Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые технические средства обеспечения авиационной безопасности

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые технические средства обеспечения авиационной безопасности

Начало XXI века поставило перед государствами во всех регионах мира один вопрос: как победить международный терроризм и можно ли противостоять ему. 11 сентября 2001 г. показало всему мировому сообществу, что время убеждения террористов в отказе от преступных деяний безвозвратно ушло в прошлое. Только объединение усилий всех государств в борьбе с терроризмом является гарантией успеха


В.Б. Черток

Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта (Росавиация)

Многие десятилетия атакам преступников подвергаются объекты воздушного транспорта. В различных странах мира с середины прошлого века было совершено более 1000 актов незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации, включая захваты и угоны воздушных судов, взрывы на самолетах и в аэропортах. Вершиной террористической деятельности явилась атака на башни Всемирного торгового центра и здание министерства обороны США, в результате которой погибло свыше 3500 человек. Впервые в международной практике в качестве орудия разрушения были использованы пассажирские самолеты.

В течение первых лет XXI века были осуществлены многочисленные террористические акты на транспорте в разных регионах мира. Причем многие из них были совершены террористами-смертниками. Среди этих актов были и взрывы 24 августа 2004 г. двух российских самолетов, вылетевших из аэропорта Домодедово.

Ситуация

Упомянутые выше преступления показали, что существовавшая долгие годы система мер противодействия террористам оказалась несостоятельной перед новыми угрозами. Во многом это относится к техническим средствам обеспечения авиационной безопасности, используемым в аэропортах при предполетном досмотре авиапассажиров, находящихся при них вещей и багажа. Организация предполетного досмотра людей и перевозимых предметов и веществ строго регламентирована Федеральными авиационными правилами. Перечень запрещенных к перевозке воздушным транспортом веществ включает в себя взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся, химически активные, ядовитые, радиоактивные и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы преступниками. В аэропортах гражданской авиации с 1975 г. применяются для контроля стационарные и ручные металлоискатели, а для проверки ручной клади и багажа рентгено-телевизионные интроскопы. Однако последние события показали, что традиционная досмотровая аппаратура в ряде случаев оказывается малоэффективной.

Досмотровое оборудование

В целях совершенствования мер по обеспечению авиационной безопасности в международной гражданской авиации в ведущих авиационных державах, в том числе и в России, были проведены исследовательские работы по созданию новых технических средств. Они базируются на различных физических принципах, позволяющих практически исключить возможность проноса пассажирами и доставки в находящихся при них вещах и багаже взрывчатых веществ, являющихся основой взрывных устройств, способных при их активации разрушить воздушное судно в полете.

Начиная с 2004 г. в аэропорты нашей страны стало поступать досмотровое оборудование нового поколения. Наряду с традиционными электромагнитными стационарными и ручными металлоискателя-ми, которые широко используются во всех аэропортах в России и за рубежом и являются наиболее эффективными средствами  для  выявления  металлосодержащих предметов, в настоящее время разработаны и серийно освоены системы рентгеновского контроля человека. Такие системы позволяют оператору видеть на экране монитора с высокой степенью разрешения все инородные предметы, размещенные в одежде или на теле человека.

В данных установках человек располагается между источником рентгеновского излучения и приемниками излучения, что дает возможность обнаруживать инородные предметы, размещенные как на теле человека, так и в его естественных полостях и пищеводе. Несмотря на очень малые дозы облучения, авиационные власти устанавливают ограничение на количество проходов человека через эти системы -не более 300 проходов в год.

Кроме рентгеновских систем проходного типа серийно освоена рентгеновская система,   в   которой рентгеновское излучение не проходит через тело человека, а формирует его изображение на экране монитора путем эффекта отражения. В результате оператор системы получает изображение человека с размещенными на его теле инородными предметами. Ограничение на количество использования человеком данной системы также составляет 300 проходов в год.

Средства радиолокационного контроля

Наряду с аппаратурой рентгеновского контроля серийно выпускаются системы радиолокационного контроля человека с использованием излучения активных миллиметровых волн. Технология работы портала основана на "радиосигнальном" голографировании и обеспечивает обнаружение скрытых на тел е человека предметов из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Аппарат излучает активные миллиметровые волны, которые, не проникая через кожу человека, отражаются от нее при очень низких уровнях мощности. Приборы досмотра человека, указанные выше, были допущены Роспотребнадзором России к использованию в аэропортах и имеют сертификаты соответствия Росави-ации.

Средства предполетного досмотра

Досмотр вещей, находящихся при пассажирах, в условиях новых угроз также потребовал от авиационных властей внедрения в аэропортах новых технических и технологических решений, позволяющих эффективно обнаруживать взрывчатые вещества, в том числе находящиеся в жидкой фазе.Применение новых видов досмотровой техники направлено, с одной стороны, на повышение уровня авиационной безопасности в аэропортах, а с другой - на повышение комфорта пассажиров. Большинство из нас периодически становятся авиапассажирами, и сложности, связанные с перевозкой жидкостей, а также необходимостью при досмотре снимать обувь и верхнюю одежду, негативно влияют на наше настроение.

К настоящему времени разработано компактное и простое в обращении техническое средство контроля взрывоопасности и пожароопасности жидкостей. Устройство позволяет, не нарушая герметичность сосуда, отличать такие вещества, как бензин, зажигательные смеси, ацетон, нитроглицерин и другие опасные жидкости, от безопасных. Прибор прошел испытания и имеет сертификат соответствия Росавиации.

Российскими исследователями также практически завершены работы по созданию простого в применении устройства для проверки обуви пассажиров. Использование такого устройства позволит исключить необходимость снимать обувь при прохождении предполетного досмотра.


В настоящее время в нашей стране и за рубежом продолжаются интенсивные разработки технических средств в целях их применения для обеспечения авиационной безопасности. Такие системы используют новейшие научные достижения и технические решения, что позволяет максимально повысить уровень защиты людей и имущества при авиационных перевозках.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 18671

  Автор

Черток В. Б.

Черток В. Б.

Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта (Росавиация)

Всего статей:  5

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций