Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Техническое регулирование вопросов комплексного обеспечения безопасности

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Техническое регулирование вопросов комплексного обеспечения безопасности

Постоянное изменение характера угроз требует систематического пересмотра подходов к обеспечению безопасности. Учитывая тот факт, что в настоящее время все мы оказались перед новой угрозой - угрозой международного терроризма, который развязал открытую кампанию в целях дестабилизации ситуации в России, назрела необходимость очередного переосмысления соответствующих требований к средствам и методам, обеспечивающим необходимое противодействие

Е.Е. Соколов
Зам. генерального директора по науке ООО "Фирма "АСПО", к.т.н.

Согласно ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ в настоящее время действует следующее правило: "Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

В этой связи следует отметить, что поскольку технические средства обеспечивают выполнение требований, соответствующих целям принятия технических регламентов, то действие нынешних стандартов, определяющих номенклатуру характеристик и функций технических средств охраны, сохраняется до момента принятия соответствующих технических регламентов.

регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении".

Цели принятия технических регламентов, определенные ст. 6 Закона, совпадают с целями, решаемыми системами комплексного обеспечения безопасности. Следовательно, требования по комплексному обеспечению безопасности должны устанавливаться соответствующими техническими регламентами. Наиболее оживленное обсуждение по данному вопросу идет в направлении того, каким образом необходимо излагать требования в техническом регламенте.

Понятие "безопасность"

Прежде всего необходимо уточнить, что включает в себя понятие "безопасность". В соответствии с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В Федеральном законе "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ термин "безопасность" определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (следует отметить, что под понятием "безопасность" в последнем случае подразумевается безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с трактовкой ГОСТ 34.003-90 под автоматизированной системой понимается совокупность персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, посредством которой реализуются информационные технологии выполнения установленных функций.

В этой связи современные системы безопасности, широко внедряемые на объектах различного функционального назначения, обладая всеми указанными признаками, могут рассматриваться как автоматизированные системы, направленные на решение определенного круга задач.

Системы комплексного обеспечения безопасности

В качестве отправной точки можно использовать определение понятия системы комплексного обеспечения безопасности (СКОБ), которое, по мнению автора, хорошо представлено во временных московских городских строительных нормах МГСН 4.19-2005 "Многофункциональные высотные здания и комплексы". СКОБ определена как совокупность конструктивных решений, инженерно-технических средств и систем, организационных мер и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей в высотном здании, безаварийное функционирование высотного здания, предотвращение преступных действий, чрезвычайных ситуаций, а также на минимизацию их последствий. Учитывая специфику определения, приведенного в МГСН 4.19-2005, можно говорить о том, что СКОБ охватывает широкий круг вопросов обеспечения безопасности, в том числе таких, как требования к конструкциям зданий и сооружений, инженерным и техническим средствам и системам, а также требования к выполняемым персоналом мероприятиям по обеспечению безопасности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.

Таким образом, можно констатировать, что применительно к СКОБ соответствующий технический регламент должен устанавливать в основном функциональные требования. При этом требования к конкретной технической реализации должны быть оставлены на усмотрение производителей и проектировщиков СКОБ.

Однако следует отметить, что полное отсутствие каких-либо количественных показателей не позволяет непредвзято и до конца оценить полноту выполнения соответствующих функциональных требований, провести сравнительный анализ различных вариантов реализации и объективно учесть характеристики применяемого оборудования. В итоге отсутствие в техническом регламенте количественных показателей может привести к ситуации, при которой проектировщику окажется достаточным формально выполнить ряд требований , что называется, для "галочки", при этом реально функционирующей и эффективной СКОБ на объекте реализовано не будет. В настоящее время для количественной оценки выполнения системой безопасности установленных требований существуют определенные критерии. Например, в системах физической защиты основным показателем, характеризующим способность системы противостоять заданной угрозе, реализуемой в принятой модели нарушителем, является ее эффективность. В то же время показатель "эффективность" учитывает не все аспекты выполнения задач физической защиты. Так, отдельные организационные мероприятия, выполняемые на объектах и направленные на снижение возможной угрозы, эффективностью напрямую не учитываются.

Риск

видно из определения понятия "безопасность", применяемого в Законе "О техническом регулировании", основной мерой безопасности является риск, который подразделяют на допустимый и недопустимый. При этом под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, с учетом тяжести этого вреда. Применительно к системе физической защиты, в частности, риск может быть оценен по формуле:

где R - риск от реализации любой из принятых угроз любым типом нарушителя, входящего в модель;

- риск от реализации i-й угрозы j-м типом нарушителя из принятой модели;

- вероятность реализации i-й угрозы;

- вероятность перехвата силами реагирования нарушителя j-го типа;

- вероятность нейтрализации нарушителя j-го типа силами реагирования;

С - значимость объекта (относительная величина, характеризующая важность объекта).

Аналогичный подход может быть применен и к оценке риска СКОБ в целом. При этом представляется целесообразным произвести расчет частных рисков для различных видов угроз, которым противодействуют функциональные подсистемы, входящие в состав СКОБ. При интегральной оценке риска, естественно, должны быть учтены факторы взаимного влияния. Например, весьма вероятным событием при реализации террористического акта с применением взрывчатого вещества можно назвать в числе прочих пожар. Очевидно, что разработка методики расчета интегрального риска является сложной и трудоемкой задачей, требующей глубокой и детальной проработки; и в рамках одной статьи весьма затруднительно описать все возможные подходы к оценке рисков.

Структура СКОБ

Какие же функциональные системы должны входить в состав СКОБ? Как отмечалось в статье автора "Комплексное обеспечение безопасности и интегрированные системы" (см. каталог "Системы безопасности-2006", издательство "Гротек"), в общем случае СКОБ включает в себя системы:

  • охраны;
  • пожарной безопасности;
  • защиты информации от несанкционированного доступа;
  • технологической безопасности;
  • экологической безопасности;
  • контроля и управления инженерной инфраструктурой объекта.

С учетом специфики местоположения и функционирования конкретного объекта (причем в качестве объекта можно рассматривать как промышленное предприятие, так и жилой комплекс и т.п.) данный перечень может дополняться, уточняться и корректироваться, но в той или иной мере элементы всех упомянутых систем присутствуют в комплексной системе безопасности.

Система охраны (система физической защиты) направлена на обеспечение сохранности имущества или иных ценностей, а также в ряде случаев на защиту жизни и здоровья людей. Для достижения данных целей применяется огромное разнообразие инженерных и технических средств и систем. Основные задачи, решаемые системой охраны:

  • сигнализация о попытках несанкционированного проникновения к предметам охраны;
  • контроль и управление доступом;
  • наблюдение за предметами охраны;
  • организация связи и оповещения сотрудников подразделений охраны;
  • замедление продвижения нарушителя к предметам охраны;
  • защита от различных видов оружия и т.д.

Комплекс систем пожарной безопасности направлен на предупреждение, обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара, на минимизацию возможных последствий возникновения пожара, уменьшение возможных жертв населения и причиненного материального ущерба. На объекте устанавливаются такие системы, как:

  • пожарная сигнализация;
  • оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией;
  • пожаротушение;
  • защита людей и имущества от различных поражающих факторов пожара;
  • дымоудаление и т.д.

Исходя из специфики объекта, для которого проектируется система, а также из режимов хранения, обработки и передачи информационных ресурсов необходимо обеспечить исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой на объекте информации. Такие системы направлены на предотвращение умышленных и неумышленных действий в отношении информации как со стороны санкционированных пользователей, так и со стороны нарушителя. Среди этих действий могут рассматриваться:

  • утрата;
  • раскрытие;
  • порча;
  • кража;
  • подделка;
  • блокирование и др.

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам информационной безопасности при проектировании СКОБ для определен ной категории объектов может свести на нет затраты, направленные на обеспечение безопасности.

Безопасность технологических процессов

Для промышленных предприятий накладываются определенные ограничения на технологические процессы и предъявляются соответствующие требования безопасности к ним. Контроль различных технологических параметров при этом осуществляется системами технологической безопасности. К данному классу систем целесообразно отнести все многообразие элементов, обеспечивающих нормальное и устойчивое функционирование объекта в условиях техногенных аварий, перечень которых определяется специфическими средствами, обеспечивающими поддержание процессов производства в технологических нормах. Очевидно, что для эффективного управления современным предприятием и для принятия соответствующих адекватных мер по обеспечению безопасности персонала и защиты окружающей среды данные системы должны работать совместно с иными системами, входящими в состав СКОБ.

Практически все применяемые в настоящее время технологические процессы тем или иным образом оказывают влияние на окружающую среду. В этой связи необходимо контролировать различные промышленные сбросы и выбросы, а своевременное предупреждение о превышении установленных лимитов и нормативов позволит избежать возможных экологических нарушений и катастроф.

Для обеспечения функционирования большинства упомянутых ранее систем и объекта в целом необходимо обеспечить управление различной инженерной инфраструктурой. Применение технологий интеллектуального здания способствует уменьшению внутренних издержек и ведет к созданию дополнительных конкурентных преимуществ, что является важным фактором функционирования предприятия в условиях современных рыночных отношений.

Требования к СКОБ

Переходя к содержанию технического регламента, можно отметить, что перечисление функциональных систем с приведением перечня основных требований к ним может быть заменено выделением перечня задач и функций, которые должны решаться СКОБ в целом. Основной проблемой, возникающей при реализации данного подхода, является определение глубины детализации предъявляемых требований. При этом ответственность за полноту и качество выполнения требований остается за проектной организацией, а уровень соответствия должен оцениваться экспертным путем в процессе подтверждения соответствия и с учетом проведенных расчетов по оценке рисков.

Дополнительная сложность в реализации данного подхода заключается в том, что совокупность функциональных требований, предъявляемых к СКОБ, существенно зависит от типа объекта, его значимости, важности, привлекательности для террористических или криминальных групп и т.п. Таким образом можно констатировать, что основополагающим фактором предъявления требований к СКОБ является перечень угроз и принятая модель нарушителя.

Исходя из этого можно предложить другой вариант изложения требований, указываемых в техническом регламенте на СКОБ. Простые рассуждения показывают, что на конечный результат существенное влияние оказывает жизненный цикл системы, при этом наиболее существенной с точки зрения формирования оптимальной совокупности требований является предпроектная стадия.

Предпроектная стадия

Всю предпроектную стадию разбивают на несколько этапов, в ходе выполнения которых необходимо последовательно произвести:

  • анализ объекта;
  • определение перечня угроз и моделей нарушителя;
  • разработку концепции построения СКОБ;
  • разработку, рассмотрение и оценку вариантов построения СКОБ;
  • разработку ТЗ на СКОБ (ЧТЗ на составные части).

Исходными данными для проектирования СКОБ являются уязвимые места объекта, перечень которых зависит от типа объекта. Как правило, к уязвимым местам относятся:

  • конструктивные и строительные элементы здания, воздействие на которые может привести к его обрушению;
  • инженерные и технологические сети и системы, обеспечивающие заданные условия комфортности пребывания на объекте, а также условия его безопасного и устойчивого функционирования;
  • элементы и системы, входящие в состав СКОБ;
  • места размещения ценностей и ресурсов, которые могут быть привлекательны для нарушителя и т.п.

Также обязательным элементом исходных данных является перечень потенциальных угроз и формализованная модель нарушителя с указанием его характеристик (численность, вооруженность, подготовленность, осведомленность и т.д.).

На основании имеющихся исходных данных начинается практическая работа, направленная на выбор оптимального варианта. На данном этапе работы рассматриваются различные варианты построения СКОБ, после чего проводится выбор наиболее рационального варианта. При этом в качестве возможных вариантов могут рассматриваться только те, которые удовлетворяют требованиям по максимально допустимому уровню рисков. Дальнейший выбор может осуществляться с учетом критерия "минимизация риска/стоимость". При этом необходимо учитывать не только затраты, которые потребуются на этапе построения СКОБ, но и те, что будут необходимы для дальнейшей ее эксплуатации, поскольку зачастую более дорогостоящий вариант построения СКОБ может значительно быстрее окупиться в процессе эксплуатации, например, за счет значительного уменьшения затрат на содержание обслуживающего персонала, сил реагирования и техническую поддержку.

Отдельно требуется проработка таких вопросов, как:

  • задание требований по выбору технических средств с учетом внешних воздействующих факторов (механические вибрации, климатические условия и т.п.), которые во многом определяются местом установки средств, а также по возможной их совместимости с другими техническими средствами;
  • помеховая обстановка, влияющая на работу;
  • показатели надежности.

При рассмотрении вариантов построения СКОБ, в части противодействия угрозам террористического, криминального и информационного характера, должны приниматься во внимание все возможные пути движения нарушителя. Исходя из необходимости реализации принципа равнопрочности необходимо подбирать инженерные и технические средства таким образом, чтобы эффективность системы на всех вероятных путях движения нарушителя была бы примерно одинаковой.

Результатом работ предпроектной стадии является составление и утверждение технического задания на СФЗ, в котором приводятся все необходимые требования, характеристики и параметры, формализованные на данной стадии. Таким образом, в техническом регламенте может быть приведен перечень обязательных для выполнения работ и требования к документированию полученных на каждом этапе результатов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что задание требований к СКОБ в технических регламентах может осуществляться по двум направлениям:

1.Установка общих функциональных требований к СКОБ в целом и/или к ее отдельным составным частям. При этом должен быть определен общий состав СКОБ и установлены механизмы выделения тех функциональных систем, которые должны присутствовать на объекте в обязательном порядке (в зависимости от его функционального назначения, значимости, важности и других критериев).

2. Четкая регламентация жизненного цикла СКОБ и определение перечня и содержания документов, формируемых на каждой стадии с целью возможности проверки полноты заданных требований и их соответствия условиям функционирования объекта.

В любом случае в качестве выходных данных должны быть сформулированы функциональные требования к СКОБ в целом и/или к ее составным частям в частности.

В качестве возможной меры количественной оценки необходимо использовать риски, методики расчета которых также должны войти в технический регламент как составная часть, позволяющая проводить оценку соответствия. В технический регламент также должны быть включены предельно допустимые уровни рисков для каждой категории объектов, и, возможно, определены условия, стимулирующие снижение их уровней.

Кроме того, должны быть определены механизмы проверки соответствия реализованных на объекте решений проектной документации и их влияния на изменение рисков. Аналогично следует выработать и включить требования по поводу периодичности и методам оценки соответствия реализованной на объекте, а также находящейся в процессе эксплуатации СКОБ.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2006
Посещений: 13093

  Автор

Соколов Е. Е.

Соколов Е. Е.

Независимый эксперт

Всего статей:  4

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций