Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Техническое регулирование пожарной безопасности в РФ: приоритеты новой редакции закона

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Техническое регулирование пожарной безопасности в РФ: приоритеты новой редакции закона

Техническое и правовое регулирование в области пожарной безопасности является наиболее важным для стабилизации обстановки с пожарами и снижения последствий от них
Ю.И. ДЕШЕВЫХ
Директор Департамента
надзорной деятельности МЧС России

Пожарная безопасность в Российской Федерации на протяжении последних пяти лет имеет устойчивую положительную динамику - количество пожаров уменьшилось на 18,4%, число погибших на них людей снизилось на 24,3%, травмированных - на 1,2%. За 8 месяцев текущего года общее количество пожаров по РФ снижено на 4,9%, погибших на них людей - на 8,4%.

Истекло 1,5 года с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2009 №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Уже можно подвести некоторые итоги реализации новых положений этого документа.

Первые результаты действия Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

С полной уверенностью констатируем, что работа, проведенная подразделениями нашего министерства совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ, позволила создать необходимые нормативные, правовые, организационные и технические основы эффективного регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности. В первую очередь принятие Технического регламента явилось важнейшим достижением в работе по снятию избыточных административных и технических барьеров. В нем заложены современные механизмы государственного регулирования вопросов пожарной безопасности, отвечающие состоянию развития общества и экономики, научно-техническим знаниям в этой области.

На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей

Более 150 тыс. требований пожарной безопасности, содержащихся в 2 тыс. документах обязательного исполнения, трансформированы в один федеральный закон, включающий 1,5 тыс. требований, 224 национальных стандарта и 13 сводов правил добровольного применения. Таким образом, количество нормативных документов сокращено почти в 10 раз.

С принятием Технического регламента российская законодательная и нормативная правовая база приведена в соответствие с его положениями. Если говорить языком цифр, то в настоящее время в развитие этого документа внесены изменения в три федеральных закона – "О пожарной безопасности", Уголовный и Административный кодексы. Кроме того, подготовлены и введены в действие 7 правительственных нормативных правовых актов. Изданы и прошли государственную регистрацию в Минюсте России следующие приказы МЧС России:

  • утверждение  методик  определения расчетных величин пожарного риска для зданий различного функционального назначения;
  • установление формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности;
  • определение порядка аккредитации в области проведения работ по независимой оценке пожарных рисков;
  • утверждение порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты путем независимой оценки пожарного риска.

На сегодняшний день имеем первые результаты применения этого основополагающего законодательного акта в области пожарной безопасности.

В частности, это требование по размещению пожарных депо в зависимости от времени прибытия первых подразделений к месту пожара. В процессе реализации данной нормы было построено свыше 300 объектов пожарной охраны.

Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов возросло до 70%.

Законодательное оформление требований пожарной безопасности об оборудовании автоматическими установками противопожарной защиты зданий различного назначения резко увеличили темпы этой работы на объектах экономической и социальной сферы. Так, сократилось количество учреждений соцзащиты, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей с отсутствием или неисправностью систем автоматической пожарной сигнализации на 72% (c 1557 до 436), систем оповещения людей при пожаре – на 64% (с 1161 до 418), с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации – на 58% (с 1793 до 753). Почти в 3 раза (с 926 до 2685) увеличилось количество учреждений, в которых сигнал о срабатывании пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны.

Известны факты крупных пожаров с групповой гибелью людей. К сожалению, в последнее время произошло еще несколько подобных трагических случаев. Вместе с тем есть ряд противоположных примеров, когда успешная работа средств противопожарной защиты предотвратила гибель людей. В целом за прошлый год таким образом было спасено более 1,5 тыс. человек.

Декларирование пожарной безопасности

На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей. Эта задача решается в том числе за счет проведения процедуры декларирования пожарной безопасности -также одной из новаций технического регламента. Она обязывает организации указать в декларации перечень требований пожарной безопасности, которые должны выполняться на том или ином объекте.

1 мая 2010 г. процедура подачи деклараций пожарной безопасности на объекты, эксплуатируемые на день вступления в силу технического регламента, завершена в полном объеме. Сегодня декларации подали 394,6 тыс. собственников (что составляет около 100% от общего числа объектов защиты). Таким образом, почти 400 тыс. лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, владеют информацией о противопожарном состоянии объекта и о мерах, которые необходимо дополнительно принять. Эта работа продолжается в отношении проектируемых и строящихся объектов.

Задача декларации - ознакомить руководителя организации или собственника с существующими требованиями пожарной безопасности применительно к его объекту и осознанно их выполнять. К сожалению, социологические опросы показывают, что у нас только 56% респондентов проинформированы инспекторами по пожарному надзору о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к эксплуатируемым ими объектам. И еще более удручающая цифра - 20% респондентов, которые узнают о необходимости выполнения тех или иных требований только после происшедшего на объекте пожара.

В связи с этим, используя механизм декларирования, мы должны изменить сложившуюся ситуацию. Для того чтобы снять критику со стороны бизнеса, новый вариант приказа МЧС России, устанавливающего форму и порядок регистрации декларации, был официально согласован с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". 26 апреля он был опубликован в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 17 и по истечении 10-дневного срока (7 мая) вступил в силу.

Разъяснительная работа по вопросам применения технического регламента и проблемам декларирования велась в течение прошлого года. Всего обучено около 1 млн должностных лиц различных предприятий и организаций. Откорректированы и реализуются учебные программы образовательных учреждений МЧС России.

Технический регламент в новой редакции

В настоящее время законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" прошел процедуру публичного обсуждения. По инициативе депутата Государственной думы В.А. Вос-тротина проведена экспертиза проекта закона в правовом управлении аппарата Госдумы. Фигурально выражаясь, он прошел "нулевое" чтение. После этого законопроект с обобщенной сводкой отзывов будет направлен в Минпромторг России для его рассмотрения на экспертной комиссии.

Технический регламент в новой редакции в целом должен более широко и универсально предъявить требования пожарной безопасности к объектам защиты. Поэтому все жесткие, фиксированные параметры будут вынесены в своды правил добровольного применения, что позволит обеспечить более гибкий подход к противопожарному нормированию.

  • Изменения затронут требования к противопожарным расстояниям и расходам воды на противопожарные нужды.
  • Более четко будет определена сфера применения регламента к объектам защиты при проведении на них реконструкции, капитального ремонта и перевооружения.
  • Кардинально переработаны положения, касающиеся противодымной защиты.
  • Уточнен круг лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
  • Вводится требование для объектов социальной защиты, детских учреждений с круглосуточным пребыванием людей об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной  охраны  без участия  персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Таким образом, полностью исключены из регламента   37   требований,   при   этом 15 уточняющих положений введено вновь, по 38 требованиям предложена новая редакция.

Саморегулирование в области пожарной безопасности

Говоря о совершенствовании надзорной деятельности, следует отметить, что в основном она направлена на либерализацию политики в отношении подконтрольных МЧС России субъектов предпринимательской деятельности при сохранении динамики снижения риска пожаров. Одним из приоритетных направлений деятельности МЧС России является снятие избыточных административных барьеров на пути предпринимательской активности.

Руководством министерства принято решение о замене регулятивных государственных функций по лицензированию на механизм саморегулирования. Создание подобных организаций в области пожарной безопасности позволит исключить действующий порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленный федеральным законом ("О лицензировании отдельных видов деятельности"), и передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО). Оно также позволит определить четкие стандарты и правила ведения предпринимательской деятельности, осуществление контроля и надзора за ответственностью своих членов.

Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности

Следует отметить, что на данном этапе система лицензирования выполнила свою функцию. Это подтверждается успешным функционированием автоматических систем противопожарной защиты на объектах реального сектора экономики и увеличением количества обнаружений пожаров в начальной стадии.

Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности. Важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является также более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО.

На рынке противопожарных услуг, как и в любой отрасли, существуют организации низкого уровня, со слабой профессиональный подготовкой сотрудников. В работе используется непрофессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установки оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на крайне низком организационном и практическом уровне.

В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ, можно решить более эффективно. Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов СРО на рынке за счет новых инструментов ответственности:

  • субсидиарная  материальная  ответственность членов СРО за счет формирования компенсационного фонда;
  • страхование ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков;
  • использование добровольной сертификации как гаранта надежности и качества выполненных услуг;
  • обращение общественных организаций в Госдуму Федерального Собрания и Правительство РФ о необходимости создания саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности.

В связи с этим комитетами Госдумы по безопасности и собственности разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности    саморегулируемых    организаций в области пожарной безопасности", в котором задача их создания определена отдельной целью. С принятием данного законопроекта лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений будет прекращено.

В целом изменения законопроекта отражены в следующих законодательных актах:

  • "О пожарной безопасности";
  • "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Градостроительный кодекс РФ.

В настоящее время законопроект принят Государственной думой в первом чтении в июне текущего года.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 11029

  Автор

Дешевых Ю. И.

Дешевых Ю. И.

Директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

Всего статей:  4

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций