Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Технический регламент: нововведения и проблемы реализации

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Технический регламент: нововведения и проблемы реализации

1 мая 2010 г. истек год с момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Комплекс мероприятий, проводимых Главным управлением МЧС России по г. Москве, был направлен на реализацию основных положений технического регламента. Сегодня он позволяет сделать определенные выводы
А.Б. БОБРОВ
Заместитель начальника управления –
начальник нормативно-технического отдела
УГПН Главного управления МЧС России по г. Москве

С выходом Технического регламента значительно повысился статус требований пожарной безопасности. В свете прошедшей 16 октября 2009 г. конференции правительства Москвы и МЧС России, посвященной вопросам технического регулирования и вступления в силу Технического регламента, нами в очередной раз были проинформированы крупные проектные институты, строительные организации, департаменты и комитеты, подведомственные правительству Москвы, о вступившем в действие федеральном законе и необходимости его использования в дальнейшей работе. Кроме того, наши сотрудники принимали участие в совещаниях по разъяснению положения законов в департаментах образования, здравоохранения города, общероссийских организациях, таких как Союз архитекторов России, учебный центр Москомархитектуры, Центральный дом предпринимателя. На сегодняшний день вопросы применения Технического регламента для вновь проектируемых объектов носят актуальный характер.

Проблемы реализации Технического регламента

Многочисленные обращения в адрес нашего управления по вопросам применения Технического регламента как при проектировании, так и при эксплуатации существующих зданий показали, как на глазах меняется отношение к пожарной проблематике. Об этом свидетельствуют 310 обращений по телефону работающей в настоящее время "горячей линии", которая была специально создана в Главном управлении МЧС России по г. Москве для оказания помощи по вопросам технического регулирования. Однако после вступления в силу закона возникли определенные трудности при реализации его основных статей на территории Москвы, главным образом, при проектировании новых объектов.

В Техническом регламенте содержатся требования, ужесточающие действующие ранее нормы: противопожарное расстояние между зданиями, устройство подъездов к ним, ширина проезда для пожарной техники и другие. Данные требования подлежат обязательному выполнению, обсуждение их невозможно

Как все знают, в Техническом регламенте содержатся требования, ужесточающие действующие ранее нормы: противопожарное расстояние между зданиями, устройство подъездов к ним, ширина проезда для пожарной техники и другие. Данные требования подлежат обязательному выполнению, обсуждение их невозможно. Это значительно усложнило процесс проектирования строительства в Москве с учетом плотной застройки, особенно в исторической части города. Для наиболее эффективной работы по реализации на территории Москвы положений регламента и решения спорных вопросов, связанных с этим, Главным управлением МЧС России по г. Москве было инициировано создание рабочей группы по подготовке предложений и дополнений в Технический регламент. В нее вошли представители Департамента надзорной деятельности МЧС России, Главного управления МЧС России по г. Москве, ФГУ ВНИИПО МЧС России, Мосгосэкспертизы, Москомархитектуры.

Кроме того, было заключено соглашение о взаимодействии между Главным управлением МЧС России по г. Москве и Мосгос-экспертизой по вопросам реализации положений Технического регламента. На основании проведенного анализа обращений в наш адрес, а также по итогам работы указанной группы мы подготовили и направили в Департамент надзорной деятельности МЧС России в августе 2009 г. предложения по внесению изменений в 54 статьи Технического регламента. В основном наши предложения были ориентированы на исключение из Технического регламента жестких требований по нормированию и включению их в нормативные документы пожарной безопасности. По нашему мнению, это позволило бы более эффективно реализовать общий принцип технического регулирования и обеспечить гибкое нормирование в области пожарной безопасности. В законопроекте по внесению изменений в Технический регламент опубликованном на официальном сайте ВНИИПО при поддержке Департамента по надзорной деятельности, практически все наши предложения были учтены.

После рассмотрения данного законопроекта нами были подготовлены и направлены соответствующие предложения в департамент, которые, так же как и предыдущие, были основаны на опыте проектирования и строительства объектов в Москве, таких как многофункциональные здания, высотные комплексы и другие.

Обеспечение пожарной безопасности на строящихся объектах

Вместе с тем при положительно складывающейся тенденции по снижению количества пожаров на территории города, как это показывает официальная статистика, в 2009 г. на объектах, расположенных на территории города, произошло 8772 пожара, что на 12,8% меньше аналогичного периода 2008 г. Крайнюю обеспокоенность вызывает ситуация с обеспечением пожарной безопасности на объектах

Значимость вопросов по декларированию настолько очевидна, что по поручению Департамента надзорной деятельности МЧС России в Управлении государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве был создан консультационный совет с широким активом специалистов, в ходе которого декларанты получали квалифицированную помощь

Москвы при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, на которых используются вентилируемые, навесные, фасадные конструкции с применением горючих алюминиевых композитных панелей и ве-тро/гидрозащитных мембран. Так, с начала широкого применения вентилируемых фасадных систем с 2006 г. по настоящее время уже произошло 12 таких случаев, на которых погибли 5 человек. Учитывая данную ситуацию с пожарами вентилируемых систем, применяющих горючие ветрозащитные мембраны и композитные панели, Главное управление МЧС России по г. Москве при подготовке предложений по внесению изменений в Технический регламент вышло с инициативой по исключению возможности устройства данных систем на зданиях 1-й, 2-й и 3-й степеней огнестойкости. Данное решение нашло поддержку как со стороны Мосгосэкспертизы, так и со стороны московского комитета строительного надзора.

Естественно, предложение не нашло понимания со стороны производителей фасадных систем, так как это, в свою очередь, может нанести определенный удар по их производству. Но произошедшие пожары говорят сами за себя: необходимо принятие конкретных решений по запрету применения подобных систем.

Реализация нововведений регламента на территории города

Введено такое понятие, как "декларирование пожарной безопасности". Значимость вопросов по декларированию настолько очевидна, что по поручению Департамента надзорной деятельности МЧС России в Управлении государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве был создан консультационный совет с широким активом специалистов, в ходе которого декларанты получали квалифицированную помощь.

Наряду с этим наши сотрудники постоянно проводили информационную работу в средствах массовой информации, на различных конференциях, совещаниях, устанавливающих обязательные требования по разработке декларации. Проблемы и вопросы декларирования освещались на московских радиостанциях и студиях телевидения. Во всех районных, а также городских газетах были опубликованы заметки и статьи на тему декларирования. В Московском метрополитене регулярно транслировался ролик с напоминанием о необходимости подачи декларации. На всех  студиях  кабельного  телевидения крутился видеоролик, подготовленный Главным управлением МЧС России по г. Москве.


Как следствие, проводимая работа дала свои положительные результаты: на 1 мая 2010 г., момент установленного законом срока, количество деклараций, зарегистрированных по Москве, составило 25 816. Большая работа органами государственного пожарного надзора была проведена совместно с Московским агентством по развитию предпринимательства. На семинарах и совещаниях представителям малого и среднего предпринимательства было разъяснено, что декларирование не стоит считать нагрузкой на бизнес и расценивать как лишний административный барьер в его развитии, ведь многие это понимали именно так и со своей стороны подвергали необоснованной критике.

Негативные стороны прошедшего декларирования

Вместе с тем хотелось бы отметить и негативные моменты, которые сопровождали процесс декларирования на территории города. Возникали многочисленные попытки некоторых недобросовестных организаций повысить свое материальное положение, предлагая свои услуги в составлении деклараций, вводя в заблуждение собственников о якобы сложной процедуре составления  и  регистрации декларации. Проводимая нашим управлением работа, а также консультации по телефону "горячей линии" воспрепятствовали этому.

В соответствии с требованием Технического регламента декларации на проектируемые и строящиеся здания должны предоставляться застройщиками либо лицами, осуществляющими подготовку проекта документации, до ввода объекта в эксплуатацию. Однако, несмотря на информирование крупных строительных организаций, процент подачи деклараций на строящиеся объекты невелик, что говорит о необязательности исполнения федерального законодательства. В связи с этим Главное управление МЧС по г. Москве проинформировало о сложившейся ситуации руководителя градостроительного комплекса Москвы.

Кроме того, в силу национального менталитета подавляющая масса декларантов вспомнила о необходимости подачи деклараций за неделю до истечения законного срока, в результате чего были очереди, службы приема документов, а также сотрудники, которые регистрируют декларации, работали практически в круглосуточном режиме.

В соответствии с требованием Технического регламента декларации на проектируемые и строящиеся здания должны предоставляться застройщиками либо лицами, осуществляющими подготовку проекта документации, до ввода объекта в эксплуатацию

Одновременно с этим повседневная практика показывает, что собственников в большей мере волнует вопрос об ответственности за непредоставление деклараций пожарной безопасности. Поскольку в действующем законодательстве данный вопрос не урегулирован, мы были вынуждены обратиться в адрес прокуратуры за соответствующими разъяснениями.

Кроме того, после обращения на имя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу о необходимости разработки документов для уникальных зданий и комплексов повышенной этажности в Москве, в Главном управлении МЧС России по г. Москве организована работа по созданию рабочей группы по подготовке нормативного документа по пожарной безопасности для указанных объектов (на основании письма директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых). На наш взгляд, основная цель создания такого документа – учет требований пожарной безопасности, не вошедших в Технический регламент, и нормативных требований по пожарной безопасности, разработанных в его развитии, а также положений, ориентированных на конкретную категорию объектов.

К работе над данным документом привлечены специалисты Мосгосэкспертизы, ФГУ ВНИИПО МЧС России, Москомархитектуры, Союза архитекторов России, а также других московских организаций. Принимая во внимание актуальность создания такого нормативного документа для Москвы, мы будем рады, если представители проектных строительных организаций примут активное участие в данной работе.

Реализация основных положений технического регламента является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений в работе органов и активно продолжается на территории Москвы.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 11748

  Автор

Бобров А. Б.

Бобров А. Б.

Заместитель начальника управления –
начальник нормативно-технического отдела
УГПН Главного управления МЧС России по г. Москве

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций