Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

От "Безопасного города" к "Безопасному региону": опыт Волгоградской области

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

От "Безопасного города" к "Безопасному региону":опыт Волгоградской области

Для внедрения современных решений необходимо обладать технологиями, бюджетом и организационной структурой, которая позволит наиболее полно и оптимально использовать их возможности. Рассмотрим, как происходило внедрение и развитие систем АПК "Безопасный город" в Волгоградской области
Сергей Торбин
Председатель Комитета информационных технологий Волгоградской области

При реализации комплексных интеграционных проектов, к которым относится и АПК "Безопасный город", мы неизбежно сталкиваемся с определенными рамками, установленными действующим законодательством (131-ФЗ, 44-ФЗ и др.), соблюдая которые, очень непросто внедрить единое решение, а не "зоопарк" слабо интегрируемых разнородных информационных систем. Создать систему безопасности на уровне области, организовать ее функционирование и правильное развитие – задача сложная, но необходимая для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (далее – ОБЖ).

Задачи и функции ОБЖ

К первостепенным задачам ОБЖ относятся:

  1. идентификация опасности;
  2. предупреждение воздействия;
  3. защита от опасности;
  4. ликвидация последствий;
  5. создание комфортного состояния СО.

На законодательном уровне принята соответствующая концепция, которая обеспечивает наиболее оптимальное выполнение следующих государственных функций в рамках ОБЖ:

  1. Защита населения от ЧС (ГО в военное время).
  2. Защита населения от противоправных посягательств.
  3. Обеспечение безопасной и комфортной среды обитания (умный город).

Реализацию государственных функций осуществляют:

  1. Органы повседневного управления.
  2. Органы оперативного реагирования по инцидентам (различные дежурные и диспетчерские службы).
  3. Информационные и автоматизированные системы управления (в современном мире без них выполнение государственных функций невозможно, тем более функций обеспечения безопасности жизнедеятельности).

Уровни распределения ответственности за ОБЖ

Уровни ответственности за ОБЖ можно представить следующим образом:

  1. Федерация – федеральные ведомственные информационные системы (МЧС России, МВД России, БСБ России, ФСО России, МО России, СЦ).
  2. Регион – региональные отраслевые информационные системы, губернатор, администрация ВО (комитет ОБЖ, комитет природных ресурсов и экологии, комитет информационных технологий, комитет транспорта, комитет ЖКХ).
  3. Муниципалитет – муниципальные информационные системы, глава муниципального района, администрация М Р.
  4. Объект – информационные системы организаций и объектов, руководитель учреждения, предприятия (объекта).
  5. Гражданин – информационные системы взаимодействия гражданина и власти.

Следовательно, ответственность за безопасность лежит прежде всего на самом гражданине, который использует различные системы и средства индивидуальной безопасности. Как только человек выходит из своего дома, проходит мимо работающих предприятий либо выходит на перекресток, он попадает уже в другой уровень обеспечения безопасности – объектовый, где ответственность за безопасность объекта несет руководитель учреждения, и т.д.

Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности

Обеспечение безопасности невозможно без использования различных отраслевых систем, которые формируются, внедряются, поддерживаются на различных уровнях бюджетов и для которых характерны различные источники финансирования и возможности.

Исходя из этого понимания, мы пришли к выводу, что без комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Волгоградской области дальше ничего не построить.


Внедряемые решения на муниципальном уровне, а также на уровне объектов и предприятий требуют управленческих воздействий по формированию технических требований к этим системам, чтобы потом их можно было интегрировать в общий уровень. Комплексная система должна была обеспечивать выполнение технических условий для подключения к федеральным информационным системам.

Утверждение комплексной системы на уровне региона – это долгий труд. Не так просто убедить руководителя на каждом объекте, что необходимо выполнить технические требования, но в конце концов это даст свой результат.

В рамках взаимодействия с федеральными информационными системами нами подписано соглашение с Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, в соответствии с которым мы планируем начать интеграцию с федеральными системами.

Создание и развитие информационных систем ОБЖ

На территории Волгоградской области планируется создать региональную интегрированную автоматизированную систему (платформу, далее – РИП), которая впоследствии станет основой комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения региона (КСОБЖН). В данную платформу планируется обеспечить передачу данных от существующих и проектируемых информационных систем в соответствии с Концепцией КСОБЖН Волгоградской области. В основу интеграционной платформы войдет система ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования и региона в целом.

ЕДДС муниципального образования, как базовый функциональный уровень АПК "Безопасный город", будут подключены в качестве клиента в КСОБЖН, которая для них будет инструментом для получения информации, принятия решений в повседневной деятельности и прогнозирования кризисных ситуаций и ЧС.


ЦУКС Главного управления МЧС России по Волгоградской области планируется интегрировать в КСБЖ в качестве центра поддержки принятия решений

Органы исполнительной власти субъекта, территориальные органы ФОИВ, органы местного самоуправления в соответствии с Концепцией будут включены в КСБЖ с целью:

  • контроля над обстановкой в сфере ЖКХ муниципальных образований;
  • контроля над оперативной обстановкой в муниципальном образовании, регионе;
  • координации межведомственного взаимодействия на муниципальном (региональном) уровне;
  • обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае муниципальных (региональных) чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Интегрируемые подсистемы безопасности, 98% из которых регионального значения, целесообразно взаимоувязывать на одном, в данном случае региональном, уровне. Это экономически обоснованно и не противоречит Концепции и ЕТТ. Данная схема построения позволит значительно снизить нагрузку на бюджеты муниципальных образований (строительство серверных КСА ЕЦОР, увеличение штатной численности персонала ЕДДС для обслуживания оборудования передачи данных, затраты на техническое сопровождение КСА), централизовать поддержку и техническое сопровождение системы на территории всего региона, а также создать единую точку контроля.

Эти системы в настоящее время развиваются различными уполномоченными органами Волгоградской области (см. табл.).


Губернатор и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, учреждения и предприятия, ответственные за обеспечение безопасности на конкретных объектах в конкретных сферах, определяют свои потребности и формируют функциональный заказ.

Комитет информационных технологий, являющийся координатором, и государственное казенное учреждение "Безопасный регион" – это точки входа функционального заказа, формирующие госпрограмму, обеспечивающие его финансирование и исполнение.

ГКУ "Безопасный регион" выполняет функции технического оператора и на основании изучения рынка (поставщиков услуг, производителей, системных интеграторов) предоставляет сервисы потребителям, которые в свое время сформировали функциональный заказ.

Этапы реализации концепции

В Волгоградской области обозначены следующие этапы реализации комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения:

1. Август – декабрь 2017 г.
Разработка и утверждение концепции КСОБЖН, создание ГКУ "Безопасный регион", утверждение госпрограммы и бюджета. Данный этап выполнен.

2. Декабрь 2017 г. – май 2018 г.
Обеспечение функционирования региональных органов повседневного управления на базе ГКУ "Безопасный регион", разработка комплекса мер по реализации концепции, по переводу тех систем, которые в настоящее время поддерживаются другими уполномоченными органами, в ГКУ "Безопасный регион". Этап реализуется в настоящее время.

3. Май – декабрь 2018 г.
Передача полномочий оператора систем ОБЖ в ГКУ "Безопасный регион", актуализация и утверждение госпрограммы и бюджета на 2019–2021 гг. Задача поставлена, ее завершение планируется в установленный срок.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 4004

  Автор

Сергей Торбин

Сергей Торбин

Председатель Комитета информационных технологий Волгоградской области

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций