Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Метрополитены России: комплексная безопасность на практике

В рубрику "Системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Метрополитены России: комплексная безопасность на практике

В течение 2012 г. метрополитены России проводили оценку уязвимости объектов, их техническое оснащение оборудованием и системами безопасности, а также усиление организационных мер - в частности, создавали подразделения безопасности, улучшали взаимодействие сотрудников безопасности метрополитена и полиции
Вячеслав Курышев
Главный технолог
Международной ассоциации "Метро"

Основным направлением работы метрополитенов России в 2012 г. по обеспечению безопасности населения была реализация мероприятий "Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р.

Что сделано в 2012 г.

В соответствии с приказом Минтранса России № 130 от 29.04.2011 г. были категорированы объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), и на основании этого специализированными организациями проведены работы по оценке уязвимости данных объектов. В соответствии с п. 6.7 приказа Минтранса № 130 метрополитенами разрабатываются планы мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

В рамках "Комплексной программы" в 2012 г. на метрополитенах при входах в вестибюли станций были созданы посты инструментального досмотра. Все посты оборудованы специализированными техническими средствами транспортной безопасности. На станциях установлены взрывозащитные контейнеры, рамки-металлообнаружители.

На каждом метрополитене определено по одной пилотной станции, на них будут апробированы специализированные технические средства контроля транспортной безопасности, и по их опытной эксплуатации будут приниматься решения по дальнейшему использованию тех или иных систем.


В организационном плане на всех метрополитенах были вновь созданы подразделения безопасности, разработаны временные регламенты взаимодействия сотрудников безопасности метрополитена и полиции при обследовании пассажиров, их ручной клади, багажа с помощью переносных и стационарных металлодетекторов, других специальных приборов. При отсутствии утвержденных программ специальной подготовки сотрудников транспортной безопасности метрополитены организовали обучение своих сотрудников по программам на базе специализированных учебных заведений. Во исполнение Федерального закона от 09.07.2007 г. № 16-ФЗ о "Транспортной безопасности" и приказа Минтранса России № 130 от 29.04.2011 г. "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена" на метрополитенах был утвержден порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию; определен порядок функционирования инженерно-технических средств и систем, порядок передачи данных с таких средств и систем.

Какие технологии востребованы

Руководство метрополитенов проявляет большой интерес к современным высокотехнологичным системам безопасности. Крайне необходимо провести оснащение постов инструментального досмотра при входах на станции устройствами подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Но даже на пилотных станциях сегодня это не представляется возможным из-за отсутствия законодательных норм федерального уровня, допускающих применение данных устройств. Требуются и переносные высокоэффективные, и самое главное, быстродействующие приборы анализа паров взрывчатых веществ. Учитывая возрастающий объем передаваемой информации видеонаблюдения, необходима модернизация телекоммуникационных сетей метрополитена.

Видеонаблюдение
Существующие системы видеонаблюдения на метрополитенах не способны в полной мере решать задачи транспортной безопасности. Данные системы создавались как системы наблюдения и управления пассажиропотоком. Сегодня стоит задача не только отслеживать поток пассажиров, а еще и устанавливать личность человека в этом потоке. В настоящее время метрополитены, по согласованию с Центром специальной техники ФСБ России, должны внедрить интеллектуальную систему видеонаблюдения.

Системы связи
Радиосвязь на основе стандарта "Тетра" успешно используется на Московском и Петербургском метрополитенах. Петербургский метрополитен совместно с РКК "Мобильные системы" создал интегрированную систему связи, которая позволила объединить в единую абонентскую сеть метрополитен и службы города, участвующие в ликвидации последствий ЧС.

Пожарная безопасность
В условиях метрополитена наиболее перспективной системой охранно-пожарной сигнализации является адресная система. Для определения мест возгорания в коллекторах необходимо шире применять термокабель. Успешное испытание и применение на Московском метрополитене устройств тушения пожара тонкораспыленной водой открывает широкую перспективу внедрения данного метода на метрополитенах, решая параллельно задачу осаждения продуктов горения при пожарах.

Мировой опыт

Международная ассоциация "Метро" является членом Международного союза общественного транспорта (МСОТ). Безусловно, мы изучаем лучший мировой опыт обеспечения безопасности метрополитенов. МСОТ периодически знакомит своих членов с обобщенными данными по обеспечению транспортной безопасности на предприятиях транспорта мира. Наиболее интересные предложения включаются в план мероприятий метрополитенов РФ.

В 2012 г. что-либо нового за рубежом я не отметил. Если мы выполним мероприятия, включенные в "Комплексную программу", то достигнем достаточно высокого уровня обеспечения транспортной безопасности на метрополитенах, и полезные практики потребуются уже зарубежным коллегам.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2013
Посещений: 9768

  Автор

Курышев В. А.

Курышев В. А.

Главный технолог Международной ассоциации "Метро"

Всего статей:  5

В рубрику "Системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций