Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Управление США в чрезвычайных ситуациях: структура работы и технологии

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Управление США в чрезвычайных ситуациях: структура работы и технологии

В октябре 2010 г. в Академии гражданской защиты МЧС России прошел Первый Международный форум пожарных и спасателей, в котором приняли участие представители более 80 стран мира. Событие было приурочено к 20-летию со дня основания российского МЧС, во многом ставшего аналогом американского FEMА (Федерального агентства по управлению страной в чрезвычайных ситуациях). Об особенностях FEMА, структуре и принципах работы рассказала участница форума Кей Госс – главный советник Управления чрезвычайными ситуациями, экс-глава Агентства по чрезвычайным ситуациям США
Кей Госс
Главный советник
Управления чрезвычайными ситуациями,
экс-глава Федерального агентства
по чрезвычайным ситуациям США (FEMA)

– Есть ли какие-то различия в структуре российского МЧС и американского FEMA?
– Во многих отношениях наши организации достаточно схожи по функциям правительства в чрезвычайных ситуациях, но я думаю, также есть и определенные различия, связанные с особыми конституционными формами правления. Это ключевые агентства по чрезвычайным ситуациям, обеспечивающие всю подготовку к стихийным бедствиям, ответные меры, восстановление и уменьшение отрицательных последствий в соответствующих странах. В нашей стране федеральное агентство по управлению чрезвычайными ситуациями поддерживается каждым штатом и его губернатором, отвечающим за реагирование на стихийные бедствия. МЧС же – главный государственный орган, ответственный на всех уровнях – национальном, региональном и провинциальном.


По структуре FEMA – относительно небольшое агентство, состоящее из 3500 человек отдела национальной безопасности. Оно координирует и организует ответные действия федеральных департаментов и агентств при поддержке губернатора и управляющего стихийными бедствиями на месте происшедшего. МЧС – значительно большая организация, имеющая расширенные командные и контролирующие отношения с региональными и местными силами. МЧС на протяжении длительного времени возглавляется министром С. Шойгу и имеет целостный подход к службам чрезвычайных ситуаций, наделенных большой властью. Я надеюсь, что эта все-объемлемость действительно полезна.

– Какие последние технические достижения в области безопасности США вы можете назвать?
– Надо отметить широкое применение на протяжении прошлого десятилетия технологий по управлению чрезвычайными ситуациями. Особенно они развивались в области телекоммуникаций, обеспечения и управления эвакуацией, в системе предварительного обнаружения, детекторах обнаружения жертв, географических информационных системах, отслеживания бригады экстренной помощи, продвижения ресурсов (воды, провианта), в центрах современных межведомственных операций и координации, инструментах управления решениями, позволяющими службам "Скорой помощи" и организациям управления пожаротушением и чрезвычайными ситуациями эффективно и своевременно сотрудничать.

Конечно, технологии очень важны, но самым необходимым компонентом ответных мер при чрезвычайных ситуациях является единство усилий всех уровней правительства, частных добровольных групп и граждан, попавших в стихийное бедствие.

– По каким критериям оценивается успешность проведенной операции?
– В настоящее время управляющий федеральным агентством чрезвычайных ситуаций стремится усилить своевременные и эффективные ответные механизмы, чтобы гарантировать быстрое начало работ бригады экстренной помощи и ресурсов. Этот новый подход называется "Единое планирование ответных действий сообществ". Цель планирования критической подготовки – более эффективное сотрудничество всех членов сообщества. Главное при этом – стабилизация последствий в первые 72 часа после стихийного бедствия или происшествия.

– Как осуществляется подготовка к конкретной операции? Сколько времени это занимает?
– В соответствии с подходом к катастрофическим стихийным бедствиям управляющего Фугейта, подготовка FEMA и сил реагирования сосредотачивается на нескольких "центрах тяжести" – необходимых функциях, приоритетных задачах, обеспечивающих сохранение и поддержание жизни, стабилизацию места бедствия в течение 72 часов. Эти "центры тяжести" включают потребности выживших и инструменты реализации операций. Для того чтобы удовлетворить потребности тех, кто остался в живых, нам необходимо сосредоточиться на безопасности места и защите персонала, массовом поиске и спасении людей, здоровье и медицинском уходе, еде и убежище, стабилизации и восстановлении основной инфраструктуры.


Каковы основные инструменты ликвидации чрезвычайных ситуаций? К ним относятся оценка ситуации, всеобщая передача сообщений, контроль и координация, коммуникация, забота о здоровье, безопасность и необходимая транспортировка. Все эти меры при подготовке предназначены для обеспечения раннего эффективного ответа, который стабилизирует бедствие в течение 72 часов.

– FEMA принимало участие в тушении лесных пожаров в России летом 2010 г. В чем заключалась специфика работы и что помогло провести успешную операцию?
– FEMA выделяет субсидии и техническую помощь для тушения лесных пожаров, однако национальным агентством, ответственным за лесные пожары, и единственным ответчиком перед правительством США является служба охраны лесов США.

– После событий 11 сентября 2001 г. была принята "Новая национальная стратегия США", изменилась американская служба охраны, были созданы новые подразделения. Не могли бы вы рассказать о результатах этой деятельности?
– Сейчас США лучше подготовлены к таким событиям, чем это было до 11 сентября: улучшилась совместная работа сотрудников аварийно-спасательного подразделения, было проведено большое количество тренингов и обучающих упражнений по террористическим сценариям. Мы постоянно ищем новые методы обеспечения безопасности и улучшения технологий.

– С какими проблемами в работе вы чаще всего сталкиваетесь (нехватка оборудования, профессионалов и др.)?
– По моему личному наблюдению, самая большая нехватка для FEMA –должное финансирование     обширных     тренингов, необходимых для подготовки экспертов. Они обеспечат автоматизм предварительно запланированных действий и реакций на только что произошедшее бедствие. У нас есть хорошие руководители, и я оптимистично смотрю в будущее, пока есть необходимые ресурсы.

– Каковы перспективы и планы развития вашей службы?
– У FEMA есть множество новых проектов, я опишу два из них: во-первых, агентство усиливает планирование катастрофических ситуаций, а не только частых бедствий, и готовится на региональной основе, а не только на общегосударственной, поскольку стихийные бедствия и угрозы опасности значительно изменяются от одной области к другой, как это происходит в России.

Во-вторых, FEMA работает над новой национальной структурой восстановления. В прошлом время от времени акцент делался на подготовке, уменьшении последствий чрезвычайных ситуаций и ответных действиях. Сейчас же первостепенное значение приобретает восстановление (со своей собственной отдельной программой, требованиями и руководством).

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 20145

  Автор

Кей Госс

Кей Госс

Главный советник
Управления чрезвычайными ситуациями,
экс-глава Федерального агентства
по чрезвычайным ситуациям США (FEMA)

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций