Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обращение с отходами - элемент системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обращение с отходами - элемент системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

В России накоплено и продолжает накапливаться огромное количество отходов производства и потребления, которые негативно воздействуют на качество окружающей среды, приводя к деградации почв, лесов, водных и других природных ресурсов. Отмечается устойчивый рост объемов токсичных отходов
Н.В. Суслова
Старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Д.Г. Добрецов
Старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Отходы, в том числе бытовые, не подлежащие использованию и переработке, направляются на хранение и захоронение на полигоны, под которые отчуждаются пригодные для сельскохозяйственного и рекреационного использования земли. Большие по площади участки земель загрязняются многочисленными несанкционированными свалками. При этом прослеживается отчетливая тенденция к росту количества промышленных отходов, вывозимых в места несанкционированного складирования.

Анализ состояния законности при обращении с отходами показал, что практически во всех субъектах Российской Федерации требования законодательства нарушаются. Ни в одном субъекте Российской Федерации должным образом не решена проблема размещения жидких бытовых отходов. Сельскохозяйственные отходы, как правило, не утилизируются, они располагаются на открытых площадках животноводческих комплексов, ферм и иных животноводческих предприятий, что приводит к значительному химическому и микробиологическому загрязнению почв и водных объектов в период стока талых и дождевых вод.

На протяжении многих лет в ряде субъектов Российской Федерации не уделяется достаточное внимание решению проблем утилизации не подлежащих применению химических средств защиты растений, а также пришедших в негодность ртутьсодержащих ламп.

Основные нарушения при обращении с отходами

При обращении с отходами допускаются нарушения природоохранительного законодательства не только юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями,    осуществляющими сбор, транспортировку, размещение и утилизацию отходов, но и органами государственной власти субъектов Федерации, специально уполномоченными осуществлять государственное управление и контроль в области обращения с отходами.

Типичными видами нарушений законодательства об отходах производства и потребления являются:

  • размещение промышленных и бытовых отходов в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки);
  • создание полигонов отходов при отсутствии проекта строительства или без положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект строительства полигона отходов;
  • размещение полигонов отходов в водоохранных зонах, а также на других запрещенных для захоронения участках земной поверхности и акваториях водных объектов;
  • ввоз на полигоны отходов, по классу опасности и объемам не соответствующих проектной документации на эти полигоны;
  • прием без сортировки и обезвреживания отходов на полигонах твердых бытовых отходов;
  • эксплуатация полигонов отходов без соответствующего обустройства, установленного санитарными и строительными нормами и правилами;
  • незаконный ввоз, захоронение токсичных, химических и иных вредных отходов зарубежного производства.

Несанкционированное размещение отходов привело к значительному химическому и микробиологическому загрязнению почвы селитебных территорий, санитарно-химические показатели которых превышают гигиенические    нормативы    во    многих субъектах Российской Федерации. Высокое микробное загрязнение почв на территориях жилой застройки определяется не только наличием большого количества несанкционированных свалок ТБО, объемы которых имеют тенденцию к постоянному росту, но и непринятием должных мер контроля за обращением с ТБО и санитарной очисткой территории органами местного самоуправления, в том числе мер по ликвидации этих свалок, направленных на сокращение отходов, рациональную организацию систем сбора и удаления ТБО, условий для мойки и дезинфекции мусоросборных контейнеров.

Распространенность нарушений законодательства об отходах производства и потребления требует усиления прокурорского надзора за исполнением этого законодательства, прежде всего контролирующими его соблюдение государственными органами, за обеспечением ими законности и полноты мер, принимаемых для устранения правонарушений, привлечения к ответственности правонарушителей и предупреждения правонарушений.

Анализ практики исполнения законодательства об отходах производства и потребления и санитарного законодательства Российской Федерации при обращении с отходами позволяет сделать вывод о многочисленности фактов нарушения этого законодательства как со стороны юридических лиц и граждан, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных полномочиями в области обращения с отходами. Практически во всех субъектах Российской Федерации выявлены факты несоблюдения условий хранения на предприятиях отходов производства, их несанкционированного хранения, нарушения правил создания и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, издания правовых актов нормативного и ненормативного характера, противоречащих федеральному законодательству.

Нарушения указанного законодательства типичны практически для всех регионов и различаются в большинстве случаев только с учетом особенностей местной промышленности, а также географических характеристик местности. Так, в горных регионах часто допускаются нарушения, связанные с отсутствием санитарно-защитных зон свалок.

Нарушения допускаются как организациями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления (а также в результате деятельности которых такие отходы образуются), так и уполномоченными органами.

Субъекты нарушений

Нарушения допускаются органами местного самоуправления, чьи полномочия в данной сфере в общем виде определены ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об охране окружающей среды", которая фактически дублирует норму ст. 8 ранее принятого Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об отходах производства и потребления". К ним, в частности, отнесены:

  • для городских, сельских поселений - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 7);
  • для муниципальных районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (абз. 2 ч. 2 ст. 7);
  • для городских округов - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (абз. 2 ч. 3 ст. 7).

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.  Органы местного самоуправления также обязаны определять порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды.

Наиболее часто органами местного самоуправления ненадлежащим образом организуется сбор, вывоз и хранение ТБО; организация, содержание и эксплуатация полигонов ТБО осуществляются с отступлением от требований законов и санитарных норм; на полигоны ТБО ввозятся отходы, класс опасности и объемы которых не соответствуют проектной документации на эти полигоны; земли под размещение названных полигонов выделяются с нарушением земельного и экологического законодательства (в том числе в водоохранных зонах и на других территориях, где захоронение отходов не допускается); ввиду отсутствия должного контроля несанкционированные свалки своевременно не ликвидируются. Все это влечет захламление земель, в том числе водоохранных зон водных объектов, а также территорий населенных пунктов. Такие нарушения распространены практически повсеместно.

Большую проблему представляют собой нарушения в сфере обращения с биологическими отходами, связанные с организацией и эксплуатацией скотомогильников и биотермических ям.

Проверки показывают, что в нарушение "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469) отсутствуют ограждения, запорные устройства на воротах и люках биотермических ям, не произведена обваловка скотомогильников и т.д. Имеются многочисленные случаи выявления сибиреязвенных скотомогильников в водоохранных зонах рек, в том числе в непосредственной близости от уреза воды, им угрожает подтопление и размывание.


Предъявляемые законодательством требования не соблюдаются, что связано, кроме всего прочего, с дефицитом финансовых средств. Зачастую в бюджетах муниципальных образований средства на указанные цели не предусматриваются или предусматриваются в недостаточном объеме. Нарушения в данной сфере служат основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.6 КоАП РФ.

Кроме того, широко распространены бесхозные скотомогильники, местоположение некоторых из них до сих пор не установлено – они только числятся по архивным данным. Органы местного самоуправления не принимают мер по их постановке на учет и принятию в муниципальную собственность. В ряде регионов специально уполномоченные органы (в частности, территориальные органы Россельхознадзора) не располагают информацией о точном местоположении сибиреязвенных скотомогильников, представляющих серьезную угрозу как для человека, так и для окружающей среды. По результатам проверок прокурорами вносятся представления главам муниципальных образований, в отношении их выносятся постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях. В суды предъявляются заявления о признании незаконными факты бездействия органов местного самоуправления и понуждении их к выполнению обязанности по организации и надлежащему содержанию скотомогильников, постановке на учет бесхозных скотомогильников. Соответствующие судебные решения в большинстве случаев исполняются, хотя это существенно затруднено отсутствием в муниципальных бюджетах денежных средств, необходимых для подготовки технической документации на такое имущество в целях последующей государственной регистрации прав на него.

Предъявляются также заявления о признании незаконным бездействия глав сельских поселений по неопределению порядка сбора, хранения, обезвреживания и захоронения биологических отходов, понуждении их определить такой порядок, обеспечить устройство скотомогильников согласно санитарно-ветеринарным правилам.

Многочисленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления выявляются прокурорами в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 16) рассматривает размещение отходов производства и потребления как вид негативного воздействия на окружающую среду, являющийся платным.

Наиболее широко обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, закреплены в ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Наиболее распространенными из выявляемых прокурорами нарушений данного вида являются:

  • отсутствие на производственных и хозяйственно-бытовых объектах учета отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов на опасные отходы;
  • отсутствие лицензий на обращение с опасными отходами и нарушение лицензионных требований;
  • несвоевременное внесение платежей за размещение отходов производства и потребления.

Наблюдается ненадлежащее исполнение полномочий по контролю в сфере обращения с отходами производства и потребления территориальными органами Роспотребнадзора, Ростехнадзора.

Прокурорами практически всех субъектов Федерации отмечается пассивная позиция контролирующих органов в отношении выявления, пресечения и принятия мер к устранению нарушений законодательства, допускаемых при обращении с отходами производства и потребления. Контрольные проверки проводятся нерегулярно, ими охватываются не все подконтрольные объекты; допускаются нарушения КоАП РФ при привлечении виновных юридических лиц к административной ответственности; не везде осуществляется контроль выполнения требований, изложенных в ранее выданных предписаниях; представления в организации и должностным лицам вносятся крайне редко вопреки требованиям ст. 29.13 КоАП РФ; при отсутствии документов, подтверждающих уплату административных штрафов, не всегда материалы направляются в службу судебных приставов (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Только усиление прокурорского надзора за законностью деятельности этих органов способствует некоторой ее активизации. Прокурорами своевременно и в полном объеме применяются надлежащие меры прокурорского реагирования. Несмотря на это, вышеуказанные нарушения выявляются прокурорами практически всех субъектов Российской Федерации.

Органы ветеринарного контроля в нарушение ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктов 6.3, 7.1, 7.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов периодический осмотр скотомогильников и ветеринарный осмотр перед сбросом биоотходов в скотомогильники не производят.

Выявляются случаи выдачи должностными лицами районных ветуправлений ветеринарных свидетельств о соответствии ве-теринарно-санитарных условий для заготовки, транспортировки, убоя животных и реализации продуктов животноводства при отсутствии надлежащих условий для указанных целей.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев только принципиальная позиция прокуроров по отношению к нарушителям законодательства об отходах производства и потребления, своевременное выявление нарушений в деятельности как хозяйствующих субъектов, так и государственных и муниципальных органов, а также принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем, способствуют постепенному улучшению ситуации.

Государственное регулирование: основные законы и их положения

Существенную роль в решении проблемы отходов в Российской Федерации играет система законодательного регулирования в данной сфере.

Обращение с отходами производства и потребления регулируется международными актами, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарными нормами и правилами (СП, СанПиН) и иными ведомственными документами, уставами муниципальных образований и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормативным правовым актом, регулирующим эколого-правовые основы обращения с отходами производства и потребления,   является   Федеральный   закон   от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этим законом определены:

  • принцип обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с экологическими нормативами, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ст. 1, 3);
  • полномочия органов государственной власти РФ по установлению порядка обращения с опасными отходами, порядка определения размера платы за размещение отходов, установлению порядка лицензирования обращения с опасными отходами (ст. 5);
  • полномочия органов государственной власти субъектов РФ по ведению учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов РФ (ст. 6);
  • обязательность установления лимитов на размещение отходов производства и потребления как метода экономического   регулирования   в области охраны окружающей среды (ст. 14);
  • обязательность установления нормативов образования отходов производства и потребления, а также лимитов на их размещение (ст. 24);
  • требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами (ст. 51). Согласно этому закону формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, включая размещение отходов, определяются федеральными законами (ст. 16).

В России действует также специальный Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления", регламентирующий вопросы обращения с этими отходами.

В законе в числе основных даны понятия "отходы производства и потребления" (далее – отходы), "опасные отходы" и "обращение с отходами" (ст. 1). Под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, транспортировке, размещению.

В Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" отходы признаны объектом права собственности. Согласно ст. 4 этого закона право собственности на них принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий и продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Это право может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения. Права по владению, пользованию и распоряжению отходами осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 4 данного закона.

В ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" по сути раскрываются положения ГК РФ применительно к правоотношениям в области обращения с отходами. Так, ст. 226 ГК РФ установлены основания обращения в собственность лицами (собственниками, владельцами, пользователями природных объектов) отходов производства и других отходов, брошенных собственниками отходов на этих природных объектах; в ст. 536 ГК РФ предусмотрены условия возврата отходов от переработки сельхозпродукции ее производителю. Однако следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует механизм установления права собственности на отходы на всех этапах – от их образования и сбора до транспортировки и утилизации.

Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" установлены нормы о запрещении захоронения отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных зон, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ (если возникает угроза загрязнения окружающей среды и безопасности ведения горных работ) и на иных природных территориях ограниченного режима использования. Установлено также, что ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается (ст. 17).

Санитарно-эпидемиологическая безопасность общества при обращении с отходами регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в ст. 18 которого установлены требования по соблюдению санитарных норм и правил при захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов в условиях населенных пунктов.

Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 27.12.2009) "О недрах", в ст. 6, 11, 18, 22, 23 которого содержатся положения о пользовании недрами, в том числе и для захоронения отходов.

Обязательность регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов предусмотрена ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха".

Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 27.12.2009). Так, в соответствии со ст. 56 ВК РФ запрещаются:

  • сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
  • захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;
  • сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
  • проведение   на   водных   объектах взрывных работ на основе ядерных и иных видов промышленных технологий, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.

ВК РФ также содержит нормы, защищающие от загрязнения отходами болот, ледников и снежников, а также подземных вод (ст. 57, 58, 59 ВК РФ). Так, в соответствии с ч. 2 ст. 59 ВК РФ на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2010 № 1 были внесены изменения в "Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643. В частности, из перечня запрещенных видов деятельности исключено производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды.

Также изменена редакция пункта, ранее полностью запрещавшего складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся опасных отходов. Теперь запрещено только их складирование, захоронение и обезвреживание за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, которые созданы на основании разрешений, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также фактически разрешено ранее запрещенное обезвреживание отходов производства и потребления путем сжигания. Введенная новым постановлением оговорка "без очистки выбросов до нормативного качества" существа дела не меняет. Если ранее сам факт сжигания уже был нарушением, то теперь нужно установить, что выбросы не были достаточно очищены, что на практике сделать затруднительно.


Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" (ч. 2 ст. 37) запрещено захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренние морские воды и территориальное море. Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 34) регулируются отношения при захоронении отходов на континентальном шельфе и установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в "Извещениях мореплавателя", а также что захоронение отходов и других материалов допускается только при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Захоронение осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором по согласованию с Минобороны России, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Росрыболовством с уведомлением ФСБ России, Росгидромета, Федерального агентства морского и речного транспорта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается провести захоронение (постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 783 "О некоторых мерах по реализации федеральных законов «О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Правовое регулирование предупреждения негативного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе". К сожалению, реформирование законодательства об экологической экспертизе (ГЭЭ), произошедшее в 2007–2009 гг., привело к исключению из числа объектов ГЭЭ (как федерального, так и регионального уровня) проектов нормативных правовых актов, нормативно-технической документации в области обращения с отходами, а также обоснований лицензий, обосновывающих деятельность по обращению с отходами, и материалов, обосновывающих ввоз и вывоз опасных отходов.

Единственным объектом ГЭЭ федерального уровня в области обращения с отходами, включенным Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V классов опасности (п. 7.2 ст. 11). Причем положение этого пункта не применяется к объектам, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления его в силу.

Ст. 34–39 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены общие требования об охране окружающей среды при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации объектов, в том числе для тех, в процессе эксплуатации которых образуются отходы. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Возможные пути улучшения экологической ситуации

Несмотря на достаточно широкое законодательное регулирование обращения с отходами производства и потребления, очевидно, что полноценная реализация на практике норм федеральных законов невозможна без принятия и применения подзаконных нормативных правовых актов, их развивающих и конкретизирующих. Правотворческий процесс в России идет по пути детализации прав, обязанностей и процедур, связанных со всеми сторонами деятельности по обращению с отходами.

Вместе с тем хотелось бы еще раз подчеркнуть, что даже самое полное и всестороннее правовое регулирование вопросов обращения с отходами производства и потребления способно изменить ситуацию в стране только в том случае, если оно будет повсеместно точно и неукоснительно исполняться всеми субъектами деятельности в данной сфере общественных отношений. Учитывая складывающуюся на протяжении последних лет негативную тенденцию ослабления государственного экологического контроля, одним из немногих действенных механизмов предотвращения дальнейшей деградации окружающей среды был и остается прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления. Практика прокурорского надзора наглядно свидетельствует об эффективности принимаемых прокурорами мер, направленных на снижение числа нарушений этого законодательства. Только благодаря усилиям прокуроров в ряде регионов страны начали решаться проблемы ликвидации несанкционированных свалок, реконструкции действующих и строительства новых полигонов для переработки и захоронения отходов, выявления, постановки на учет и надлежащего оборудования скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), представляющих огромную опасность для населения и окружающей среды.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 58012

  Автор

 

Суслова Н. В.

Старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Всего статей:  1

  Автор

 

Добрецов Д. Г.

Старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций