Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

10 принципов повышения устойчивости городов: используем методику ООН

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

10 принципов повышения устойчивости городов:используем методику ООН

С ростом глобальных процессов, таких как урбанизация, климатические изменения, миграционные процессы и другие, обозначились тенденции усиления факторов, повышающих риски для городов. Города и другие населенные пункты первыми сталкиваются с бедствиями (наводнениями, землетрясениями, штормами и прочими), и от эффективных действий местного руководства зависит количество спасенных жизней и размер ущерба
Ирина
Олтян
Начальник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, к.т.н.
Елена
Арефьева
Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, д.т.н.

Одним из механизмов уменьшения риска ЧС на местном уровне является глобальная Международная стратегия уменьшения опасности бедствий (МСУОБ) ООН по повышению устойчивости городов "Мой город готовится!". Она была запущена в 2010 г. в рамках Хиогской рамочной программы действий по снижению риска бедствий на период 2005–2015 гг., предшествовавшей Сендайской рамочной программе (СРП) по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.

Масштабный охват

Цель кампании "Мой город готовится!" – содействовать городским властям в планировании и реализации мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей Сендайской рамочной программы на местном уровне, в том числе мероприятий по предупреждению бедствий и снижению последствий бедствий с учетом климатических изменений. Кампания объединяет все заинтересованные стороны на местном уровне в деятельности по ряду направлений (сбор, анализ, прогноз, распространение информации о рисках, меры по снижению риска бедствий).

К началу апреля 2018 г. к кампании "Мой город готовится!" уже присоединились более 3800 городов из 100 стран мира, которые взяли на себя обязательства по выполнению основных 10 принципов кампании (см. табл. 1).


Принципы помогают местным сообществам активизировать и координировать действия в области снижения риска бедствий (СРБ). Кампания "Мой город готовится!" может рассматриваться как механизм и инструментарий для проведения периодической оценки и самооценки устойчивости города к бедствиям путем экспертной оценки на местах "носителями" конкретных практических знаний, опыта и владения ситуациями по всем аспектам в области СРБ (см. табл. 1).

Принципы 1–3 охватывают управление, координацию и финансовое обеспечение деятельности по СРБ, принципы 4–8 – многие аспекты планирования и подготовки к бедствиям, к предупреждению чрезвычайных ситуаций, а принципы 9–10 – вопросы реагирования на бедствия и последующее восстановление.

Ключевые документы

В своей деятельности кампания МСУОБ ООН "Мой город готовится!" руководствуется основными документами и методическими разработками:

  1. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на период 2015–2030 гг. (СРП).
  2. Инструмент самооценки уровня устойчивости к бедствиям для местных органов власти, упрощенная методика (LG-SAT), основанная на 10 основных принципах.
  3. Оценочная карта, состоящая из более детализированных показателей устойчивости (Score-Card).

Инструменты мониторинга деятельности по снижению риска бедствий на местном уровне представляют собой опросники, размещенные на Web-сайте кампании. Они позволяют легко получать информацию о прогрессе в сфере снижения риска бедствий, систематизировать имеющиеся данные и оценки с целью мониторинга прогресса в реализации мер по снижению риска бедствий в соответствии с принципами кампании и приоритетами СРП.

Инструмент самооценки (LG-SAT) представляет упрощенный вариант методики самооценки городов по сравнению с оценочной картой (Score-Card), которая включает около 100 индикаторов и различных показателей, представляющих собой более детальные оценки. Остановимся кратко на приведенных инструментах кампании.

LG-SAT для самооценки городов

LG-SAT – это инструментарий для составления плана действий по управлению рисками на местном уровне, более простой в использовании, содержит 41 вопрос для экспертной оценки, отвечающий принципам кампании. Ответы на вопросы, характеризующие ситуацию в конкретном муниципальном округе, заносятся в интерактивную систему в Интернете, представлены в виде ключевых вопросов по каждому из 10 принципов и оцениваются по шкале от нуля до пяти баллов.

Оценочная карта Score-Card

Score-Card позволяет оценить исходный уровень устойчивости города к бедствиям по каждому принципу, определить приоритеты для инвестирования и действий, а также проследить прогресс в повышении устойчивости, достигнутый с течением времени в соответствии с разработанными планами.

Применение данного инструментария помогает определять базовые показатели, выявлять пробелы в городском планировании, планировать необходимые мероприятия, получать сопоставимые данные на национальном и местном уровнях, а также позволяет отслеживать динамику эффективности управления рисками бедствий.

Данный инструментарий переведен на русский язык и доступен на российском сайте www.srpsrb.org.

Составление стратегического плана

В соответствии с принципами кампании администрации городов разрабатывают стратегический план по снижению рисков бедствий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основные этапы составления такого плана отражены в табл. 2.


Необходимость реализации Сендайской рамочной программы в рамках функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) отражена в:

  • Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 г., утвержденных Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696;
  • Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. (утвержденных Указом Президента РФ от 11 января 2018 г.);
  • постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10.02.2016 г. "О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Цель кампании "Мой город готовится!" – содействовать городским властям в планировании и реализации мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей Сендайской рамочной программы на местном уровне, в том числе мероприятий по предупреждению бедствий и снижению последствий бедствий с учетом климатических изменений

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданкой обороны и чрезвычайных ситуаций (ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, ФЦ) решением министра МЧС Владимира Пучкова от 19.11.2015 г. № 2-4-46-2444-10 назначен координатором внедрения в Российской Федерации кампании "Мой город готовится!".

Организационные мероприятия

Актуальность участия российских городов в этой кампании не вызывает сомнений, так как в них уже сегодня проживает более 73% населения Российской Федерации. Кампания внедряется в рамках реализации в РФ Сендайской рамочной программы по снижению рисков бедствий на период 2015–2030 гг.

Обучающие семинары в Республике Дагестан

Для пилотных российских городов Республики Дагестан (Дербент, Каспийск, Буйнакск) и Республики Татарстан (Казань, Набережные Челны, Альметьевск) были проведены обучающие семинары на тему "Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. на национальном и местном уровнях: теория и практика". Семинары были подготовлены Российским научным обществом анализа риска (РНОАР) и ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ) в рамках выполнения Соглашения о взаимодействии с МЧС России в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и направлениях дальнейшего развития теории и практики управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также просветительства среди населения и специалистов в данной области.

Семинары были организованы для руководителей муниципальных образований, присоединившихся к глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов к бедствиям "Мой город готовится!", а также всех заинтересованных участников, в том числе:

  • председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городов;
  • муниципальных образований и сельских поселений;
  • руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • специалистов по гражданской обороне органов исполнительной власти;
  • преподавателей и специалистов образовательных учреждений;
  • собственников потенциально опасных объектов;
  • работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

От ВНИИ ГОЧС семинары подготовили и провели:

  • Игорь Сосунов – член исполнительного комитета РНОАР, сертифицирован МСУОБ ООН по внедрению и реализации Сендайской рамочной программы на локальном и местном уровне, к.т.н.;
  • Ирина Олтян – сертифицирована МСУОБ ООН по внедрению и реализации Сендайской рамочной программы на локальном и местном уровне, к.т.н.;
  • Елена Арефьева – сертифицирована МСУОБ ООН по внедрению и реализации Сендайской рамочной программы на локальном и местном уровне, д.т.н.;
  • Алексей Верескун – ведущий научный сотрудник НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС, к.т.н.

Семинар в Махачкале

В работе двухдневного семинара в период с 16 по 17 октября 2017 г. в Махачкале (Республика Дагестан) приняли участие 57 человек, в том числе председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и отделов, отвечающих за безопасность городов, муниципальных образований и сельских поселений, руководители и специалисты в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, специалисты по гражданской обороне органов исполнительной власти Республики Дагестан, преподаватели учебно-методического центра по ГО и ЧС, учителя ОБЖ и специалисты ГОЧС образовательных учреждений, собственники потенциально опасных объектов, а также работники и добровольцы социально ориентированных некоммерческих организаций.

Для участников семинара были организованны деловые игры, они оценивали устойчивость муниципальных образований к ЧС, выявляли пробелы и недостатки в организации деятельности по снижению риска бедствий в муниципальных образованиях.

Семинар в Казани

Второй семинар был проведен во исполнение Соглашения № 3-НКО 17 "О предоставлении субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций" от 29 мая 2017 г., заключенного между Российским научным обществом анализа риска и МЧС России. РНОАР и ФГБУ ВНИИ ГОЧС организовали и провели в Казани (Республика Татарстан) в период с 8 по 9 ноября 2017 г. двухдневный обучающий семинар с руководителями муниципальных образований, присоединившихся к глобальной кампании ООН по повышению устойчивости городов к бедствиям "Мой город готовится!" на тему "Реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. на национальном и местном уровнях: теория и практика".

Семинар проходил в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан". В работе семинара приняли участие 25 человек, в том числе председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, руководители и специалисты в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, специалисты по гражданской обороне органов исполнительной власти Республики Татарстан.


В семинаре принимал активное участие заместитель министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Николай Суржко.

Анализ результатов работы семинаров позволил выявить наиболее сильные стороны действий по снижению риска бедствий в муниципальных образованиях:

  • выявление, понимание и использование настоящих и будущих рисков;
  • обеспечение эффективного реагирования на бедствия;
  • быстрое восстановление и строительство "лучше, чем было";

Наиболее слабые стороны:

  • осуществление устойчивого городского развития;
  • охрана природных заповедников для улучшения защитных функций;
  • повышение финансовых возможностей для устойчивости.

Эффекты реализации кампании

Внедрение в Российской Федерации метода самооценки с использованием оценочных карт по устойчивости города к бедствиям позволит:

  • l лучше уяснить проблемы и уязвимость городов в области готовности к бедствиям;
  • l выявить пути повышения эффективности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оптимизации в распределении ресурсов;
  • l повысить доверие населения к местным политическим структурам и органам власти, укрепить легитимности их полномочий;
  • l повысить количество спасенных при одновременном снижении погибших, пострадавших и материального ущерба при бедствиях;
  • l вовлечь широкие слои населения и объединения горожан в создание безопасного и экономически процветающего города (поселения);
  • l повысить уровень защищенности объектов, материальных и культурных ценностей при меньшем отвлечении городских средств на реагирование и восстановление после бедствий;
  • l создать привлекательный инвестиционный климат в городе (поселении) за счет гарантирования инвесторам незначительных ущербов при возникновении бедствий;
  • l создать населению благоприятные условия для жизнедеятельности;
  • l расширить базы знаний и повысить осведомленность граждан о вероятных угрозах, а также о готовности города (поселения) к реагированию на них.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 5643

  Автор

Ирина Олтян

Ирина Олтян

Начальник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

Всего статей:  2

  Автор

Елена Арефьева

Елена Арефьева

Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, д.т.н.

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций