Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Корпоративность - залог развития сектора негосударственной безопасности

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Корпоративность - залог развития сектора негосударственной безопасности

- Геннадий Владимирович, как бы Вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на российском рынке охранных услуг?

- Я думаю, что в ближайшие год-два российский рынок претерпит серьезные изменения, и основными причинами этого, как я вижу, являются два следующих фактора. Во-первых, произошла трансформация структуры финансирования вневедомственной охраны: по сути она стала бюджетной организацией. Средства, заработанные вневедомственной охраной, сначала перечисляются в федеральный бюджет, а уже затем направляются на счета ГУВО. С одной стороны, решение о такой последовательности финансирования нанесло серьезный ущерб системе вневедомственной охраны. С другой стороны, в результате этих шагов реформа, направленная на вычленение этой организации в отдельную структуру, пойдет гораздо быстрее.

Я надеюсь, что вневедомственная охрана станет полноценным участником честных рыночных отношений. В этой ситуации ей придется научиться вести рыночную борьбу при отсутствии административных рычагов, которые она использовала ранее для увеличения своих оборотов. В любом случае для многих охранных предприятий выход на рынок такого игрока будет означать появление очень сильного конкурента. Это нормальный путь развития рынка, который, по сути дела, только формируется.

Во-вторых, мы продолжим работу по запрещению функционирования на рынке ведомственной охраны, находящейся в составе министерств и ведомств. Думаю, что в этом нам будет способствовать комиссия под руководством вице-премьера Правительства Российской Федерации Алешина, которой как раз рассматриваются вопросы избыточных функций государственных органов. Сейчас мы готовим соответствующее письмо в эту комиссию с просьбой рассмотреть вопрос: является ли работа на рынке безопасности функциональной обязанностью министерств и ведомств? На мой взгляд, ответ тут однозначный. Я думаю, что это совсем неправильно. Это путь, который ведет в никуда. Вообще, решение вопроса с расширением спектра объектов, которые могут обслуживаться негосударственными охранными предприятиями, окажет значительное влияние на весь российский рынок.

- Как ведется работа над законом "О негосударственной (частной) сыскной деятельности"?

- В связи с изменением состава Государственной думы в ближайшее время будет сформирован новый состав Комитета по безопасности. К сожалению, часть работы по этому закону придется проделать заново.

Но вот что отрадно. Недавно у меня произошла встреча с представителями правительства, которые, прочитав закон, выразили свое согласие с указанными в нем положениями и одновременно с этим недоумение тем, что кто-то выступает против принятия этого документа. По их мнению, явно видно, что за позицией против закона "О негосударственной (частной) сыскной деятельности" стоят коммерческие интересы. Меня радует такая метаморфоза, произошедшая с рядом правительственных чиновников: они разобрались в сути вопроса. Будем надеяться, что постепенно осознание того, что закон правильный, придет и ко всем остальным. У меня есть предварительная договоренность о поддержке этого закона с представителями Президента России. Я надеюсь, что позиция по отношению к этому документу не изменится и в новой Государственной думе, где доминирующее положение занимает партия Единая Россия.

- Есть ли какие-то смежные с этим законом документы, которые сейчас находятся в работе?

- Да. Еще с прошлой думы мы готовим ряд нормативных актов. Во-первых, это закон "О народных дружинах". Я надеюсь, что в ближайшее время мы доведем его до ума, потому что принципиальных противников у него нет. Надо просто решить вопрос: как запустить народные дружины? Вы знаете, что уровень преступности, особенно уличной и бытовой, в нашей стране настолько высок, что участие граждан в оказании помощи МВД и другим правоохранительным органам просто необходимо. В связи с этим я думаю, что, как только решится вопрос с технологией запуска народных дружин, этот закон будет принят.

Есть ряд серьезных нормативных актов, которые посвящены оружию. Так, в первом чтении мы уже провели закон, который разрешает тирам, работающим с охранными предприятиями, тренировать сотрудников из того оружия, которым они пользуются в работе. Готовится ряд поправок в налоговый кодекс. В частности, мы хотим законодательными рычагами ввести в статьи затрат охранных предприятий те необходимые, на наш взгляд, параметры, которые были оттуда исключены незаслуженно и сейчас выплачиваются из чистой прибыли.

- Как, на ваш взгляд, можно соотнести российский и западный рынки охранных услуг?

- Российский рынок очень сильно отличается от западного. В первую очередь потому, что западный рынок уже сложился. Скажем, там действуют строгие корпоративные правила - есть определенные расценки на услуги охранных предприятий. Делать цены ниже, чем принято, никто из участников рынка просто не имеет права. Затем у них есть минимальный уровень оплаты труда охранников, за соблюдением которого жестко следят профсоюзы.

Далее. Выбор объектов и отраслей экономики, в которых имеют возможность работать охранные предприятия, гораздо шире, чем у нас в стране. Например, они охраняют атомные электростанции, миграционные тюрьмы, аэропорты, крупнейшие музеи, здания органов власти. Отдельно отмечу, что западные охранные предприятия гораздо лучше наших обеспечены техническими средствами. Наконец, там существует и прекрасно отлажена негосударственная система реагирования - это как раз то, что у нас сегодня монополизировано: вневедомственная охрана, пультовая охрана и т.д. Как мне кажется, России понадобится еще не один десяток лет, чтобы получить что-то подобное.

- Не могли бы Вы подробнее остановиться на готовящемся сейчас законе "Об инкассации в Российской Федерации"?

- Да, мы начали готовить его не так давно. Основной задачей закона "Об инкассации..." является постановка в новые правовые рамки деятельности по инкассации. На сегодняшний день эта область регулируется ведомственными нормативными актами, которые, на наш взгляд, не могут служить заменой федеральному закону. К примеру, в большинстве западных стран охранные предприятия являются основными инкассаторами. В России - по-другому. Для нашей страны очень важно разобраться, является ли инкассация исключительно банковской операцией или нет, а также с вопросом, кто является основными участниками этого процесса? Решение о разработке нового закона "Об инкассации..." было принято еще Комитетом по безопасности Государственной Думы прошлого созыва. Я думаю, что в этой Думе правопреемственность будет соблюдена и прогнозирую принятие закона в ближайшем будущем.

- Как, на ваш взгляд, можно было бы подойти к решению проблемы демпинга на российском рынке охранных услуг?

- На сегодняшний день для российского рынка охранных услуг это одна из наиболее важнейших проблем. Действительно, к сожалению, большая часть предприятий считает непозволительным для себя в полной мере платить налоги, оплачивать отпуска, страховать своих сотрудников, нанимает малоквалифицированную рабочую силу, не проводит ее лицензирование и так далее, то есть экономит на затратах. В результате эти предприятия предлагают непомерно низкие цены - цены, которые неприемлемы для нормального развития рынка, но которые устраивают крупных международных заказчиков.

Понятно, что нормальные охранные предприятия таким образом оказываются загнанными в тупик. Когда агентство с нормальными - не демпинговыми расценками - выставляет предложение какому-то крупному клиенту, оно получает вполне однозначный ответ, что мы, мол, за такую цену с вами работать не будем, потому что есть десятки предприятий, которые предлагают нам цены ниже. Таким образом, заказчики вынуждают охранные предприятия нарушать закон, многие охранные предприятия на это идут, и в итоге получается ситуация, которая наносит ущерб всей отрасли.

- В чем Вы видите решение этой проблемы?

- После того как будет принят новый закон "О негосударственной (частной) сыскной деятельности" необходимо будет организовать антидемпинговую комиссию и поручить ей расследование нарушений ценовой политики. Думаю, что при этом надо будет обращаться за помощью к органам МВД, к органам налогового контроля, к лицензионным органам: тем, кто заинтересован в нормальном функционировании рынка. И, конечно, наказывать - наказывать те предприятия, работа которых противоречит нормам, и тех заказчиков, которые вынуждают рынок двигаться в сторону развала.

- Я знаю, что на сегодняшний день достаточно остро стоит и проблема лицензирования. Какие шаги будут предприняты в 2004 году для ее решения?

- В феврале 2004 года мы планируем провести совместное совещание с руководством главка общественной безопасности. Я думаю, что сегодня существуют как объективные препятствия, так и субъективные.

Все субъективные препятствия: чиновничий произвол, откровенная глупость и непродуманность некоторых решений должны быть устранены. Есть вещи, которые объективно должны попадать под контроль органов МВД. Надо просто договариваться о том, чтобы механизм лицензирования был с одной стороны выгоден для государства, а с другой - приемлем для охранных и детективных предприятий, чтобы они не несли потери в связи с излишней неповоротливостью, сложностью и надуманностью этого механизма. Нормативные акты в области лицензирования давно требуют переработки, и эта переработка однозначно должна осуществляться не в одностороннем порядке сотрудниками лицензирующих органов, когда все делается "под себя", то есть с таким расчетом, чтобы было удобнее проверять. Уверен, что должны быть как минимум две-три позиции, чтобы было не только удобно для государства, но и выгодно предприятиям.

- Что бы Вы могли пожелать нашим читателям, среди которых наверняка были и ваши избиратели?

- В первую очередь, конечно счастья.

В понятие "счастье", я думаю, входит все: и здоровье, и нормальная семья, и друзья, и реализация каких-то жизненных планов.

Ну и помимо этого участникам нашего рынка хочу пожелать консолидировать свои усилия в решении общих проблем.

В одиночку мы не сможем справиться с проблемами. Нам просто необходимо некое объединительное начало: профессиональные цеховые организации, корпоративные и коллективные шаги и действия.

Только такая тактика, на мой взгляд, принесет реальные результаты в деле решения наших общих задач.

Г.В. Гудков,
член Комитета по безопасности Государственной думы ФС РФ

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 9118

  Автор

Гудков Г. В.

Гудков Г. В.

Депутат Госдумы

Всего статей:  3

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций