Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Система оповещения для аэропорта. Структура системы громкого оповещения

В рубрику "Системы связи, оповещения и диспетчеризации" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Система оповещения для аэропортаСтруктура системы громкого оповещения

Аэровокзал на этапе проектирования. Какую систему оповещения он должен иметь? Какие задачи она должна выполнять? Каким требованиям отвечать? Эти вопросы мы рассмотрели в журнале СБ № 4/2011 (www.secuteck.ru/imag/ss-4-2011/182). Обратимся к структуре построения системы оповещения, удовлетворяющей всем описанным требованиям и способной выполнять все перечисленные задачи
А.В. Процких
Эксперт ЗАО "КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Прежде чем приступать к описанию модели системы громкого оповещения (СГО) для аэропортов, хотел бы еще раз подчеркнуть те требования, которым эта модель должна удовлетворять.

Обязательные требования

Сегодня при проектировании системы оповещения для аэропортов приходится опираться только на общие и скудные требования РД 78.36.003–2002, НПБ 104–03 и СП 3.13130– 2009. Зато есть возможность отталкиваться от вполне обдуманного и грамотного европейского документа, регламентирующего построение систем громкого оповещения, – EN 54, а также руководствоваться опытом отечественных и зарубежных специалистов и, конечно же, собственным здравым смыслом.

1. Повышенная надежность
Качество исполнения самого оборудования должно обеспечивать его непрерывную работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение как минимум 5–7 лет. При этом важна непрерывная самодиагностика на наличие возможных неисправностей центрального оборудования и контроль целостности линий громкоговорителей.

Особое значение имеет качество кабеля для подключения громкоговорителей. В случае возникновения, например, пожара он не должен мгновенно оплавиться, а, наоборот, должен держаться до последнего. Межблочные кабельные соединения должны быть стойкими к случайным задеваниям. Следует полностью исключить возможность самопроизвольного выскакивания кабеля из разъемов.

К мерам по повышению надежности относится и резервирование оборудования. Для аэропорта целесообразно двойное резервирование. То есть "горячее" резервирование головной части системы и усилителей мощности, а также "холодное" резервирование всего комплекса центрального оборудования системы громкого оповещения, находящегося в отдельном здании.

2. Живучесть
Способность системы громкого оповещения сохранять 100%-ную работоспособность в экстремальных условиях. Максимальная живучесть достигается выполнением трех условий:

  1. грамотное размещение оборудования – очень важно правильно расположить цент ральное оборудование в стойках (поддержание требуемой температуры, вентиляция между блоками, требуемый уровень пыле- и влагозащиты);
  2. возможность центрального оборудования работать от резервных источников питания (АКБ). И собственно наличие в требуемом количестве ИБП и/или АКБ;
  3. наличие керамических клеммников у громкоговорителей системы, противопожарных колпаков у потолочных громкоговорителей, а также использование кабеля в негорючей оплетке – это продлит работоспособность самих громкоговорителей во время пожара.

3. Интегрируемость
Возможность надежной работы с другими системами безопасности и обеспечения жизнедеятельности аэропорта. В первую очередь с системами пожарной сигнализации и контроля доступа. Весьма полезной является возможность принимать и передавать сигналы управления системе вентиляции и дежурного освещения.

4. Многофункциональность
В аэропорту экономически совершенно не выгодно организовывать две независимые системы – аварийного речевого оповещения и музыкальной трансляции и передачи объявлений (Public Address). Да это совершенно и неудобно. Гораздо правильнее строить одну систему, способную передавать одновременно во множество зон множество различных объявлений на разных языках, транслировать различные музыкальные каналы в конкретных зонах объекта и передавать тревожные сообщения при возникновении ЧС. При этом сигнал о ЧС должен быть автоматическим, но подконтрольным оператору системы.

Возможность организации очередности, да еще и с учетом приоритетности передаваемых сообщений, – тоже весьма полезная функция. Например, в зале ожидания транслируется автоматическое информационное сообщение с напоминанием о мерах безопасности, и одновременно оператору понадобилось передать живое сообщение, равное по приоритетности. Функция организации очередности обеспечит запись сообщения оператора и его трансляцию в нужную зону по окончании автоматического объявления, не прерывая последнее.

Нелишним будет автоматическое регулирование уровня громкости воспроизводимых сообщений за счет аудиомониторинга фонового шума.

5. Взаимная интеграция и масштабируемость
Все производимое сегодня оборудование для систем громкого оповещения имеет свои ограничения по количеству зон оповещения, по мощности, передаваемой в зоны оповещения, по количеству аудиоканалов и т.д. Поэтому, когда речь идет о крупном аэропорте, одной системы зачастую не хватает, чтобы охватить все площади объекта. Приходится строить несколько систем оповещения. С точки зрения управления и эксплуатации это очень неудобно. В одном аэропорту должна быть единая система громкого оповещения. Этого можно достичь при полной взаимной интеграции нескольких однотипных систем. Здесь речь идет о взаимном обмене аудиосигналами и сигналами управления между такими системами в необходимом для конкретного аэропорта объеме.

В малых и средних аэропортах жизнь также не стоит на месте. Могут появляться новые здания и сооружения, расширяться территория, внутри существующих помещений – выделяться новые зоны и т.д. Система громкого оповещения должна уметь подстраиваться под изменяющиеся условия.

6. Управляемость
Дежурным службам аэропортов приходится нелегко. Необходимо ежеминутно держать под своим бдительным контролем массу систем, следить за их работоспособностью, уметь ими грамотно пользоваться. Поэтому чем понятнее и проще управление системой громкого оповещения, тем лучше для всех. Но простота в управлении – не самое важное. Грамотного оператора можно обучить работе с системой любой сложности. Куда важнее информативность модуля управления. Аэропорт, особенно крупный, имеет сложную, разветвленную структуру, сотни зон оповещения, десятки источников звука, включая локальные вызывные станции, множество сигналов управления. Идеальный вариант в таком случае – графический интерфейс.

Структура системы

Обратимся к типовой структуре системы громкого оповещения аэропорта, которая, на мой взгляд, способна обеспечить выполнение всех требований, изложенных выше (рис. 1). По сути, система, удовлетворяющая всем требованиям, ориентировочная структура которой изображена на рис. 1, не имеет обозримых ограничений по количеству зон и мощности. Современные системы позволяют при подобном соединении создать более 7000 зон, что с запасом хватит для любого аэропорта мира.


Передача аудио- и сигналов управления

Сегодня некоторые системы имеют возможность взаимной интеграции по протоколам CobraNet и IP. Но следует понимать, что с помощью CobraNet возможен взаимный обмен только аудиоинформацией. Полная взаимная интеграция возможна через интерфейс IP Audio – помимо аудиосигнала он позволяет передавать и принимать сигналы управления.

Максимальная надежность

Важный момент – возможность "горячего" резервирования не только усилителей мощности, но и контроллера. Что существенно повышает живучесть всей системы в целом. "Холодное" резервирование позволит сохранить работоспособность системы в случае затопления, сгорания или разрушения помещения, где находится основной комплект центрального оборудования.

Необходимые вызывные станции

Данная структура позволяет установить на местах требуемое количество вызывных станций. Речь не об операторе системы, а о локальных вызывных станциях, установка которых может понадобиться в залах посадки, залах ожидания, на информационных пунктах, у должностных лиц аэропорта, полиции, таможни и т.д. В системе должны быть четко прописаны статусы приоритета каждой вызывной станции. Наивысшим приоритетом обладает только одна вызывная станция в системе – станция оператора.

Внешние интерфейсы

Подобная структура позволяет обеспечить требуемое количество тревожных входов, релейных выходов и "сухих" контактов, а также аудиовходов и выходов. Это крайне важно, поскольку 5-й тип системы громкого оповещения подразумевает под собой наличие динамических и статических световых указателей. В аэропорту их требуется весьма значительное количество.

Оповещение – проводной интерком – мобильная связь

Конечно, приведенная структура (рис. 1) не является схемой проектной документации – здесь указаны лишь основные элементы и соединения. Многое остается за кадром, но обязательно должно быть учтено в процессе проектирования системы.

И если уж рассматривать вопрос создания системы оповещения полномасштабно, то следует вспомнить о таком критическом требовании, как наличие обратной связи. Это возможно, когда система громкого оповещения является полноценной составной частью триединого комплекса "оповещение – проводная интерком-связь – мобильная радиосвязь". Ориентировочная структурная схема такого комплекса приведена на рис. 2.


Ориентир на EN 54 = грамотные инвестиции

Считаю, что не за горами тот день, когда увидит свет российский нормативный документ, регламентирующий требования к системе громкого оповещения, приближенный по своему составу к европейским нормам EN 54. Поэтому сегодня, планируя систему громкого оповещения, целесообразно это учитывать, чтобы в дальнейшем не было мучительно больно за бесцельно сэкономленные деньги на дешевую и малоэффективную систему оповещения.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2012
Посещений: 22316

  Автор

Процких А. В.

Процких А. В.

Эксперт ЗАО "КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Всего статей:  3

В рубрику "Системы связи, оповещения и диспетчеризации" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций