Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

RFID-технология в автомобильных СКУД

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

RFID-технология в автомобильных СКУД

Одной из задач, которые решаются при помощи radio frequency identification (RFID) или радиочастотной идентификации, является учет автотранспорта. В последнее время интерес к данной области применения систем идентификации со стороны потребителей систем контроля и управления доступом (СКУД) значительно вырос. В связи с этим мы решили подробно рассмотреть различные аспекты использования RFID-технологии в автомобильных СКУД

Принцип работы

Основное достоинство RFID-технологии - бесконтактный способ идентификации, при котором не требуется соприкосновения считывателя и носителя информации - идентификатора (карты, брелока, метки, тега и пр.). Идентификатор содержит электронный чип (с уникальным кодом) и антенну. Когда идентификатор попадает в поле действия считывателя, от первого ко второму по радиоканалу передается код. Получив код идентификатора, считыватель пересылает его в контроллер СКУД, где автоматически принимается решение о допуске. Этим типовым принципом работы ограничивается сходство различных систем, где применяется технология RFID, поскольку в них могут использоваться различные частотные диапазоны, типы идентификаторов и пр. Чем же отличаются RFID-системы, применяемые в автомобильных СКУД?

Диапазон частот

В зависимости от используемого диапазона частот все Proximity-карты (идентификатор) можно условно разбить на три группы:

  • низкочастотные (33-500 кГц);
  • среднечастотные (10-15 МГц);
  • высокочастотные (850-950 МГц и 2,4-10 ГГц).

В большинстве случаев с увеличением частоты растет дальность считывания идентификатора. Для систем идентификации автомобилей необходимое расстояние регистрации, по понятным причинам, исчисляется метрами. В связи с этим в них используются идентификаторы и считыватели гигагерцевого диапазона. Тип идентификатора

С нашей точки зрения, наиболее важным является деление идентификаторов на две группы: активные и пассивные. Активные идентификаторы оснащаются встроенным источником питания (батареей), кроме того они требуют меньшей мощности считывателя и обычно имеют большую дальность действия. Пассивные - получают электроэнергию за счет наведения токов во встроенной антенне, которое происходит во время попадания идентификатора в поле действия считывателя.

Пассивные идентификаторы обычно меньшего размера и существенно легче активных, они дешевле и имеют практически неограниченный срок службы. Однако дальность действия у пассивных идентификаторов существенно меньше, чем у активных, поэтому в автомобильных СКУД зачастую применяются последние.

Особые требования к автомобильным RFID-системам

Как уже ранее упоминалось, основным требованием для автомобильных СКУД является большая дальность регистрации идентификатора. У многих систем данного класса она составляет 4-10 м (обычно этого бывает достаточно).

Важно, что гигагерцовые считыватели (в отличие от килогерцовых) характеризуются четко выраженной диаграммой направленности поля. Это позволяет устанавливать их достаточно близко друг к другу, не опасаясь возникновения взаимных помех.

Большинство считывателей для автомобильных СКУД имеют класс защиты не ниже IP-54. Температурный диапазон их работы должен быть достаточно широк. Для этого в некоторых моделях используется внутренний обогрев (нижний температурный предел увеличивается до -40 °С). Это значимая особенность транспортных считывателей, поскольку обычно они эксплуатируются снаружи помещения.

И естественно, идентификатор следует подбирать в соответствии с конкретной областью использования - вряд ли имеет смысл крепить на бампер легкового "Мерседеса" индустриальную метку, а на грузовой контейнер небольшую и недостаточно прочную карту.

Примеры RFID-систем

В качестве примера приведем три конкурирующие на российском рынке RFID-системы. Речь пойдет о продукции компаний BALOGH (Франция), NEDAP (Нидерланды) и TagMaster (Швеция).

BALOGH

HYPER X может использоваться для дистанционной регистрации в системах безопасности и транспорта.

RFID-считыватели предлагаются в двух основных модификациях: Modular reader и Compact readers. Они работают на частоте 2,45 ГГц. Максимальные расстояния регистрации меток на Compact readers - 0,5 и 1 м, для Modular reader они составляют 3, 5 и 10 м. При установке режима динамической идентификации считывателя возможна регистрация автотранспорта на скоростях до 100 км/ч.

Следует отметить наличие функции антиколлизии, которая позволяет системе правильно проводить регистрацию меток, если в поле считывателя оказываются сразу 5 идентификаторов. Влияние взаимного расположения идентификатора и считывателя минимизировано, что обеспечивает устойчивую идентификацию при попадании карты в зону действия считывателя. Считыватели могут подключаться к большинству существующих контроллеров СКУД, поскольку имеют интерфейс wiegand 26 бит, а также RS-232/422/485. Допускается установка нескольких считывателей с пересечением рабочих зон действия.

В качестве идентификаторов можно использовать как небольшие метки размером с кредитную карту, так и более мощные теги. Срок службы идентификаторов составляет от 5 до 10 лет, в зависимости от конкретной модели. В номенклатуре изделий данной марки есть специальные метки для наружной установки, которые имеют степень защиты IP-67 и обладают повышенной устойчивостью к агрессивным средам.

NEDAP

Считыватель дистанционных радиочастотных карт и меток NEDAP Transit работает в частотном диапазоне 2,4-2,482 ГГц. Его отличительная особенность в том, что он изначально предназначен для работы на больших расстояниях. Помимо стандартного выхода wiegand 26 бит этот считыватель имеет интерфейсы RS-232, RS-422, TCP/IP.

Код организации (Facility-код) является принадлежностью считывателя. Код может быть переустановлен при помощи компьютера и терминальной программы "iTerminal"; он передается в считыватель по интерфейсу RS-232. Это позволяет интегрировать оборудование данной марки в существующие системы, поддерживающие только один код организации. У считывателя и у метки есть особый засекреченный Customer code (код пользователя). Только при совпадении Customer code карты с Customer code, зашитым в firmware (встроенное программное обеспечение) считывателя, последний отсылает номер карты в контроллер. Что касается идентификаторов, то пользователь имеет широкий выбор транспондеров разного размера, мощности и назначения.

TagMaster

Считыватели PassMan и PassMan LR компании TagMaster работают в частотном диапазоне 2,435-2,465 ГГц. При конфигурировании считывателей при помощи компьютера возможен выбор между различными дистанциями считывания карты. Максимальная дальность считывания у PassMan (S1501) достигает 6 м, а у PassMan LR (S1504) - 8 м.

Считыватели могут быть подключены по интерфейсам RS-232, RS-485, wiegand, Mag-stripe. Вся их настройка и конфигурация осуществляется через терминальную программу по RS-232. Отличительная особенность - возможность комплектации специализированным нагревателем (работа до -40°С), что позволяет использовать их в условиях Крайнего Севера.

В качестве идентификаторов используются метки MarkTag (S1255) от компании TagMaster, внешний вид которых идентичен обычным "толстым" Proximity-картам от компаний HID и INDALA, широко используемым в системах контроля и управления доступом. Возможно использование пластиковых наклеек на карты для нанесения графических изображений. Можно также использовать более мощные идентификаторы для наружной установки -MarkTag HD (S1455).

Интеграция в автомобильных RFID-системах

Метка Combi-Booster HID Prox (NEDAP) - это, пожалуй, один из наиболее ярких примеров интеграции оборудования разных производителей. Combi-Booster позволяет интегрировать в общую СКУД карты компании HID и передавать их номер на таком же большом расстоянии, что и номер карты NEDAP. Метка служит для передачи считывателем в контроллер двух кодов: кода самой метки (идентификатор автомобиля) и кода вставленной в Combi-booster карты HID (идентификатор водителя). Можно проводить идентификацию как водителя, так и автомобиля, что позволяет использовать такие режимы повышенной секретности, как вход по двум картам.

Компания TagMaster по-другому подошла к решению вопроса интеграции. Она производит метки двойной технологии - с интегрированным высокочастотным чипом собственного производства и стандартным чипом HID (килогерцево-го диапазона). Это позволяет применять данные метки как в автотранспортных, так и в обычных СКУД со считывателями HID. Следует, однако, заметить, что в этом случае расстояние чтения идентификатора HID будет стандартное (5-71 см в зависимости от модели считывателя HID).

Рекомендации по выбору

При выборе специализированных автотранспортных СКУД потребителям стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Следует проверять наличие типовых интерфейсов для подключения к контроллерам СКУД. Это особенно актуально при интеграции автотранспортной и классической СКУД (учет людей). Необходимо также уточнять, в каком виде считыватель выдает код в контроллер СКУД.
  • Выбранные идентификаторы должны быть эффективны и удобны, они должны соответствовать вашим требованиям по дистанции чтения, размерам, прочности, климатическим условиям, дизайну и пр.
  • При интеграции транспортной и классической СКУД иногда можно снизить затраты, если использовать RFID-системы двойного назначения или системы с метками, содержащими сразу два идентификатора: низко- и высокочастотный идентификаторы от разных производителей.
  • Желательно, чтобы выбранные считыватели были удобны для монтажа и эксплуатации. Вряд ли будет удобно лезть на столб с компьютером в руках, чтобы перепрограммировать считыватель. Также будет очень печально, если он выйдет из строя из-за климатических особенностей места, где он эксплуатируется.
  • Поскольку речь идет об идентификации автотранспорта, следует учитывать, на какой скорости будет осуществляться регистрация автомобильной метки, так как данный параметр может отличаться у разных производителей в несколько раз.

Перспективы

В заключение можно отметить, что RFID-технология бурно развивается во всем мире, в том числе и та ее часть, в которой используется высокочастотная идентификация в гигагерцевом диапазоне для систем регистрации автотранспорта. Интерес к данной теме в России также постоянно растет, растет и предложение таких систем. Уже сейчас можно прогнозировать увеличение их количества на отечественном рынке и появление новых, интересных решений в части интеграции с классическими СКУД. Это позволит успешно решать все более сложные задачи обеспечения безопасности современных объектов.

Независимый эксаерт
А.В. Умнов

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2004
Посещений: 20740

  Автор

Умнов А. В.

Умнов А. В.

Независимый эксперт

Всего статей:  2

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций