Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Наше дело - обеспечение общественной безопасности

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Наше дело - обеспечение общественной безопасности

Организационные основы службы вневедомственной охраны были заложены более полувека назад, но и сегодня они остаются уникальными по своему составу и сочетанию. В настоящее время ни одной охранной организации аналогичной нашей нет не только в России, но и за рубежом.

Основные функции вневедомственной охраны

Главным отличием вневедомственной охраны от других охранных структур является триединство основных выполняемых функций:

  • технической - организация разработки, серийного производства и эксплуатации средств охранной сигнализации;
  • охранной - обеспечение оперативного реагирования группами задержания, которым, что очень важно, предоставлены все права милиции общественной безопасности для пресечения противоправных действий;
  • страховой - возмещение клиенту ущерба в случае ненадлежащего выполнения охраной своих функций.

Реализация трех указанных функций обеспечивает комплексный подход к решению стоящих перед вневедомственной охраной задач.

Повысить отдачу каждого сотрудника и службы в целом, проводить режим экономного расходования средств и ресурсов, не отставать от мирового уровня в области охраны, а по некоторым направлениям и опережать его - именно на это направлена единая техническая политика ГУВО МВД России, суть которой в том, что под его контролем и координирующим действием находится весь спектр проблем, связанных с охраной объектов.

Принципы работы

Тот факт, что НИЦ "Охрана" является проводником единой технической политики, определил базовые принципы построения систем и средств охраны, которые и теперь лежат в основе наших разработок.

  • Первый принцип определен тем, что вневедомственная охрана не получает бюджетных средств, то есть находится на самофинансировании. Для того чтобы существовать и развиваться, структура охраны должна быть оптимальной по критерию цена/качество. Именно поэтому широкое распространение получила централизованная охрана, как наиболее экономически выгодный и эффективный с точки зрения оперативности реагирования вид охраны.

    Надо сказать, что самостоятельное финансирование помогло НИЦ "Охрана", как и другим структурным подразделениям вневедомственной охраны, довольно быстро и безболезненно адаптироваться к современным условиям рыночной экономики.

  • Второй принцип - это обеспечение максимальной надежности и помехоустойчивости технических средств охраны (ТСО). При большом количестве охраняемых объектов даже малейшее ухудшение этих характеристик приводит к сотням и тысячам ложных срабатываний и, соответственно, неоправданным выездам милицейских групп задержания. Результатом являются не только материальные потери, но и очень негативное влияние на психическое состояние оперативных сотрудников.
  • Третий принцип - высокая обнаруживающая способность оборудования и достоверность передачи информации, а также обязательный контроль функционирования самой аппаратуры и каналов передачи информации (поскольку за каждую кражу на охраняемом объекте, совершенную из-за неисправности техники, вневедомственная охрана возмещает заказчику нанесенный ущерб).
  • Четвертый принцип - низкая стоимость объектового оборудования, что позволяет средним и малоимущим слоеям населения пользоваться услугами охраны.
  • И, наконец, пятый принцип - минимальные сроки создания и внедрения новых технических средств. Этот принцип не позволяет нам отстать от мирового уровня; более того, в некоторых случаях мы занимаем передовые позиции в области техники охраны.

Отказ от любого из этих принципов приводит к дисбалансу хорошо отлаженной системы и значительному снижению эффективности ее функционирования.

Охраняемые объекты

Таким образом, вот уже в течение 40 лет главным направлением деятельности НИЦ "Охрана" является создание новых, современных технических средств. Основной упор сделан нами на развитие централизованной охраны.

За время существования центра принципиально были решены вопросы организации охраны "традиционных" для вневедомственной охраны объектов (магазинов, офисов, складов и т. п.).

Однако жизнь не стоит на месте. С одной стороны, в условиях серьезной конкуренции к техническим средствам охраны предъявляются повышенные требования. Это, в первую очередь, наличие таких качеств, как современный дизайн, удобство эксплуатации, доступная цена. С другой стороны, в условиях бурных политических и экономических преобразований, происшедших в нашей стране за последние 10 лет, некоторые категории объектов стали представлять повышенную криминогенную опасность, а оптимальные технические средства для организации их охраны пока отсутствуют. Речь в первую очередь идет о личном и ведомственном автотранспорте, дачных и коттеджных поселках, подъездах жилых домов, предприятиях нефтегазового комплекса и объектах жизнеобеспечения.

Основные задачи и направления деятельности

Именно с учетом современных требований нами был сформулирован круг задач и определены направления исследований в области создания новых технических средств охраны. Остановлюсь на основных из них.

Главной задачей на сегодня является обновление и упорядочение парка эксплуатируемых систем централизованного наблюдения, который представлен довольно широкой номенклатурой взаимонезаменяемого, а порой и морально устаревшего оборудования. Для решения данной проблемы мы разрабатываем многофункциональные автоматизированные системы и комплексы централизованного наблюдения, главной их особенностью является полная унификация пультового, ретрансляционного и объектового оборудования, позволяющего обеспечить охрану объектов любых категорий и квартир. В последние годы мы успешно решили такую проблему, как повышение имитостойкости систем централизованного наблюдения: благодаря применению современных методов криптозащиты, нам удалось практически полностью исключить возможность их криминального "обхода".

Второе направление деятельности центра - это создание технических средств для централизованной охраны нетелефонизированных объектов. Сейчас эта задача решается с помощью целого ряда радиоканальных систем. Однако их широкому внедрению мешает высокая стоимость объектового оборудования, которое в 3-5 раз дороже аналогичного по функциям оборудования проводных систем. Поэтому свою главную цель мы видим в снижении его стоимости до уровня, доступного рядовому потребителю.

Третья задача - это охрана личного и ведомственного автотранспорта. Мы посвятили ее решению ряд научно-исследовательских работ и выбрали два направления, первое из которых - это создание новых радиоволновых извещателей для охраны автостоянок и открытых площадок хранения материальных ценностей, второе - создание технических средств централизованной охраны автотранспорта.

Следующая важная задача - это создание технических средств для охраны подъездов жилых домов. Внедрение разработанной нами техники, доступной по цене большинству квартиросъемщиков, позволит увеличить число охраняемых квартир, а также обеспечит дополнительный объем работ для проектно-монтажных подразделений вневедомственной охраны.

В области создания средств обнаружения проникновения главными задачами, которые мы решаем, являются повышение обнаруживающей способности и помехоустойчивости, снижение стоимости, миниатюризация и современный дизайн.

Еще одним, очень важным направлением нашей деятельности является создание нормативно-методологической базы для своих подразделений. Многолетняя практика показала, что без такой базы даже хорошая техника дает сбои.

Разработанные нами документы используются не только нашими службами, но и многими проектными и монтажными организациями, службами безопасности различных ведомств. В настоящее время для подразделений разработаны 35 нормативно-технических документов и 15 руководств по ремонту ТСО.

Кроме того, НИЦ "Охрана" активно участвует в Международной программе стандартизации. Нами разработаны основополагающие государственные стандарты в области охраны, сейчас мы приводим их в соответствие с Европейскими нормами и стандартами.

И это далеко не полный перечень основных направлений деятельности центра в области создания новых технических средств.

Перечень технических средств, разрешенных к применению во вневедомственной охране

Основным "инструментом" проведения единой технической политики и, следовательно, внедрения новых технических средств является "Перечень технических средств, разрешенных к применению во вневедомственной охране" (далее - "Перечень"). Он является внутриведомственным документом и представляет собой не просто список аппаратуры, которая обеспечивает централизованную охрану. В него включаются только те технические средства, которые прошли, в соответствии с установленным порядком, всесторонние экспертизы, проверки и испытания в НИЦ "Охрана", ЦСА ОПС и в ряде региональных подразделений вневедомственной охраны. Критерии, по которым происходит отбор изделий-претендентов на включение в "Перечень", были определены многолетней практикой и обсуждены с различными участниками рыночных отношений (производителями, потребителями, разработчиками, клиентами и т.п.).

"Перечень" пересматривается каждый год и открыт для всех продавцов и производителей охранной техники, которым достаточно подать в техническую комиссию ГУВО МВД России соответствующие материалы. Изделие-претендент оценивается по техническому и ценовому уровню, уровню серийного производства, конъюнктуре и номенклатуре. Главным принципом формирования "Перечня" является разумная достаточность. Поэтому в "Перечень" не включаются изделия, которые по критерию цена/качество хуже или аналогичны изделиям, уже вошедшим в него, не имеют спроса в большинстве подразделений вневедомственной охраны либо спрос на них не прогнозируется ГУВО и НИЦ "Охрана". Необоснованное расширение номенклатуры эксплуатирующихся изделий в конечном счете выливается в проблему их технического обслуживания и ремонта. Такие принципы формирования "Перечня", как открытость, периодическое обновление, разумная достаточность превратили его в мощный инструмент единой технической политики вневедомственной охраны.

"Перечень" глазами пользователя

Отношение к "Перечню" со стороны других фирм и потребителей далеко не однозначно. Те, кто понимает, что это по существу микрорынок продукции, но регулируемый и созданный только для вневедомственной охраны с ее технологическими особенностями, принимают и поддерживают использование данного документа. Как правило, это массовый потребитель, который не имеет возможности создать подобный механизм технической поддержки и не хочет рисковать, вступая во взаимоотношения со случайными продавцами либо с фирмами-однодневками.

Напротив, категория людей, которая занимается только продажами, как правило, в существо службы вневедомственной охраны не вникает и расценивает этот "Перечень" как ограничение свободы своей торговли, не допуская при этом, что у другой самостоятельной фирмы могут быть свои интересы и механизмы их защиты.

Существует и иная категория клиентов на рынке, которая хотела бы сама выбирать, на каких объектах и какую технику устанавливать, но при этом ответственность за охрану и возмещение ущерба в случае несрабатывания охранной техники стремится возложить на вневедомственную охрану. Естественно, с такими пожеланиями согласиться нельзя, и именно поэтому в службе вневедомственной охраны установлен единый порядок выбора и применения технических средств охраны, заключающийся в таком инструменте проведения технической политики как "Перечень".

О наболевшем...

В последние годы в СМИ, включая специальные издания по безопасности, появился ряд статей, в которых деятельность вневедомственной охраны, как государственной службы, представляется в искаженном свете. Так, например, вневедомственная охрана характеризуется как монополист, не дающий развиваться частным охранным предприятиям; введенный ею ограничительный перечень связывает по рукам предпринимателей; территориальные подразделения вневедомственной охраны запрещают (!) гражданам ставить свои квартиры под охрану ЧОПов; сами, являясь государственной службой, занимаются бизнесом. Но статьи в СМИ - это еще полбеды. Главная беда в том, что господа, придерживающиеся таких взглядов, усиленно лоббируют свои интересы в Государственной думе и Правительстве Российской Федерации, используя при этом некорректные методы. Суть же лоббирования заключается в том, чтобы вневедомственной охране оставить только объекты, которые постановлением Правительства подлежат обязательной государственной охране, а все остальные объекты, включая квартиры граждан, передать под охрану частных организаций.

На страницах такого уважаемого нами издания, как каталог "Системы безопасности", нам хотелось бы ответить "по все пунктам обвинения".

О монополии

Вневедомственная охрана никогда не была монополистом, даже во времена государственной монополии буквально на все. Охрану многих объектов тогда (как и сегодня) осуществляла ведомственная охрана, внутренние войска и части Министерства обороны. Именно на вневедомственную охрану были возложены функции охраны несекретных объектов и квартир граждан. И за 50 с небольшим лет наша служба выросла в мощную охранную структуру, оснащенную самыми современными техническими средствами, проводящую единую техническую политику, целью которой, наряду с повышением надежности охраны, является снижение тарифов на охранные услуги. А триединство выполняемых ею функций (техника, реагирование, страхование) гарантирует надежную и эффективную охрану. Не успел милицейский наряд во время прибыть по тревоге, не сработала техника - мы обязаны восполнить заказчику ущерб. Именно по этим причинам люди обращаются к нам, а не в ЧОПы. Сейчас подразделениями вневедомственной охраны охраняются более 400 тыс. объектов различных форм собственности и 1,5 млн квартир граждан.

О "Перечне"

Вневедомственная охрана действительно ввела "Перечень технических средств, разрешенных к применению во вневедомственной охране", ограничивающий номенклатуру изделий, основным назначением которого является защита потребителей от недоброкачественной и устаревшей охранной техники, поддержка отечественного производителя технических средств охраны. Однако этот "Перечень" нисколько не ограничивает частное предпринимательство, он является внутриведомственным документом. "Перечень" пересматривается каждый год и открыт для всех, кто заинтересован во включении в него своей техники.

О запретах

Вневедомственная охрана не имеет права (и не испытывает необходимости) запрещать гражданам осуществлять охрану своего имущества по своему усмотрению. Наши подразделения могут не поставить под охрану объект лишь в том случае, когда его владелец отказывается выполнять предписания по оборудованию объекта техническими средствами охраны и инженерно-технической укрепленности.

О так называемом "бизнесе"

Вневедомственная охрана задумывалась как структурное подразделение МВД, осуществляющее свою деятельность за счет самофинансирования. Действительно, за все время существования ею не было взято из бюджета ни копейки. Кроме того, мы не можем необоснованно повышать тарифы на оказываемые услуги в погоне за максимальной прибылью, так как вневедомственная охрана, согласно своему статусу, должна обеспечивать общественную безопасность, важной составляющей которой является социальная защита бедных и малообеспеченных слоев населения. Скажите, возьмет ли какой-нибудь ЧОП под охрану квартиры таких граждан? Или объекты на территории Чеченской Республики, где состояние охраны весьма плачевно? Здесь не то что не получишь прибыли, а, напротив, понесешь убытки. Тем не менее вневедомственная охрана берется за такие объекты. И это называется бизнесом? Господа, убедительно приглашаем вас поучаствовать в таком "бизнесе".

О взаимодействии с негосударственными структурами

Все действующие на российском рынке негосударственные охранные структуры можно условно разделить на две группы. Первая - это структуры, соблюдающие законодательство, ставящие во главу угла высокий уровень безопасности граждан и имущества, заботящиеся о качестве предоставляемых товаров и услуг. С такими фирмами мы давно и плодотворно сотрудничаем, осуществляем совместные разработки технических средств, проводим научные исследования, работы в области испытаний и сертификации инженерно-технических средств укрепленности. Здесь хотелось бы особо отметить сотрудничество НИЦ "Охрана" с предприятиями-изготовителями нашей техники, которое во времена глобального социалистического планирования было просто невозможным. Если прежде, когда весь процесс создания новой техники от начала до конца выполнялся нашим центром, НИОКР длились по 4-5 лет, то сегодня, благодаря рациональному распределению функций между центром и предприятиями, эти сроки сократились до 1-2 лет. При таком сотрудничестве нами создана целая "индустрия охраны", в которую входят 30 предприятий, и список этот продолжает пополняться.

Нашими партнерами являются практически все ведущие фирмы в области безопасности. Такое сотрудничество позволило создавать отечественные изделия, по своим характеристикам не уступающие лучшим мировым образцам, а в ряде случаев и превосходящие их.

Другая группа компаний по безопасности на российском рынке - это фирмы, главной целью которых является получение сиюминутной прибыли, при этом методы, используемые ими, весьма некорректны. Видимо, наша принципиальная позиция их не устраивает, поэтому и появляются различные негативные высказывания о вневедомственной охране, лоббируются вопросы ограничения ее правового поля и сферы деятельности. К таким "дельцам от охраны" у нас крайне негативное отношение, и ни на какое сотрудничество с ними мы никогда не пойдем.

В заключение хотел бы сказать: мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто с пониманием относится к проблемам обеспечения общественной безопасности, кто действительно желает процветания нашей стране.

А.Г. Зайцев,
заместитель начальника НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 12478

  Автор

 

Зайцев Н. П.

Начальник ГУ ГО и ЧС МЧС России Самарской области

Всего статей:  3

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций