Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

На страже Москвы. Решение вопросов предупреждения и ликвидации ЧС

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На страже Москвы. Решение вопросов предупреждения и ликвидации ЧС

И.В. Куряков,
начальник ЦУКС МЧС России по г. Москве

 

Указанный подход к вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией ЧС, обусловил появление на свет постановления правительства столицы "О мерах по совершенствованию координации действий органов исполнительной власти города Москвы и организаций в чрезвычайных ситуациях" (№ 374-ПП от 15 мая 2007 г.), принятого по инициативе Главного управления МЧС России по г. Москве.

Это постановление стало основой для объединения усилий всех заинтересованных организаций города в решении вопросов предупреждения и ликвидации ЧС в Москве.

В соответствии с этим документоsм дальнейшее развитие получила единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города (ЕСОДУ), которая является органом повседневного управления силами и средствами Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - МГС ЧС). Эта система предназначена для организационно-технического объединения дежурно-диспетчерских служб (ДДС) органов исполнительной власти столицы, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, организаций, расположенных на территории г. Москвы. В настоящее время в ЕСОДУ вошло более 40 дежурно-диспетчерских служб.

Результатом функционирования ЕСОДУ явилось улучшение работы дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместной деятельности по ликвидации ЧС.

Предварительные результаты

С 1 января по 20 декабря 2008 г. в Москве зарегистрирована 61 чрезвычайная ситуация, произошло 8840 пожаров и зафиксировано 11 936 ДТП (за аналогичный период 2007 г. (АППГ) -13 680 человек), в которых погибло 757 человек (АППГ - 1050 человек) и спасено 13 486 человек, (АППГ - 15 521 человек).

Зарегистрировано 348 происшествий на воде, в которых спасен 361 человек и погибло 69 человек.

По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. количество пожаров уменьшилось на 5,2%, гибель на пожарах уменьшилась на 24,5%. Спасено 2529 человек.

Продолжительность времени сообщения о пожаре составила 1,68 минуты, что на 27,6% меньше, чем в АППГ.

Продолжительность среднего времени прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара составила 6,59 минуты, что на 3,9% меньше, по сравнению с АППГ.

Снизилась продолжительность среднего времени свободного горения, она составила 8,06 минуты, что на 9,1% меньше, чем в АППГ.

Продолжительность среднего времени тушения пожара составила 12,1 минуты, что на 10% меньше, чем за АППГ.

Организация взаимодействия

В 2007 г. были переработаны соглашения о порядке взаимодействия и обмене информацией между главным Управлением МЧС России по г. Москве и руководителями столичных органов исполнительной власти и организаций, ДДС, которые входят в ЕСОДУ.

Два раза в год (к 15 апреля и 15 октября) уточняется состав сил и средств постоянной готовности, и их состав утверждается председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) правительства Москвы. Последний состав сил утвержден 10 ноября 2008 „.

В соответствии с положением о "Московской городской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основу сил постоянной готовности составляют:

  • аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования (службы);
  • пожарные подразделения;
  • медицинские формирования (подразделения) экстренного реагирования;
  • аварийные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

Что касается вопроса управления и организации взаимодействия ДДС и сил постоянной готовности во время тренировок, то уже сейчас можно сказать, что работа в данном направлении проводится в полном объеме. В соответствии с планом основных мероприятий ГУ МЧС России по г. Москве в 2008 г. были проведены командно-штабные тренировки и учения, наиболее значимые из них следующие:

  • учения по теме "Действия органов управления, сил и средств окружного звена Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации последствий террористического акта с применением химических отравляющих веществ на объектах ГУП "Московский метрополитен";
  • штабная тренировка по теме "Ликвидация последствий ЧС при пожаре в резервуарном парке на территории Московского нефтеперегонного завода";
  • тренировка по теме "Действия организаций сети наблюдения и лабораторного контроля города Москвы в условиях радиоактивного и химического заражения";
  • тренировка по теме "Действия оперативной группы УМЛК и ПЧС в условиях радиоактивного и химического заражения";
  • тренировка по теме "Действия оперативной группы УМЛК и ПЧС при разливе ртути".

Личный состав Главного управления МЧС России по г. Москве также принимал участие в двухстепенной командно-штабной тренировке по теме "Управление войсками округа при возникновении чрезвычайных обстоятельств".

В 2008 г. ежемесячно проводились пожарно-тактические учения и занятия с личным составом боевых расчетов на особо важных и пожароопасных объектах города, в том числе на станциях метрополитена.

Проведены пожарно-технические учения на объектах образования и топливно-энергетического комплекса.

Центр управления кризисными ситуациями

Органом повседневного управления силами и средствами МГС ЧС является Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на ЧС г . Москвы . Сегодня он представлен Государственным учреждением ЦУКС МЧС России по г . Москве и отделом обеспечения и развития ЕДДЦ Управления гражданской защиты Москвы .

Центр управления кризисными ситуациями МЧС России по г . Москве ( далее - ЦУКС ) создан в соответствии с Приказом МЧС России от 6 июня 2008 „ . № 309 " О создании Государственного учреждения ЦУКС МЧС России по г . Москве ".

Основной целью этого центра является обеспечение устойчивого и непрерывного управления силами и средствами МГС ЧС в ходе выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также участие в обеспечении мероприятий гражданской обороны.

ЦУКС - многоуровневый комплекс нового поколения, позволяющий круглосуточно решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и эк­ стренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В числе основных задач ЦУКС:

  • сбор оперативной информации об угрозе возникновения или о фактах ЧС и оповещение о них ДДС города;
  • обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС и состава ДДС города, привлекаемых для экстренного реагирования;
  • автоматизированная обработка информации с целью прогнозирования и оценки обстановки в случае ЧС;
  • принятие оперативных решений по ликвидации ЧС, доведение информации о стоящих задачах до сил постоянной готовности, организация их взаимодействия, контроль выполнения поставленных задач;
  • общее руководство и координация действий аварийно - спасательных формирований МГС ЧС;
  • прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, об угрозе или факте возникновения ЧС;
  • контроль готовности ДДС, сил и средств МГСЧС к действиям при ЧС;
  • анализ и оценка информации, доведение ее до ДДС, входящих в ЕСОДУ Москвы, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
  • сбор полученной от ДДС, организаций, осуществляющих мониторинг на территории Москвы, и распространение между ДДС, входящих в ЕСОДУ, информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
  • мониторинг пожарной и техногенной обстановки на потенциально опасных и социально важных объектах города;
  • обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение перечня ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования;
  • обеспечение оповещения и информирования председателя КЧС и ПБ правительства Москвы, руководителей органов исполнительной власти и дежурных служб городского хозяйства столицы о возникновении ЧС;
  • информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
  • доведение информации о задачах, поставленных КЧС и ПБ правительства Москвы, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль выполнения ими этих задач и организации взаимодействия.

Интеграция и автоматизация

В целях повышения оперативности и обоснованности принимаемых Единым дежурно-диспетчерским центром решений в Главном управлении МЧС России по г. Москве в 2008 г. завершено создание программного и информационного обеспечения интегрированной диспетчерской системы, которая позволила создать единую базу данных по пожарам и ЧС, обеспечила более эффективное управление починенными силами и средствами за счет внедрения новых современных информационно-коммуникационных технологий.

В результате проведенной работы автоматизированы процессы формирования приказов на высылку соответствующих сил и средств пожарных и спасателей в зависимости от места ЧС или пожара, его масштаба (ранга). Указанная диспетчерская система позволяет осуществлять автоматизированное ведение пожара или ЧС в зависимости от изменения ситуации на месте происшествия. При этом в соответствии с Табелем срочных донесений автоматически формируются формализованные донесения.

Следующим важнейшим этапом развития системы мы считаем создание подсистем сопряжения автоматизированной системы ЕДДЦ Москвы с автоматизированными системами ДДС города, в первую очередь, конечно, с АСУ экстренных служб. Реализация этого проекта позволит повысить уровень информационного взаимодействия.

Одно из главных направлений - создание автоматизированных систем контроля и предупреждения ЧС, автоматизированных банков мониторинговой информации и ведение статистики ЧС и пожаров. Это, в частности, позволит осуществлять совместную эксплуатацию, содержание, ремонт и хранение техники, вооружения и средств связи; организует контроль выездов на ЧС природного и техногенного характера.

В рамках реализации мероприятий комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности жителей Москвы на 2006-2010 гг. одним из перспективных направлений стало использование систем видеонаблюдения. Их внедрение оказало влияние на повседневную деятельность всех служб комплекса городского хозяйства и пожарно-спасательных подразделений, обеспечивающих безопасность города, повлияло на оперативность реагирования на пожары и ЧС.

Использование систем видеонаблюдения позволяет определить обстановку на том или ином объекте сразу же после поступления информации от заявителя о пожаре или ЧС, своевременно оповестить и выслать соответствующие силы, обеспечив их средствами, имеющимися в распоряжении городских служб.

Мониторинг, прогнозирование, предупреждение ЧС

Для решения задач мониторинга, прогнозирования, предупреждения ЧС, а в отдельных случаях и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в ЦУКС МЧС России по г. Москве организовано управление мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (УМЛК и ПЧС).

УМЛК и ПЧС решает широкий спектр задач, в их числе:

  1. мониторинг объектов окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  2. прогнозирование ЧС природного и техногенного характера, их масштабов и последствий;
  3. сбор, обработка, анализ, передача и обмен информации в области мониторинга, прогнозирования и предупреждения ЧС;
  4. создание, поддержание и развитие банка данных мониторинга, прогнозирования и предупреждения ЧС;
  5. организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности Московской городской сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время.

Благодаря новейшим технологиям обработки оперативной информации и современной технике, размещенной в ЦУКС, а также четкому взаимодействию с городским службами коммунального хозяйства было достигнуто снижение по основным показателям реагирования на пожары и ЧС в 2008 г.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 30202

  Автор

Куряков И. В.

Куряков И. В.

Начальник ЦУКС МЧС России по г. Москве

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций