Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Использование технических средств в обеспечении общественного порядка и безопасности в Москве

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Использование технических средств в обеспечении общественного порядка и безопасности в Москве
Статья публикуется в авторской редакции

Для города Москвы обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности, спокойствия на улицах и в общественных местах имеет важнейшее (в том числе и политическое) значение, так как по уровню правопорядка в столице дается оценка состоянию общественной безопасности по стране в целом. Кроме того, состояние правопорядка и безопасности на улицах и в общественных местах является одним из основных критериев безопасности личности


А.А. Гостев

Начальник Управления
обеспечения общественного порядка ГУВД
по Москве, генерал-майор милиции

Поэтому данное направление является одним из приоритетных в деятельности органов внутренних дел столицы и предполагает проведение целого комплекса подготовительных работ, требующих принятия многоплановых решений, использования значительного количества сил и средств, привлечения компетентных специалистов различного профиля.

Ситуация

Необходимость организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований обусловлена следующими объективными обстоятельствами:

  • невозможностью изолированного решения отдельными службами многообразных проблем, возникающих в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий;
  • недостатками, присущими узкоотраслевому подходу (невосприятие общей задачи отдельными службами и подразделениями органов внутренних дел и другие барьеры организационного, нормативного и психологического характера);
  • законодательно закрепленной обязанностью совместных с органами исполнительной власти действий служб и подразделений ОВД в конкретном месте и в течение определенного времени, поскольку массовые мероприятия нередко осложняют оперативную обстановку на территории, где они непосредственно проводятся, и опосредованно на других территориях вследствие отвлечения оттуда сил и средств;
  • интенсивным процессом специализации сотрудников основных служб органов внутренних дел (криминальной милиции, милиции общественной безопасности и др.), обеспечивающим, с одной стороны, повышение профессионализма, с другой - приводящим к разделению труда. Для его кооперирования в интересах организации обеспечения правопорядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий в целом необходима интеграция.

Специфика массовых мероприятий

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивные, религиозные и другие.


Масштаб массового мероприятия определяется территорией, на которой оно проводится, количеством его участников и задействованных в охране общественного порядка сил и средств органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности. По территориальному признаку массовые мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба. Значение массового мероприятия определяется его политической или иной направленностью, количеством участвующего населения, уровнем присутствующего руководства, зарубежных делегаций и представительств.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий во многом зависит от их вида, масштаба, значения и других факторов.

Повышение эффективности: меры ОВД

В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, а также иных правоохранительных органов по охране общественного порядка во время проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирований, для недопущения совершения массовых беспорядков необходимо проведение постоянной работы по следующим направлениям:

  • выявление и пресечение деятельности террористических и экстремистских группировок, а также организаций и лиц, вынашивающих намерения организовать или участвовать в групповых правонарушениях общественного порядка;
  • установление и привлечение к ответственности участников групповых нарушений общественного порядка, совершенных ранее;
  • выявление и проведение профилактической работы среди лиц, распространяющих ложные слухи, вызывающие нагнетание социальной напряженности, провоцирующие граждан на участие в групповых правонарушениях и других насильственных или противоправных действиях;
  • выявление фактов и привлечение виновных к ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ;
  • выявление и привлечение виновных к ответственности за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ;
  • проведение профилактической работы с лицами, состоящими на учете в органах внутренних дел;
  • усиление борьбы с изготовлением, перевозкой и распространением наркотиков и др.

При осуществлении ежедневного патрулирования подразделениями патрульно-постовой службы милиции особое внимание следует уделять местам традиционного проведения массовых мероприятий, что позволяет обнаружить признаки, характеризующие подготовку населения к массовым несогласованным мероприятиям: например, расклеивание листовок, плакатов в общественных местах, подготовка наглядных средств к демонстрации, митингу или уличному шествию; сосредоточение большого количества людей в общественных местах и т.д. Важным моментом в этот период является правильная оценка полученной информации, своевременное сообщение об этом в УВД-ОВД и проведение разъяснительной работы.

Подготовка личного состава к службе по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий до их наступления, то есть в обычных условиях деятельности, возложена на руководителей УВД-ОВД нормативными актами МВД России и является обязательной.

Кроме вышеназванного, в настоящее время существует объективная необходимость в изучении зарубежного опыта организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций и пикетирований.

Применение технических средств

Применение новейших технических систем в охране общественного порядка и борьбе с преступностью вызвано острой необходимостью совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на современном этапе и позволило в текущем году сократить преступность на улицах города на 4,3%.

В целях повышения эффективности управления патрульными нарядами, сокращения времени их реагирования на сообщения о преступлениях и иных происшествиях были созданы центры управления нарядами (ЦУН).

В рамках дальнейшего развития КАСУ ДЧ ГУВД проводятся работы по созданию системы управления мобильными нарядами (СУМН) ГУВД по г. Москве. Работа рассчитана на период 2008-2011 гг. В настоящее время СУМН в полном объеме внедрена в УВД по Северному округу, где оборудовано 353 автомашины и установлено в дежурных частях 24 автоматизированных рабочих места (АРМ). Аппаратурой СУМН также оснащены 116 патрульных автомобилей УВД по Северо-Восточному округу и 136 патрульных автомобилей УВД по Юго-Восточному округу. В 2009 г. с использованием СУМН по горячим следам раскрыто более 200 преступлений.

СУМН позволяет осуществлять мониторинг патрульных автомашин ОВД и выполняет главную задачу - дает в руки операторов системы, принимающих решения, эффективный инструмент управления сотрудниками и вверенной им техникой, предоставляя оперативную, полную и достоверную информацию, дающую возможность контроля за выполнением руководящих указаний.

Основные задачи СУМН:

  • выбор ближайшего патрульного наряда для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях, с автоматическим доведением до него карточки "02";
  • контроль за местонахождением и управление патрульными нарядами в обычном режиме;
  • формирование информации о плановой и текущей расстановке сил и средств;
  • формирование и получение сведений о местонахождении и маршруте движения конкретного наряда в течение дежурной смены;
  • отображение информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории;
  • управление патрульными нарядами при осложнении оперативной обстановки в городе, округе или в кризисных ситуациях;
  • информационный обмен с патрульными нарядами;
  • доступ с патрульных автомобилей к базам данных ГУВД;
  • формирование отчетных документов по результатам несения службы патрульными нарядами.

По сути дела, в настоящее время нами осуществляется перестройка всей системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности на улицах и в общественных местах города, направленная на повышение эффективности работы и улучшение управляемости нарядами посредством оперативности их реагирования на сообщения о происшествиях, увеличение присутствия нарядов милиции в местах массового пребывания граждан и, в конечном счете, на повышение уровня безопасности жителей и гостей столицы.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 18232

  Автор

Гостев А. А.

Гостев А. А.

Начальник Управления
обеспечения общественного порядка ГУВД
по Москве, генерал-майор милиции

Всего статей:  2

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций