Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

На переднем рубеже

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На переднем рубеже

В условиях либерализации внешнеторгового законодательства РФ, введения в действие нового Таможенного кодекса, сокращения времени таможенного контроля и оформления, выборочное™ таможенных досмотров в значительной мере усиливается роль правоохранительной составляющей таможенной службы.

XXI век принес с собой всплеск терроризма, активизацию международной наркопреступности. Таможня стоит на передних рубежах борьбы с этими явлениями.

Таможенники идут по следу

Анализ статистических данных за 2002-2004 годы показывает, что на этапе либерализации таможенного законодательства происходит определенное снижение уровня выявления административных и уголовных правонарушений в ходе таможенного оформления и контроля с применением так называемых "легальных" мер (таможенный контроль, документальные проверки работы участников ВЭД - внешнеэкономической деятельности и др.). В этих условиях значение оперативно-розыскной деятельности как сдерживающего фактора развития преступности в таможенной сфере существенно возрастает и требует более эффективного использования имеющихся сил и средств.

Так, в 2002 году 39% всех уголовных дел в таможенных органах было возбуждено на основе оперативных материалов, в 2003 году - 54%. В январе - октябре 2004 года таможенными органами возбуждено 2060 уголовных дел. При этом более 61% преступлений выявлено в результате осуществления правоохранительными подразделениями ФТС России оперативно-розыскной деятельности. Данные преступления выявлены оперативным составом, составляющим менее 5% от общего количества сотрудников таможенных органов.

Торговать по закону

Одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности таможенных органов является пресечение правонарушений в сфере внешнеторгового оборота.

По этой линии работы в течение 10 месяцев 2004 года сотрудниками таможенных органов возбуждено более 65 тыс. дел об административных правонарушениях в рамках административного законодательства Российской Федерации. В результате рассмотрения этих дел наложено санкций материального характера на сумму более 3,3 млрд рублей.

Разработан и проведен ряд специальных оперативно-профилактических межрегиональных и международных операций, направленных на декриминализацию отдельных сегментов внешнеторговой отрасли: "Эдельвейс", "Восток", "Луч", "Одер-II", "Акциз", "Металл-III", "Лес-III" и др.

Например, в результате проведения оперативно-профилактических мероприятий в рамках операции "Эдельвейс" среднестатистическая стоимость 1 кг цветочной продукции при декларировании ее импортерами увеличилась на 35%, а таможенные платежи с 1 партии цветов увеличились на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Эти мероприятия проводились как в рамках межведомственных специальных операций "Даймонд", "Достояние", "Наследие", "Заслон-Воздух", "Канал", "Круиз" и других, так и в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий при реализации оперативной информации и дел оперативного учета.

Так, по результатам операции "Даймонд", направленной на выявление фактов незаконного перемещения драгоценных камней и ювелирных изделий, сумма таможенных платежей составила более 16 млн долларов. В ходе операции задержано и изъято незаконно перемещенных через таможенную границу России ювелирных изделий - 5338 шт. общим весом 35,2 кг, золотого песка - 1 кг на общую сумму более 2 млн долларов.

Кроме того, по результатам проведения данной операции выявлено и локализовано несколько каналов контрабандного ввоза ювелирных изделий и драгоценных камней на территорию России. Успешной операцией завершилась проверка информации о возможном незаконном ввозе в Россию драгоценных камней. В результате проведения ГУБК ФТС России, ДЭБ ФСБ России и УБЭП ГУВД г. Москвы совместных оперативно-розыскных мероприятий 8 июня 2004 года была задержана гражданка России и Бельгии. В момент задержания у нее обнаружены природные драгоценные камни (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры), стоимость которых по предварительной оценке составила около 2 млн долларов. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 191 УК РФ.

На войне как на войне

Правоохранительными подразделениями таможенных органов с целью предотвращения возможного контрабандного вывоза техники, вооружений и продукции двойного назначения планируются и проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на усиление контроля порядка реализации высвобождаемого военного имущества фирмами, созданными с участием иностранного капитала.

Так, 21 июня 2004 года сотрудниками Астраханской таможни пресечено перемещение через таможенную границу 25 кг тротила, 5 кумулятивных зарядов и 15 электродетонаторов. Груз перевозился автотранспортом в Республику Казахстан. Возбуждено уголовное дело.

Кроме того, за 10 месяцев 2004 года сотрудниками таможенных органов задержано и обращено в федеральную собственность 19 кг полудрагоценных камней, более 255 кг янтаря, 450 объектов, имеющих культурную или историческую ценность. Изъято более 3 тыс. объектов, относящихся к редким видам флоры и фауны.

Оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами обнаружено более 6 тонн наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ.

Значительная часть изъятий наркотиков осуществлена с участием зарубежных таможенных и правоохранительных органов (Дании, Швеции, Республики Казахстан и др.).

Как они работают

Работа правоохранительного блока таможенных органов основана на едином комплексе оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-следственных и контрольно-ревизионных мер, а также задач по защите внутренней безопасности. Основными направлениями правоохранительной деятельности таможенных органов являются:

  • пресечение преступлений и правонарушений во внешнеторговой сфере (контрабанда товаров, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение валютной выручки);
  • пресечение контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, товаров военного и двойного назначения;
  • борьба с незаконным перемещением через таможенную границу валютных и культурных ценностей, редких видов флоры и фауны, охраняемых российским и международным законодательством;
  • пресечение контрабанды наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсоров;
  • обеспечение собственной безопасности таможенных органов.

Кроме мер, непосредственно направленных на борьбу с нарушениями в сфере таможенного дела, правоохранительные подразделения ФТС России принимают участие в проведении мероприятий профилактического характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих недостоверному декларированию товаров, незаконному перемещению запрещенных или ограниченных в обороте предметов или веществ, развитию коррупции среди сотрудников таможенных органов.

В целях организации работы в территориальных таможенных органах в центральном аппарате ФТС России каждое направление курируется определенным структурным подразделением центрального аппарата службы - соответственно Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), Управление таможенных расследований и дознания (УТРД), Управление таможенной инспекции (УТИ) и Управление собственной безопасности (УСБ).

Система правоохранительных подразделений таможенных органов включает в себя:

  • оперативно-розыскные подразделения, осуществляющие борьбу с контрабандой и иными таможенными правонарушениями (ГУБК ФТС России, оперативные таможни, оперативные подразделения территориальных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России);
  • подразделения собственной безопасности (УСБ ФТС России, службы и отделы собственной безопасности таможенных управлений и таможен);
  • подразделения таможенных расследований и дознания (УТРД ФТС России, отделы административных расследований и отделы дознания таможен);
  • подразделения Таможенной инспекции ФТС России, имеющие право осуществления таможенных ревизий (аналог проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих структур в иных ведомствах).

Основным источником получения первичной информации о возможных нарушениях таможенного законодательства являются результаты оперативно-розыскной деятельности.

Что дальше

Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов будет происходить по нескольким направлениям. Основные концептуальные задачи изменения функций, выполняемых таможенной службой, таковы:

  • обеспечение получения предварительной оперативной информации, позволяющей пресекать преступные посягательства в таможенной сфере на стадии их подготовки или непосредственного совершения, то есть с упреждением нанесения реального ущерба интересам граждан (нелегальный ввоз наркотиков, оружия, некачественной продукции и др.) и государства (контрабанда товаров, недостоверное декларирование в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и др.);
  • дальнейшее вытеснение с объектов внешнеэкономической сферы (участники ВЭД, склады временного хранения, приграничная коммерческая инфраструктура, конкретные отрасли внешней торговли) физических и юридических лиц, связанных с различными проявлениями организованной преступности;
  • повышение роли международного таможенного и правоохранительного сотрудничества, укрепление постояннодействующих каналов обмена оперативно значимой информацией, проведение совместных межнациональных операций и мероприятий (контролируемая поставка и др.);
  • более качественное проведение предварительных оперативных проверок с использованием возможностей, предоставленных правом ведения ОРД, применение системы анализа рисков, аналитического поиска для избежания необоснованного вмешательства правоохранительных подразделений в деятельность добросовестных участников ВЭД, осуществление целевого, выборочного применения форм и методов работы, предоставленных ФТС России в соответствии с действующим законодательством;
  • борьба с проявлениями коррупции среди должностных лиц таможенных органов, качественное повышение уровня отбора и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных подразделений, ведомственного контроля, системы планирования и отчетности, улучшение уровня материально-технического обеспечения рабочих мест таможенников.

Н.А. Волобуев,
заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2005
Посещений: 11612

  Автор

Волобуев Н. А.

Волобуев Н. А.

заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций