Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Для повышения безопасности Московского метрополитена необходима эффективная малозаметная техника

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Для повышения безопасности Московского метрополитена необходима эффективная малозаметная техникаПри поддержке 20-го Международного форума "Технологии безопасности 2015"

О Комплексной программе обеспечения безопасности населения на Московском метрополитене и о том, какие направления развития технических средств заслуживают наибольшего внимания, рассказывает Владимир Петрович Муратов, заместитель начальника Московского метрополитена – начальник Службы безопасности
Владимир Муратов
Заместитель начальника Московского метрополитена – начальник Службы безопасности

– Владимир Петрович, расскажите о проделанной работе по обеспечению безопасности пассажиров Московского метрополитена в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в период 2010–2013 гг.
– На сегодня перед Службой безопасности Московского метрополитена стоит много задач, но можно выделить две основные. Первая – достойно выполнить мероприятия комплексной программы. Вторая – реализовать план обеспечения транспортной безопасности объектов Московского метрополитена. Правительство Российской Федерации продлило изначальные сроки по реализации мероприятий комплексной программы на год до конца 2014 г. К тому времени план по оснащению техническими средствами будет реализован.

На текущий момент семь конкурсов из десяти уже проведены, осталось три – по радиационной безопасности. Все остальное уже есть – интроскопы, металлодетекторы портативные обнаружители паров и следовых количеств взрывчатых веществ, аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствамии и др. Новые станции не входят в Комплексную программу, но попадают под требования закона "О транспортной безопасности". Для каждой такой станции сначала проводится категорирование, потом оценка уязвимости, пишется план, и мероприятия плана реализуются.

– Как идет модернизация системы видеонаблюдения?
– На данном этапе ведутся сложные проектно-изыскательские работы. Это занимает много времени, потому что установка камер видеонаблюдения может повредить историческому облику станции. Гораздо проще с новыми станциями, такими, как "Спартак", поскольку система видеонаблюдения уже входит в проект.

Видеонаблюдение, в том числе, позволит быстро отслеживать нарушителей, прыгающих на рельсы и проникающих в тоннели. Мы получим возможность очень точно, без остановки движения поездов направлять группу быстрого реагирования для поимки нарушителя.


В планах оснастить станции и другие зоны системой видеонаблюдения, которая будет задействовать датчики движения и другие интеллектуальные технологии. Сотрудники метрополитена получат специальные браслеты. Они позволят окрашивать в зеленый цвет изображение человека с браслетом при отображении видео на мониторе. А нарушители будут подсвечены красным цветом. Будет выбрана наиболее показательная станция, и мы надеемся, что удастся провести пилотный проект с использованием данной системы.

– При планировании закупок ориентируетесь ли вы особенно на российское оборудование?
– Во всех странах мира ориентируются прежде всего на собственного производителя. Закупка техники Московским метрополитеном проходила в рамках Комплексной программы, которая определяет, что оборудование должно быть отечественного производства и сертифицировано ФСБ России. Мы отдаем приоритет отечественному производителю, но если Россия не выпускает какую-то определенную аппаратуру, которую необходимо установить, то нам не запрещено покупать зарубежную технику. Отечественная радиоэлектроника собирается, конечно, на территории РФ, но из иностранных компонентов.

Отмечу, российские программные продукты не уступают даже самым передовым мировым аналогам. Хотя и не стоят значительно дешевле.

– Было ли бы целесообразным в Москве по примеру С.-Петербурга установить на платформах станций метро защитные ограждения?
– С одной стороны, в этом есть определенный смысл. Во-первых, резко уменьшится вероятность суицида. Во-вторых, сократятся расходы – видимую часть тоннелей не придется отделывать. Более того, нам предлагались на рассмотрение пластиковые ажурные ограждения, которые совершенно не портят вид станций. Однако Московский метрополитен перевозит 9 млн пассажиров в день, и парность поездов может превышать 40 пар. Защитные ограждения выполняют свою роль, если парность поездов не превышает 32. В противном случае двери создают помеху, на станции образуется толпа. Количество поездов в Московском метрополитене, особенно в часы пик, снизить нельзя из-за высокого пассажиропотока, такой парности поездов на сегодня не может достигнуть, пожалуй, ни один другой метрополитен в мире!

– Какие задачи решаются, чтобы сделать Московский метрополитен более комфортным для всех пассажиров, а также более доступным и удобным для малоподвижной категории граждан и других категорий людей с ограничениями по здоровью?
– С момента открытия Московского метрополитена в нем существует система подачи и вытяжки воздуха. Пассажир, где бы он ни находился, чувствует себя комфортно. В настоящее время метрополитен оснащается новым составом вагонов. В них есть кондиционеры, регулируется подача холодного и теплого воздуха. В таких подвижных составах можно свободно разговаривать, работать в Интернете благодаря наличию Wi-Fi. Разрабатываются и точечно внедряются новые навигационные средства.

Создана служба для оказания помощи инвалидам, детям, пожилым и т.д. В жаркое время года, когда температура воздуха на улице достигает аномальных значений, организуется раздача питьевой воды. Московский метрополитен в плане комфорта, транспортного сервиса и безопасности движется вперед.

– С какими вызовами и задачами в области безопасности вы сталкиваетесь наиболее часто?
– Служба безопасности метрополитена создана для борьбы с актами незаконного вмешательства. Это умышленные преступления. Как ни странно, в 90% случаев люди спускаются на пути в поисках туалета. Мотивация диггеров – прославиться в Интернете благодаря проникновению в тоннель. Увлечение зацеперов покататься на крышах или между вагонами на сцепке для повышения уровня адреналина в крови в конечном итоге стоит им жизни. В ряде случаев расстояние между поездом и потолком тоннеля составляет лишь 10–15 см, тем не менее люди все равно идут на риск. Хулиганы, разрисовывающие вагоны, используют химические вещества, которые разъедают поверхность и отмыванию не подлежат.

– Какие системы и решения вы хотели бы увидеть в экспозиции XX Международного форума "Технологии безопасности"?
– Хотелось бы увидеть эффективные средства, которые могут позволить своевременно пресекать проникновение посторонних лиц в критически важные зоны, например в тоннели. Головную боль создают раскрасчики, диггеры, зацеперы и др.

Я крайне заинтересован в том, чтобы появилась техника, которая не докучала бы пассажиру, была малозаметной, но при этом эффективно работала и оперативно обнаруживала нарушителей.

– В рамках XIV Международной конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" на XX Международном форуме "Технологии безопасности" состоится практикум, посвященный вопросам объектов передовыми техническими средствами безопасности по опыту Московского метрополитена. Какие профессиональные задачи вы решаете, участвуя в данной конференции?
– Для нас, практиков, эта конференция дает очень многое в плане понимания происходящего в мире. Здесь собираются высококлассные специалисты, знающие друг друга. Можно назвать это профессиональным клубом. На ТБ Форуме мы также устанавливаем контакты и налаживаем отношения с производителями технических решений.

– Опыт каких метрополитенов был бы вам интересен?
– Нам крайне интересен опыт метрополитенов в разных странах мира. Наиболее передовая страна – это Израиль, техника израильского производства часто представляется на наших конференциях. Думаю, московский метрополитен тоже представляет широкий интерес. В применении технических средств мы даже несколько впереди.

– В 2013 г. вы стали лауреатом премии "За укрепление безопасности России" – за исключительный личный вклад в укрепление транспортной безопасности Российской Федерации. В чем польза премии для рынка и индустрии?
– На протяжении 10 лет премия "ЗУБР" позволяет широко пропагандировать транспортную безопасность и двигать развитие технологий вперед. Престижную награду стремятся получить и производители технических решений, и поставщики услуг, и потребители. Строгие условия конкурса и профессиональные эксперты, принимающие решения, – одни из ключевых отличий этого события. Премия заслуженно вручается именно тем, кто занимает активную позицию в плане реализации идей транспортной безопасности.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2014
Посещений: 8414

  Автор

Владимир Муратов

Владимир Муратов

Заместитель начальника Московского метрополитена,
начальник службы безопасности

Всего статей:  3

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций