Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Технологии будущего: что внедрять на метрополитене?

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Технологии будущего: что внедрять на метрополитене?

С развитием экономики растет подвижность населения - как следствие, повышается спрос на перевозки. Сегодня в России строительство метрополитена ведется в трех городах, в Волгограде есть скоростной трамвай, и около 10 городов ожидают появления метрополитена. Будучи важнейшим видом общественного транспорта, метрополитен является сложнейшим инженерным сооружением. Основная задача работников метрополитена -обеспечивать безопасную перевозку пассажиров.


B.A. Курышев

Главный технолог Международной ассоциации "Метро"

Бурное развитие информационных технологий в последние годы вызвало появление больших массивов информационных, коммуникационных, аудио/видеоданных, которые необходимо осознать, структурировать и анализировать для принятия грамотных управленческих решений. Одновременно с убыстрением темпов развития ИТ сокращается время, отпущенное на принятие управленческих решений или тем более решений, принимаемых в кризисных ситуациях.

Как повысить эффективность управленческой деятельности?

Для повышения эффективности управленческой деятельности на метрополитенах стали создаваться ситуационные центры. Они уже работают на Московском и Петербургском метрополитенах, их создание планируется и в других городах России и стран СНГ.

Ситуационный центр обеспечивает в первую очередь предоставление руководству метрополитена обобщенной информации по вопросам, требующим оперативного решения. Кроме того, дежурный персонал может с помощью видеонаблюдения в режиме реального времени контролировать положение дел с пассажиропотоком на любой станции. В ситуационном центре ведется мониторинг хода работ, выполняемых структурными подразделениями метрополитена. При возникновении ЧС ситуационный центр выполняет функции оперативного штаба по управлению процессами ликвидации последствий ЧС. Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы информации и высокая интенсивность ее поступления. Возникает необходимость в современных средствах приема, воспроизведения и отображения данных. Одним из средств технического оснащения ситуационного центра является экран коллективного пользования, который должен обладать универсальностью показа изображений от любых источников, обеспечивать высокое качество, контрастность и яркость изображения. Поставщиком информации со станций метрополитенов служит телекамера.

Особенности и функции CCTV

Проблемными зонами для теленаблюдения можно назвать наклоны эскалаторов. Технически сложно установить видеокамеры на зонде над эскалаторным полотном, да и надо решать вопросы освещения на наклонах. Существующее освещение "засвечивает" картинку. Тем не менее работы в этом направлении ведутся и, думаю, в ближайшем будущем обозначенные проблемы будут решены. Все метрополитены России и стран СНГ к настоящему времени оборудованы системами охранного видеонаблюдения. В основном на базе аналоговых телекамер. Сегодня системные интеграторы располагают значительно большей технической базой для построения систем CCTV, чем несколько лет назад. Выбор необходимых компонентов становится все сложнее. Широкие дискуссии не утихают на тему предпочтения между аналоговой и цифровой камерой. Подавляющее большинство продаваемых сегодня в мире CCTV-камер являются аналоговыми. Поступающие от них данные передаются по коаксиальному кабелю. Цифровые изображения от IP-камер транслируются как серия TCP/IP-пакетов данных по сети -это более сложная задача, нежели передача аналогового сигнала. Однако главное отличие традиционных камер от IP заключается в функциональных характеристиках и возможностях - качество видео, размер изображения и эксплуатационная гибкость. В аналоговых системах на экране монитора отображается вся информация, получаемая в ходе записи, в то время как исходный цифровой сигнал содержит больший объем данных, чем выводимый на экран монитора, таким образом при увеличении масштаба картинки в цифровых системах (в отличие от аналоговых) качество изображения не теряется.

При передаче живого видео оба типа систем практически одинаковы. Аналоговые системы обычно обеспечивают запись со скоростью 30 кадр/с, изображения отбираются и передаются, а цифровые данные проходят предварительную компрессию. При отборе кадров в аналоговой системе часть данных неизбежно теряется. При компрессии сохраняется больший объем информации. Единственное, что неприятно при цифре, - чем выше разрешение картинки, тем большая полоса пропускания требуется для передачи и хранения данных.

При передаче сигнала от источника к приемнику видео в аналоговой системе критичным становится расстояние - аналоговый сигнал при передаче по кабелю неизбежно затухает. Поэтому для трансляции сигнала на значительное расстояние приходится оцифровывать аналоговый видеопоток и передавать его методом цифрового соединения с помощью оптоволоконной сети. Цифровые же камеры за счет встроенного цифрового конвертера обрабатывают видеосигнал и передают данные в виде ТСР/IP-пакетов по сети наряду с данными других типов.

В чем перспектива IP-камер?

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на объектах метрополитена перспективным является применение IP-камер. В пользу сетевых телекамер также говорит и растущая потребность в интеллектуальной обработке видеосигнала. Оператор физически не в состоянии уследить за всеми событиями на станциях и в вагонах метрополитена посредством экрана монитора. Оператору требуется помощь в определении места происхождения определенного события. Интеллектуальная система должна позволять:

  • определять объекты в кадре и максимально описывать их по всем возможным параметрам;
  • производить интеллектуальный анализ всех параметров и последующее распознавание объектов по типам с представлением описания в виде метаданных;
  • при наличии этой информации проводить анализ более высокого уровня - определять корреляцию разрозненных событий в кадре;
  • используя заложенные данные о сценариях поведения различных объектов и коррелируя их с полученной в результате предшествующей обработки информацией, описывать изображение как единую комплексную сцену -выдавать на выходе некое событие, содержащее сведения о том, что именно произошло в кадре (нарушение, ограбление или просто прошел прохожий). Следующим шагом является предсказание развития ситуации.

Благодаря функциям распознавания образов, направления движения, изменения характера движения, сценариев поведения различных объектов интеллектуальная система может найти конкретное применение для анализа различных событий - это распознавание оставленных предметов, анализ поведения человека и группы людей, а также комплексный анализ и предсказание ситуации на контролируемой территории.        

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2009
Посещений: 10318

  Автор

Курышев В. А.

Курышев В. А.

Главный технолог Международной ассоциации "Метро"

Всего статей:  5

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций