Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обязательная сертификация технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обязательная сертификация технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлена необходимость обязательной сертификации средств обеспечения безопасности. Требования к функциональным свойствам технических средств и правила их обязательной сертификации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 969, а на МЧС России возложена обязанность федерального органа по проведению обязательной сертификации технических средств оповещения. Рассмотрим, каких результатов МЧС удалось достичь в этом качестве с момента вступления постановления в силу
Владимир
Мошков
Начальник 3-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России
Нина
Климачева
Старший научный сотрудник 3-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России

Обязательной сертификации для обеспечения транспортной безопасности подлежат технические средства оповещения, выполняющие:

  • доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайной ситуации и населения;
  • передачу сигналов оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям, связи общего пользования и технологическим сетям.

Объекты сертификации можно разделить на три группы:

  • комплекс систем и технических средств оповещения в виде автоматизированных рабочих мест оповещения;
  • аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения;
  • оконечные средства визуального, речевого, звукового оповещения (светодиодные экраны, полноцветные панели, электронные табло типа "бегущая строка", технические средства звукового оповещения).

МЧС России как федеральный орган по сертификации

Функции МЧС России в качестве федерального органа по обязательной сертификации технических средств оповещения разработаны и утверждены с помощью комплекса организационных мероприятий и нормативно-технических документов.


Функции МЧС России в качестве федерального органа по обязательной сертификации технических средств оповещения разработаны и утверждены с помощью комплекса организационных мероприятий и нормативно-технических документов

Нормативная и методическая база обеспечения процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности включает в себя следующие основные документы:

  • приказ МЧС России от 28 февраля 2017 г. № 99 "Об обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности";
  • приказ МЧС России от 9 ноября 2017 г. № 509 "Об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам" (зарегистрирован в Минюсте России 23 января 2018 г. № 49723);
  • методики проведения сертификационных испытаний технических средств по подтверждению их соответствия требованиям к функциональным свойствам технических средств оповещения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 г. № 969;
  • положение об организации и порядке проведения работ по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности;
  • ряд других положений и инструкций, обеспечивающих выполнение процедуры обязательной сертификации.

Участники работ по обязательной сертификации ТСО

В целях реализации приказа МЧС России № 99 была создана структура системы обязательной сертификации технических средств оповещения, предназначенных для обеспечения транспортной безопасности.

Главным органом по обязательной сертификации является ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), также на базе научных и образовательных организаций, подведомственных МЧС России и расположенных в различных субъектах РФ, созданы органы по сертификации, уполномоченные для выполнения процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности:

  • ФГБОУ ВО Санкт-Петербургской ГПС МЧС России (с филиалами), г. Санкт-Петербург;
  • ФГБУ ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха Московской области;
  • ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург;
  • ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПАС МЧС России (с филиалами), г. Иваново;
  • ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Красноярск;
  • АГЗ МЧС России, г. Москва;
  • АГПС МЧС России, г. Москва.

Органы по сертификации осуществляют научное, организационное и методическое сопровождение процедуры обязательной сертификации в соответствии с правилами, утвержденными постановлением № 969, и представляют отчет о своей деятельности в главный орган по сертификации.

Форма сертификатов соответствия

Приказ МЧС России от 9 ноября 2017 г. № 509 утвердил форму сертификата соответствия технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам.

Бланк сертификата защищен от подделок и соответствует требованиям, предъявляемым к защищенной полиграфической продукции уровня "В".

Доступ к информации о результатах сертификации

Участникам процедуры обязательной сертификации технических средств оповещения обеспечивается свободный доступ к актуальной информации о порядке ее проведения, результатах и действующих сертификатах на сайте главного органа по сертификации ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Обращения и запросы от субъектов транспортной инфраструктуры

С момента вступления в силу постановления Правительства РФ № 969 главный орган сертификации ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) большую часть времени был занят разъяснительной работой, отвечая на многочисленные вопросы производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности и субъектов транспортной инфраструктуры, уточняя компетенции и положения постановления.

На рис. 1 представлена динамика изменений количества обращений в период за 2017–2018 гг. с распределением по схемам сертификации:

  • № 3 (сертификация серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности);
  • № 4 (сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах).

Ориентировочное количество официальных запросов составило около 240, из которых 70% связаны с процедурой сертификации по схеме № 4.


Анализ поступивших обращений субъектов транспортной инфраструктуры позволил выделить однотипные проблемные вопросы, требующие разъяснений:

  • сложность определения объекта сертификации (пересечение закрепленных за ФОИВ видов продукции, сертификация составных частей и др.);
  • запрос коммерческих предложений по определению стоимости сертификации, что достаточно сложно выполнить без наличия документации на изделие, отсутствия сведений об объеме работ;
  • определение срока действия сертификата соответствия по схеме № 4;
  • определение срока эксплуатации изделия, установленного на объекте транспортной инфраструктуры;
  • проблема отсутствия установленного комплекта документов на изделие;
  • процедура обязательной сертификации;
  • реестр сертифицированных технических средств оповещения.

Анализ заявок на проведение обязательной сертификации

На данный момент в органы сертификации поступило более 50 заявок от более чем 50 организаций, из них около 60% – от эксплуатационных организаций и субъектов транспортной инфраструктуры.

На рис. 2 показана динамика изменений количества заявок на обязательную сертификацию за 2018 г. в сравнении с 2017 г. с распределением по схемам сертификации.


Соотношение числа отклоненных и принятых в работу заявок на проведение обязательной сертификации технических средств оповещения с учетом схем сертификации видно на рис. 3.


Основные причины отклонения поступивших заявок на обязательную сертификацию технических средств оповещения по схеме № 4 связаны с:

  • невозможностью идентификации объекта сертификации как средства оповещения;
  • непредоставлением полного комплекта документов на объект сертификации;
  • неустранением выявленных несоответствий в установленный срок;
  • неподписанием в установленный срок договора со стороны заявителя.

Структура портфеля заявок на сертификацию

На рис. 4 продемонстрирована структура портфеля заявок в МЧС России на сертификацию для различных типов объектов транспортной инфраструктуры за 2017 г. и первую половину 2018 г.


Высокую активность проявляют представители таких объектов транспортной инфраструктуры, как аэропорты, автомобильные дороги, морские терминалы и метрополитены.

Данные единого официального реестра выданных сертификатов соответствия всех органов по сертификации, уполномоченных МЧС России, регулярно обновляются на официальном сайте ведомства и главного органа по сертификации

К наиболее крупным организациям, подавшим заявки на сертификацию на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 (схема сертификации № 4), относятся:

  • ООО "Транснефть – порт Козьмино" (г. Находка);
  • ООО "Туапсинский балкерный терминал";
  • ООО "Восточная Стивидорная Компания" (г. Находка);
  • Таганрогский морской торговый порт;
  • ООО "Домодедово кэтеринг" (г. Домодедово, Московская область);
  • ОАО "Аэропорт Сургут";
  • ООО "Аэропорт Норильск";
  • Кузбасский центр ОВД (г. Новокузнецк);
  • Новоуренгойский объединенный авиаотряд и др.

Единый реестр выданных сертификатов соответствия

Данные единого официального реестра выданных сертификатов соответствия всех органов по сертификации, уполномоченных МЧС России, регулярно обновляются на официальном сайте ведомства и главного органа по сертификации. Всего с начала работ по обязательной сертификации технических средств оповещения девяти заявителям выдано 18 сертификатов соответствия:

  • 12 по схеме № 3;
  • 6 по схеме № 4.

Среди сертифицированных заявителей к крупным производственным предприятиям – изготовителям технических средств оповещения относятся:

  • схема сертификации № 3 – ЗАО "НПП "МЕТА", ООО "Армтел" (г. Санкт-Петербург), ООО "Элес" (г. Кировск Ленинградской области), ЗАО НПО "СЕНСОР" (г. Ярославль), ООО "ТРИАЛИНК ГРУП" (г. Москва);
  • схема сертификации № 4 – собственник объекта транспортной инфраструктуры АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" (г. Санкт-Петербург).

Межведомственная рабочая группа

В 2018 г. проведена большая работа в рамках межведомственной рабочей группы по вопросам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. МЧС России приняло участие во всех заседаниях группы, рабочих встречах и совещаниях.

В результате были подготовлены:

  • предложения в проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969";
  • замечания к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления, подготовленному Минэкономразвития;
  • доклад по итогам деятельности федерального органа по сертификации на тему "Обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности" на круглом столе, организованном Министерством транспорта Российской Федерации в рамках международного форума "Армия-2018" (г. Кубинка, Московская область).


Приведем основные тезисы проекта постановления "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 969 от 26 сентября 2017 г.":

  1. Включена классификация объектов сертификации по функциональному назначению.
  2. Требования по отдельным группам технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности установлены отдельными пунктами ГОСТ 42.3.01.
  3. Исключены следующие пункты из Требований:
    • п. 52 в), д), е) – требования надежности к техническим средствам оповещения. Проверка указанных параметров требует затратных расчетов и длительных натурных испытаний;
    • п. 54 а), б), д), ж), з), и), к) – требования к светодиодным экранам;
    • п. 55 а), б) – требования к полноцветным панелям;
    • п. 56 а), в) – требования к электронным табло типа "бегущая строка". Указанные параметры определяются размерами помещений, конструктивными и эргометрическими нормами и требованиями, не влияют на транспортную безопасность.
    • п. 57 б), з), и) – требования к техническим средствам звукового оповещения. Параметры оконечного средства оповещения неактуальны в связи с внедрением цифровой техники, необходимостью проверки в составе системы или на объекте установки.
  4. Внесен ряд технических исправлений, уточнения диапазонов величин.
  5. Для отдельных технических средств оповещения необходимый уровень устойчивости функционирования к внешним воздействующим факторам упрощен, например установлена температура окружающей среды от -50 до +50 °С.
  6. Установлена степень защиты оболочки для звуковых технических средств оповещения:
    • в помещениях – не ниже IP54;
    • на открытых пространствах – не ниже IP65.

Готовность к диалогу

МЧС России совместно с подведомственными организациями выполняет требования постановления Правительства № 969 и организует проведение сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, относящихся к средствам оповещения. Мы не видим серьезных препятствий для дальнейшей работы и всегда открыты к диалогу со всеми участниками рынка.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019
Посещений: 2334

  Автор

Владимир Мошков

Владимир Мошков

Начальник 3-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России

Всего статей:  1

  Автор

Нина Климачева

Нина Климачева

Старший научный сотрудник 3-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций