Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Удаленный мониторинг объектов. Новые возможности

В рубрику "Маркетинг" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Удаленный мониторинг объектов. Новые возможности

А. К. Павлов
Член совета директоров "Национальный Мониторинговый Центр"

Очевидно, что экономический кризис существенно повлияет на развитие отрасли безопасности. Есть все основания предполагать, что одними из наиболее востребованных у потребителя станут услуги в области удаленного мониторинга объектов. Заказчики оптимизируют затраты и ищут более экономически выгодные решения безопасности

Сегодня мы все больше и больше ощущаем, что мировой финансовый кризис пришел и в наши компании. Мы вспоминаем опыт преодоления кризиса 1998 г., а порой и заново учимся антикризисному управлению. Вероятно, происходящие сегодня изменения не просто отбросят нас на несколько лет назад, но и во многом поменяют принципы работы и развития бизнеса как в нашей стране, так и в мире в целом. Мы будем вынуждены вырабатывать новые "правила игры" и заново переосмысливать свое понимание доверия друг к другу. Но, как известно, кризисные ситуации - это не только новые навыки выживания и спасения бизнеса, но и уникальные возможности для развития.

Какие же возможности открывает этот экономический кризис для нашей отрасли? Новые и освободившиеся рыночные ниши? Возможности для регионального развития? Необходимость для наших клиентов активнее внедрять технические средства безопасности вместо физической охраны?

Вероятно, этот экономический кризис станет также существенным стимулом для развития услуг в области удаленного мониторинга объектов (как традиционной пультовой охраны, так и иных сервисных типов мониторинга), способных заменить более дорогие решения в области обеспечения безопасности объектов. Использование услуг удаленного мониторинга станет одним из важных конкурентных преимуществ для потребителей, оптимизирующих издержки своего бизнеса Развитие дистанционных услуг в области безопасности - один из важнейших факторов контроля и снижения уровня преступности в стране, который, к слову говоря, имеет тенденцию к росту в условиях экономических спадов и кризисов. Именно использование систем безопасности в сочетании с услугами удаленного мониторинга объектов позволит в короткие сроки эффективно обеспечить безопасность самого широкого спектра различных типов объектов. Дистанционные услуги в области безопасности будут востребованы не только для защиты жилых объектов и активов коммерческих компаний, но и в сегменте производственных и инфраструктурных объектов в масштабах отдельных регионов и всей страны. Таким образом, в текущих экономических условиях развитие услуг удаленного мониторинга объектов представляется одной из ключевых задач, решение которых необходимо в рамках реализации государственной политики в области безопасности.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

А.К. Крахмалев
Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, к.т.н.

Если говорить о безопасности, то мониторинг (наблюдение) состояния безопасности удаленных объектов в России наиболее широко представлен системами пожарной сигнализации и системами охраной сигнализации.

СПИ (системы передачи извещений) вневедомственной централизованной охраны МВД России существуют уже более 45 лет. Этими системами и в настоящее время охвачена значительная часть территории России. И это реально действующая структура, сочетающая в себе технические средства, силы реагирования, организационную структуру. Без этих трех основных компонентов мониторинг безопасности объектов не имеет смысла. Ведь для безопасности главное вовремя обнаружить опасность и немедленно ее устранить. Например, во вневедомственной охране практические нормы реагирования на сигнал тревоги (время прибытие наряда) - 10 минут для систем охранной сигнализации, 2 минуты для систем тревожной сигнализации (нападение). Эти показатели - основной критерий качества мониторинговых систем. Если эти нормы не обеспечиваются, то все остальные звенья системы мониторинга теряют смысл. Очевидно также, что для других видов опасностей (пожарная, технологическая, экологическая и др.) должны быть установлены другие нормы реагирования и соответственно другие технические средства, силы реагирования, организационная структура.

Технические средства в настоящее время развиты достаточно для того, чтобы решать задачи мониторинга практически любых объектов и любых видов опасностей. Структура технических систем мониторинга практически одинакова: датчики - система сбора и обработки информации - система передачи извещений (включая каналы передачи) - центр мониторинга (пульт централизованного наблюдения).


В последние годы решена также задача мониторинга подвижных объектов с помощью широкого распространения спутниковых систем определения координат GPS. Классический пример технической реализации систем мониторинга удаленных объектов - СПИ централизованной охраны, применяемые во вневедомственной охране ("Атлас-20", "Альтаир", "Приток", "Ахтуба", "Заря", "Юпитер" и др.), а также системы мониторинга и охраны подвижных объектов ("Алмаз", "Аркан", "Арго-Страж", "Приток-МПО").

Другой пример - интегрированные системы безопасности (ИСБ). Как правило, ИСБ предназначены для обеспечения безопасности крупных объектов (предприятия, банки, супермаркеты и т.д.). Такие объекты могут иметь распределенные на определенной территории отдельные здания и даже удаленные филиалы. Это требует включения в состав ИСБ функций контроля (мониторинга) удаленных объектов. Кроме того, современные ИСБ строятся на основе IP-технологий, которые предлагают широкие возможности передачи информации по всем видам каналов и практически на любые расстояния.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

С.В. Лучнев
Начальник отдела регионального развития НТКФ "Си-Норд"

Считаю, что в современных условиях дальнейшее развитие рынка безопасности, в том числе и мониторинга, пойдет по пути сокращения издержек предприятий, оказывающих услуги по обеспечению безопасности. В основном в настоящее время предприятия, оказывающие такие услуги, являются и собственниками центров мониторинга, то есть непосредственно самого оборудования. Это оправдано, когда в обслуживании находится большое количество объектов. Однако для небольших предприятий организация собственного пульта зачастую ложится весьма серьезным финансовым бременем - это и штат специалистов, и затраты на приобретение оборудования, на его организацию, запуск и обслуживание.

В то же время в больших городах уже построены и успешно функционируют центры мониторинга, целью и задачей которых является обслуживание предприятий, оказывающих услуги по безопасности. Они имеют в своем штате квалифицированный персонал, обладают всеми необходимыми каналами связи, ретрансляционными сетями и т.д.

В качестве примеров можно привести такие центры мониторинга, как ЦРО "Персей" в Санкт-Петербурге, ССМ "Андромеда" в Новосибирске, ЗАО "АвантТек" в Москве и другие. Эти компании обслуживают десятки охранных предприятий, осуществляют мониторинг объектов недвижимости и транспортных средств различных форм собственности.

В настоящее время, как правило, центры мониторинга обслуживают предприятия, находящиеся в своем регионе. Однако при современном развитии каналов связи (Ethernet, GPRS) ничто не мешает осуществлять мониторинг объектов, находящихся в других регионах по всей стране и передавать информацию о них охранным предприятиям, находящимся в непосредственной близости от объектов.

Именно в развитии таких федеральных центров и видятся дальнейшие перспективы рынка мониторинга объектов.

Рынок технических средств, позволяющих осуществлять мониторинг объектов, достаточно велик. На нем представлены как импортные, так и отечественные производители. Производимое оборудование отличается своим функционалом, качеством, стоимостью.

Рекомендовать какую-то универсальную модель, учитывающую все нюансы мониторинга того или иного объекта, невозможно. Единственное, на что стоит обратить внимание в любом случае, - это интеграционные возможности как пультового, так и объектового оборудования. Если в качестве оборудования, устанавливаемого на объекте, предлагается только весьма ограниченный спектр приборов, входящих в систему, выпускаемую одним производителем, - скорее всего, это не удовлетворит пользователя в дальнейшем.

В качестве удачного примера интеграционных решений я бы привел систему АНДРОМЕДА®, которая полностью интегрирована с системой LONTA® на базовом и объектовом уровне, а также со многими другими популярными системами, такими как VISONIC, СТРЕЛЕЦ® и др.

 
С другой стороны, сложившаяся экономическая ситуация может подстегнуть собственно и само развитие компаний, оказывающих услуги удаленного мониторинга и пультовой охраны объектов. Ведь как неоднократно отмечали эксперты, рынок удаленного мониторинга объектов в России находится в самом начале своего развития, а выход на него по-прежнему остается весьма доступным.

Одним из существенных факторов, препятствующих развитию рынка удаленного мониторинга объектов (и прежде всего стационарных объектов) в России на сегодняшний день, является отсутствие четких "правил игры" и понятного и предсказуемого взаимодействия нашей отрасли с государственными структурами. Мы сталкиваемся с весьма существенными различиями в условиях ведения бизнеса в области безопасности в различных регионах страны.  Затруднено привлечение инвестиций как в новые, так и в действующие проекты.

В России, как и во многих других странах, в кризисной ситуации правительство и иные
государственные структуры предпринимают различные действия для поддержания рынка в целом и отдельных отраслей бизнеса в частности. Очевидно, что такая поддержка не всегда может выражаться в предоставлении дополнительных финансовых ресурсов. Вероятно, для рынка услуг удаленного мониторинга объектов одной из важных антикризисных мер может стать скорейшее и четкое определение правил работы и взаимодействия с государством.

Такое взаимодействие должно включать в себя ряд ключевых моментов. Во-первых, это понятные и равные условия доступа коммерческих компаний к услугам государственных чрезвычайных служб реагирования. К таким службам в первую очередь можно отнести милицию, пожарную охрану, аварийные и технические службы, медицинские службы. Реализация этого ключевого принципа позволит мониторинговым компаниям сконцентрировать усилия на развитии своего основного бизнеса - на собственно удаленном мониторинге объектов, на массовом распространении этих услуг и включении в процесс обеспечения безопасности широкого круга граждан и предприятий. Таким образом будет возможно выполнение второго условия - разделение двух важных составляющих этого бизнеса: самого мониторинга объектов и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации. Вынужденное сочетание этих двух видов деятельности в рамках одной бизнес-структуры, которое встречается в подавляющем большинстве существующих на этом рынке компаний, оказывает существенное негативное влияние на их эффективность. Третьим важным условием развития рынка услуг удаленного мониторинга объектов должно стать создание эффективной профессиональной ассоциации игроков рынка, которая позволит осуществлять саморегулирование рынка и более качественное взаимодействие с государственными структурами Сложившиеся экономические условия дают нам отличный шанс для нового динамичного развития рынка услуг удаленного мониторинга объектов. В свою очередь, это позволит не только обеспечить быстрое и массовое распространение услуг и решений в области безопасности, но и сформировать такой рынок безопасности в нашей стране, на который в будущем возможно будет привлечь существенные инвестиции.           

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2008
Посещений: 19726

  Автор

Павлов А. К.

Павлов А. К.

Член совета директоров "Национальный Мониторинговый Центр"

Всего статей:  3

В рубрику "Маркетинг" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций