Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Академия ГПС МЧС России: традиции и инновации

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Академия ГПС МЧС России: традиции и инновации

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России является базовым вузом, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Совершенствование образовательного процесса – одно из ведущих направлений многогранной инновационной деятельности академии. Какие же обновления происходят в настоящее время, какие цели достигнуты и что ждет академию в будущем?
И.М. Тетерин
Начальник Академии ГПС МЧС России,
генерал-полковник внутренней службы

Академия ГПС МЧС России реализует программы высшего и послевузовского профессионального образования как для граждан России, так и для жителей зарубежных стран, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников системы МЧС России. Сегодня уже можно говорить не только о подготовке специалистов как в области пожарной безопасности, так и в сфере комплексной безопасности, но даже более того - о принципах формирования культуры безопасности населения.

Основные специализации

Академия осуществляет обучение по специальности "Государственное и муниципальное управление" со специализациями "Управление безопасностью экономики и территорий" и "Управление в чрезвычайных ситуациях". В ближайших планах - ввести специализацию по подготовке будущих работников государственного пожарного надзора и расширить подготовку специалистов-управленцев регионального и федерального уровней. В настоящее время коллектив академии завершает разработку общенационального образовательного стандарта по специальности "Технологии техносферной безопасности".


В современных условиях, когда существуют угрозы природного и техногенного характера, перед нами также стоит задача жесткого реагирования на угрозы террористического и экстремистского характера. Для эффективного противостояния мы должны иметь сотрудников, вооруженных универсальным комплектом знаний. Кроме изучения инженерно-технических дисциплин по пожарной безопасности, наши выпускники приобретают навыки в области медицинской подготовки, помощи при дорожно-транспортных происшествиях, организации поисково-спасательных работ в условиях природной среды. Им необходимо также в полной мере владеть компьютерными технологиями и самое главное – обладать моральными и нравственными качествами, проявлять высокую культуру, толерантность и патриотизм. Получение таких специалистов требует колоссальных усилий.

Современная Академия ГПС МЧС России – не только крупнейший учебный, но и авторитетный научный и методический центр, признанный  во  всем  мире.  Ежегодно здесь готовят свыше 100 научно-исследовательских работ, в том числе по заявкам департаментов и управлений центрального аппарата нашего министерства и других ведомств, а также ряд работ по Единому тематическому плану МЧС России НИОКР.

Ведущие направления работы

  • Приоритетное научное направление - совершенствование высшего профессионального образования в области комплексной безопасности. Проводятся научные исследования организационно-управленческих проблем противопожарной службы, разработка и совершенствование интегрированных автоматизированных систем и средств обеспечения безопасности населения, объектов и территорий.
  • Еще одна традиционная для нашего вуза научная школа работает над исследованием проблем по обеспечению пожарной безопасности резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов.
  • Продолжается активная исследовательская работа над совершенствованием пожарной защиты объектов, изучением и созданием строительных материалов пониженной пожарной опасности, что при нынешнем "строительном буме" особенно актуально.

Главная ценность всех этих научных исследований и изысканий состоит в том, что они нашли и находят свое практическое применение, не оставшись пылиться фолиантами на полках, активно используются в каждодневной деятельности подразделений МЧС России и всей единой государственной системы в области предупреждения ЧС и развития культуры безопасности населения РФ (РСЧС).

В современных условиях мы выбрали направление, вектор развития нашего научно-образовательного учреждения - инновационную деятельность. Активно идут процессы становления и развития инноваций, разработка и внедрение научно-технических разработок, патентование объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате выполненных научных исследований.

Инновационные разработки

Для реализации таких проектов, как создание новых образцов пожарной техники, осуществляется сотрудничество с передовыми производственными структурами в области пожарной техники. Так, по заказу МЧС России в 2007-2008 гг. специалистами ООО "Аква-ПиРо-Альянс" совместно с учеными академии был разработан и изготовлен автомобиль пожарный многоцелевой АПМ 3-2/40-1.38/100-100 (43118) мод. ПиРо3-МПЗ. Он собирается на базе Мытищинского приборостроительного завода в Московской области. Установка по производству тем-пературно-активированной воды (ТАВ) с использованием специальных стволов-насадов позволяет обеспечить как поверхностное, так и объемное пожаротушение при подаче воды от передвижной пожарно-спасательной техники, уменьшая расход воды в 10 и более раз при поверхностном пожаротушении, в 50 и более раз - при объемном. Кроме того, происходит эффективное осаждение дыма (в том числе химически опасных веществ, АХОВ), быстро уменьшается температура в очаге пожара. Машина успешно прошла все испытания и в мае 2009 г. была официально принята на вооружение подразделений МЧС России.

Историческая справка

Идея подготовки специалистов пожарной охраны высшей квалификации в России зародилась еще в XIX в. В 1919 г. начал работу первый в мире Пожарно-технический институт в Ленинграде. Однако в связи с тяжелой обстановкой в стране первая попытка подготовки инженерных кадров для пожарной охраны не удалась, и в 1922 г. институт был закрыт.

Готовить инженеров для пожарной охраны начали только с 1933 г.: 20 марта было принято постановление Всесоюзного комитета по высшему образованию при Центральном Исполнительном Комитете СССР об открытии пожарного отделения в высшем учебном заведении, в соответствии с которым 1 сентября 1933 г. на санитарно-техни-ческом факультете Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) было создано отделение пожарной специальности. Таким образом, 1933 г. является годом начала подготовки инженеров - специалистов пожарного дела высшей квалификации.

В 1936 г на базе отделения пожарной специальности ЛИИКСа создается отдельный факультет инженеров противопожарной обороны (ФИПО) НКВД СССР. В этом же году состоялся и первый выпуск.

В тяжёлые дни 1941 г. слушатели ФИПО в полном составе ушли на фронт. В составе 22-й стрелковой дивизии они обороняли знаменитый "Невский пятачок" в районе населенного пункта Невская Дубровка Ленинградской области. В 1942 г ФИПО был эвакуирован в г. Баку, где базировался до 1947 г. при Азербайджанском индустриальном институте.

В 1948 г. профессорско-преподавательский состав ФИПО был переведен в Москву. В 1957 г. создается факультет инженеров противопожарной техники и безопасности (ФИПТиБ) при Высшей школе МВД СССР.

В 1973-1974 гг. на базе этого факультета было организовано новое учебное заведение -Высшая инженерная пожарно-техническая школа (ВИПТШ) МВД СССР. В 1996 г. ВИПТШ преобразована в Московский институт пожарной безопасности (МИПБ} МВД России.

В 1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации МИПБ преобразован в Академию Государственной противопожарной службы МВД России с филиалами в Иванове и Екатеринбурге.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. с 1 января 2002 г. система Государственной противопожарной службы была передана из МВД России в состав МЧС России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2002 г. №592 Академия ГПС МВД России преобразована в Академию ГПС МЧС России.

В настоящее время Академия Государственной противопожарной службы МЧС России является базовым вузом страны по подготовке специалистов в области пожарной и комплексной безопасности.

Зимой 2009 г. применение ТАВ позволило эффективно разрушить объемную снежно-ледовую массу, образовавшуюся в результате продолжительных холодов на Саяно-Шушенской ГЭС - это еще одно полезное свойство ТАВ.

Сегодня академией ведется работа с ОАО "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" по совместному созданию новых образцов пожарной техники. Готовым примером такого позитивного сотрудничества производителя по-жарно-технической продукции и учебного заведения является совместная разработка автолестницы АЛ-52 (КАМАЗ-65201)-13ОВР Эта машина уже прошла приемочные испытания и готова к постановке на вооружение и эксплуатации в 2010 г.

Автолестница АЛ-52 (КАМАЗ-65201)-13ОВР

АЛ-52 предназначена главным образом для эвакуации людей и тушения пожаров в высотных зданиях, транспортировки противопожарного оборудования, оказания технической помощи, а также для выполнения других вспомогательных операций при ликвидации пожаров и ЧС.

Машина представляет собой лестницу телескопического типа высотой 52 м c телескопической трубой вдоль ее секций для подачи воды наверх с расходом не менее 3000 л/мин., по которой вода поступает во время любых рабочих движений. Подъем происходит с помощью складывающегося лифта и откидной платформы для доступа в здание. Стабильность транспортного средства обеспечивают аутриггеры Н-типа, расположенные в рабочем положении на ширине 5,2 м.

Гидравлическая система приводится в действие от коробки отбора мощности (КОМа) транспортного средства. Имеется резервный двигатель, позволяющий осуществлять экстренное управление в случае выхода из строя двигателя автомобиля. Лестница оснащена устройством для предотвращения самопроизвольного выдвигания в случае резкой остановки или на поворотах. Имеется также гидравлическая система автоматического выравнивания, позволяющая устанавливать лестницу в горизонтальное положение за 30 секунд.

На всех опорах установлены сенсоры препятствий и сенсоры плотного контакта с землей. Для работы в стесненных условиях предусмотрена возможность выдвижения аутриггеров с одной стороны. На лафетный ствол установлена видеокамера для визуального контроля над движением лестницы и тушением огня. Изображение передается на основной пульт управления. Положение лестницы (длина, угол наклона и т.д.) отображается на сенсорном дисплее и контролируется датчиками и процессором, предотвращая выход лестницы из рабочей зоны. Поворотное устройство обеспечивает легкий и удобный доступ для управления. Появление такой техники в период активного развития высотного строительства особенно актуально. К тому же она значительно ниже по стоимости в сравнении с аналогичными зарубежными образцами как в производстве, так и в техническом обслуживании.

Новые модели пожарной техники

В настоящее время по заказу МЧС России специалистами Варгашинского завода совместно с учеными АГПС разрабатываются еще две модели пожарной техники: пожарно-спасательный автомобиль в климатическом исполнении ХЛ (ПСА-С) и по-жарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в тоннелях ("ПСА-Тоннель").

Пилотную сборку пожарно-спасательного автомобиля в климатическом исполнении ХЛ (ПСА-С) планируется закончить в апреле 2011 г. Сейчас эта модель находится в стадии выполнения опытно-конструкторской работы в рамках Единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2008–2010 г г. В разработке концепции этой машины успешно участвовал филиал Российской академии наук в Якутии.

Пожарно-спасательный автомобиль в климатическом исполнении ХЛ предназначен для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ при температурах окружающего воздуха до -60° C. В России до настоящего времени таких автомобилей никогда не было. Эта модель изготавливается на полноприводном автомобильном шасси "IVECO-УралАЗ" (Россия), колесная формула 6x6 с температурой эксплуатации до -60° C. Для размещения личного состава предусмотрена кабина боевого расчета салонного типа на 6 человек, включая водителя.

Пожарная надстройка автомобиля аналогично базовому шасси имеет климатическое исполнение ХЛ с соответствующей температурой эксплуатации. Кабина боевого расчета, емкости для огнетушащих веществ, отсеки пожарной надстройки и водопенные коммуникации имеют дополнительные системы подогрева. Предусмотрено полное дистанционное управление из кабины водителя насосной установкой, водопенными коммуникациями. Автомобиль оснащен устройством подогрева воды, обеспечивающим работоспособность рукавных линий при низкой температуре.

Основными задачами ПСА-С при эксплуатации являются:

  • тушение крупных пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах при низких температурах;
  • проведение  аварийно-спасательных работ в районах Крайнего Севера;
  • доставка к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ, обеспечение работоспособности насосно-рукавных систем при низких температурах.

Еще один образец – пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных   работ   в   тоннелях ("ПСА-Тоннель") сейчас находится в стадии выполнения опытно-конструкторской работы в рамках Единого тематического плана. Эта инновационная модель предназначена для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в тоннелях. Уже к 2012 г. автомобиль планируется запустить в массовое производство. Ожидается, что эти машины будут обеспечивать безопасность при проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г. В регионе уже ведется строительство большого количества тоннелей. Мировая практика показывает, что подобные автомобили эксплуатируются практически в каждой стране, где есть протяженные тоннели.

Пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением будет изготовлен на полноприводном автомобильном шасси "IVECO-УралАЗ" с колесной формулой 4x4. Для размещения личного состава при передвижении ПСА-Т к месту проведения работ предусмотрены две кабины, где будут размещены 6 человек, включая водителей.

Автомобиль можно эксплуатировать в задымленной атмосфере с ограниченным количеством воздуха. Система жизнеобеспечения боевого расчета устроена таким образом, чтобы экипаж мог работать в кабине без противогазов на случай задымления. В качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора и лафетного ствола с дистанционным управлением.

Основные задачи машины при эксплуатации в тоннелях:

  • тушение пожаров в тоннелях;
  • проведение   аварийно-спасательных работ в тоннелях;
  • доставка к месту пожара личного состава;
  • доставка пожарно-технического  вооружения и запаса огнетушащих веществ;
  • оказание первой медицинской помощи на месте ЧС;
  • освещение места проведения работ в темное время суток.

Модернизация образовательного процесса

Второе направление инновационной деятельности академии связано с совершенствованием образовательного процесса. Это прежде всего создание методических образовательных ресурсов, состоящих из учебно-методической литературы, учебников и учебных пособий, а также внедрение системы дистанционного обучения. Огромное внимание уделяется формированию образовательной базы академии и, главное, ее доступности посредством применения современных электронных технологий.

В начале 2010 г. коллегией министерства принято решение о многоуровневом комплексном развитии образовательной и материально-технической базы академии. В течение ближайших четырех лет будут введены в строй новые объекты. На 2010 г. запланирован ввод в эксплуатацию нового многофункционального учебно-лабораторного комплекса, возможности которого позволят не просто "разгрузить" используемые сегодня помещения учебных корпусов, но и качественно изменить образовательный процесс за счет оснащения новых кабинетов и лабораторий комплекса современным мультимедийным оборудованием.


В настоящее время коллектив АГПС уже располагает и успешно осваивает такие технологии, а с вводом МФК в эксплуатацию мы надеемся осуществить настоящий прорыв в подготовке профессиональных кадров в области комплексной безопасности. Существенно преобразятся стадион "Авангард" и загородная база "Нагорное", на территории которой будет размещен комплекс зданий и сооружений для осуществления сверхсовременной подготовки руководителей высшего звена МЧС России – слушателей факультета руководящих кадров.

В деле воспитания многосторонней личности первостепенное значение мы уделяем спорту. Кроме профессиональных видов (аварийно-спасательного, спасательного, пожарно-прикладного), работает много интересных секций, например секции гиревого спорта, восточных единоборств. Наша команда уже пять лет подряд неизменно занимает первое место в спартакиаде МЧС.

Важную патриотическую работу с курсантами и слушателями ведет кафедра истории и экономической теории. В 2005 г. был создан поисковый отряд академии "ФИПО-АГПС", который ежегодно выезжает для проведения раскопок на места боев Великой Отечественной войны в поселок Невская Дубровка Кировского района Ленинградской области. В этой местности воевали слушатели факультета инженеров противопожарной обороны (ФИПО) НКВД СССР. Благородная миссия по поиску и перезахоронению солдат, установлению личностей погибших воинов продолжилась и в 2010 г., в дни празднования Победы 1945 г.

Важное место в процессе военно-патриотического воспитания слушателей и курсантов занимает музей академии. В нем собраны бесценные документы уже почти 80-летней истории вуза. Коллекция периодически пополняется экспонатами, найденными отрядом во время раскопок.

Большое значение в академии уделяется организации культурных мероприятий и эстетическому воспитанию. Активная работа творческих коллективов культурного центра академии давно получила признание в системе МЧС. Вокальные группы "Огне-борцы", "Радуга", сольные выступления курсантов и слушателей, а также преподавателей и детей сотрудников, многочисленные танцевальные ансамбли, команда КВН "Парни по вызову" – настоящее украшение всех праздничных концертов и мероприятий академии и министерства.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 18843

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций