Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Комплексная система - ключ к эффективности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Комплексная система - ключ к эффективности

Как обеспечить пожарную безопасность мест массового пребывания людей? Какую роль в этом играет социальный фактор? Почему декларация пожарной безопасности объекта нужна в первую очередь собственнику? На все эти вопросы отвечает Сергей Павлович Воронов (Департамент надзорной деятельности МЧС России)


С.П. Воронов

Начальник отдела административной практики и
правового обеспечения надзорной деятельности
Департамента надзорной деятельности МЧС России,
к.т.н., полковник внутренней службы

– В чем вы видите актуальность темы "Безопасность мест массового пребывания людей и общественных сооружений"?

– Согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации местами массового пребывания людей считаются те объекты, на которых находится более 50 человек. Главная проблема с этими объектами состоит в том, что многие из них были построены более 10–20 лет назад в соответствии со старой нормативной базой. Они рассчитывались на определенное количество людей. В детский сад, например, должны были ходить 100 детей. Однако прошло время, и с 1990-х гг. в такой садик стали ходить не 100, а 300 детей. Причины этого не столько в демографическом росте, а в том, что многие детские сады в 1990-х гг. были или распроданы, или переданны в хозяйственное ведение организациям, не связанным с детским дошкольным воспитанием. А ведь вся пожарная безопасность тесно сопряжена с такими параметрами, как:

  • горючая нагрузка;
  • количество находящихся в здании людей.

Государственный пожарный надзор работает по формальному признаку. Раз прописано, что на объекте должно находиться не более 100 человек, то, когда инспектор придет и обнаружит 400, он попросит собственника выполнить различные мероприятия по усилению пожарной безопасности объекта. Очень часто такие мероприятия носят капитальный, затратный характер. Средства, вложенные в безопасность, неликвидны, доходов не принесут, а прибыль в нашей стране привыкли получать сиюминутно. Пока наш собственник не станет добросовестным, об абсолютной безопасности мест массового пребывания людей можно забыть.

Важной задачей на сегодняшний день является ликвидация безграмотности в области пожарной безопасности всего населения. Один Госпожнадзор ничего не сделает. Вопросы, связанные с обучением населения, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектаов.

Большинство пожаров происходит из-за социальных факторов. Сколько бы мы ни говорили: "Давайте уменьшать количество пожаров", этого не случится, пока не будет грамотной социальной политики. В России 70% пожаров происходит в жилом секторе. Из них порядка 80% – это пожары в неблагополучных семьях, случившиеся по причине ненадлежащего обращения с пожароопасными предметами, например курения в нетрезвом состоянии.

Мы провозглашаем безопасность жизнедеятельности гражданина главной ценностью, но скупимся на финансирование элементов безопасности. Вводятся в эксплуатацию новые дома, оснащенные всеми необходимыми средствами защиты от пожаров. Но проходит год, и система начинает разваливаться, потому что целенаправленного финансирования на обеспечение пожарной безопасности нет или она составляет крохотные средства. А тем временем с пожарных кранов гайки скручивали, провода систем пожарной сигнализации и оповещения обрывали – и никому, пока не посетит объект Гос-пожнадзор, нет дела.

– Считаете ли вы интеграцию отдельных подсистем безопасности (CCTV, ОПС, СКУД и пр.) обязательным условием эффективности системы в целом?

– Да, считаю. Эффективная система безопасности, на мой взгляд, должна быть именно комплексной. И желательно, чтобы вся информация о состоянии безопасности на объекте выводилась к одному оператору, а не к разным службам. Весь мир идет к интеллектуальным системам обеспечения безопасности зданий и сооружений, в которых все объединено: системы безопасности, энергетика, управление лифтами и т.д. – "умный" дом, например.

– Существуют ли центры мониторинга МЧС, аналогичные пультам ОВО, с приемом тревожных сигналов от панелей ОПС на объектах?

– Согласно правилам пожарной безопасности объекты с круглосуточным пребыванием людей должны иметь прямой телефонный выход на пульты пожарной охраны. От объектов выход может быть и на пульты вневедомственной охраны или ЧОПов. Но телефонных сетей проводных сегодня уже недостаточно, поэтому начался постепенный переход на радиоканал, Интернет, сотовую связь. Главное, что стоит соблюдать при этом, – наличие двух независимых каналов (для дублирования информации), защищенных от помех, с минимумом посреднической аппаратуры.

Пультами пожарной охраны пользуются в массе своей социальные объекты. Платят за них муниципалитеты, органы государственной власти – центральные или субъекта РФ.

– Как оценивается эффективность применяемых мер противопожарной безопасности на объектах?

– Пока у нас нет хороших методик, которые позволяли бы оценить уровень эффективности путем расчетов. Нет одинаковых пожаров. Даже если в одном месте и по одной причине произойдут два пожара, это не означает, что они будут развиваться одинаково. Ветер поменялся, не в той последовательности стекла в окнах треснули, и все – как дальше будет развиваться пожар, уже никто не знает. Поэтому практика обеспечения пожарной безопасности выработала нормы и требования, которые имеют четкое формальное выражение, удобное для восприятия, как собственником объекта, так и инспекторами. Требования легко выполнять и легко контролировать.

– Насколько нормативная база по техническим средствам противопожарной безопасности в России соответствует, например, европейским нормам? Нет ли отставания?

– Отставания нет. Но нашу базу сложно сравнивать с европейской. Техническое регулирование в Европе относится не к зданиям или сооружениям, а к конкретным перемещаемым объектам – машинам, личным вещам и т.д. Объекты недвижимости под техническое регулирование не подпадают.

Конечно, необходимо продолжать совершенствовать отечественное законодательство. Помимо ФЗ № 123 сегодня продолжают действовать ГОСТы, СНИПы и прочие нормативные акты, и на объектах, которые строились до принятия Технического регламента, должны выполняться требования именно этих нормативных актов. Другой вопрос – чем пользоваться собственнику. Как бы негативно многие ни относились к ст. 64 ФЗ № 123, посвященной декларированию пожарной безопасности на объекте, она позволяет упростить и улучшить жизнь собственнику. Декларация – это в первую очередь документ для него, а не для инспектора. В декларации должны быть отражены только те положения различных нормативных актов, которые распространяются на конкретный объект. Это четкая инструкция к применению, которой сможет воспользоваться впоследствии новый собственник, арендатор, арендодатель этого здания или сооружения.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2010
Посещений: 10313

  Автор

Воронов С. П.

Воронов С. П.

Начальник ГУ ГО и МЧС России ЧС Красноярского края

Всего статей:  2

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций