнообразные элементы индикации и органы управления. Однако данные возможности приборов практически используются очень редко, как правило, только при инсталляции, то есть один раз за весь срок службы изделия. В процессе эксплуатации к таким функциям могут обращаться лишь для периодических проверок и ремонта при выходе прибора из строя. Учитывая, что срок службы изделий составляет 8-10 лет, а высокая надежность и автоматизация диагностики современных изделий увеличивает периоды между требуемыми профилактическими проверками, многочисленные возможности оказываются невостребованными. Тем не менее для производителей невостребованные возможности весьма важны - они позволяют оправдывать высокую цену продукта. В качестве альтернативы усложнению прибора и росту его цены можно привести другой подход, предлагаемый рядом производителей. Он состоит в том, что главной особенностью серии приборов, которая выделяет ее из всех существующих аналогов, является чрезвычайно простой пользовательский интерфейс. Очевидно, что это качество будет иметь конкурентные преимущества для потребителей - физических лиц на рынке технических средств, предназначенных для охранной сигнализации в квартирах, частных домах, дачах и т.п.

Выводы

  • Индустрия безопасности в России оказывает широкий круг услуг, востребованных юридическими и физическими лицами. Это серьезная сфера деятельности, которую надо учитывать.
  • Кризисные явления в экономике привели к снижению объема рынка охранных услуг в целом, и в частности физической охраны. Перспективы рынка безопасности связаны с широким применением ТСБ.
  • Для решения задач оптимального применения ТСБ необходимо техническое регулирование, которое базируется на создании нормативной правовой базы -технических регламентов, стандартов, сводов правил и других нормативных документов, гармонизированных с международными нормами.
  • Качество товаров и услуг - залог успешного продвижения на рынке. Для оптимального решения этой задачи необходим анализ взаимодействия субъектов рынка охранных услуг с учетом требований конечного пользователя.                                                                              

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2009
Посещений: 12339

  Автор

Крахмалев А.К.

Крахмалев А.К.

Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России,к.т.н., профессор, академик ВАНКБ

Всего статей:  27

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций