Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасность социально значимых объектов в городских условиях

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасность социально значимых объектов в городских условиях

События последних лет показали неготовность большинства действующих систем физической защиты социально значимых объектов (СЗО) к внешним террористическим атакам. Центр специальных инженерных сооружений решил эту проблему, разработав комплексы по блокированию легковых автомобилей и малогабаритных фургонов

Дмитрий Гайнуллин
Директор по развитию
ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Террористы действуют по отработанной схеме, используя начиненный взрывчаткой автотранспорт. Протаранив ворота и получив при этом незначительные повреждения автомобиля, они проезжают вглубь территории объекта и осуществляют свои преступные замыслы – взрывают автомобиль в непосредственной близости от сооружений и персонала СЗО.

Подобные вещи происходили и, к сожалению, происходят не только на Северном Кавказе и не только в России. Таким же образом был атакован отель "Мариотт" в Пакистане (2008 г. ) и совершен ряд терактов в Ираке и других азиатских странах.


Одним из способов противостоять данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва транспорта террористов, что позволит предотвратить подобные акции на стадии замысла либо значительно снизить ущерб от их действий.

Обычно для предотвращения несанкционированного проезда автомашины на территорию СЗО используют ворота и шлагбаумы. Однако они не могут в полной мере противостоять скоростному удару тяжелого автотранспортного средства. Подобные физические барьеры могут лишь в той или иной степени замедлить движение автомобиля, но полностью его не остановят.

Защита въезда на военные объекты

На военных и специальных объектах блокировка автомашин на въезде осуществляется с помощью мощных противотаранных шлагбаумов. На подступах к въезду на такие объекты обычно устанавливают металлические или бетонные препятствия, расположенные таким образом, что автомобиль вынужден проехать "змейкой" и тем самым сбросить скорость перед КПП до незначительных 5–10 км/ч. Это делается потому, что мощные противотаранные устройства (ПТУ), например шлагбаумного типа, рассчитаны на блокировку 20-тонного грузовика, движущегося со скоростью до 40 км/ч. Противотаранные устройства чаще всего находятся в позиции "постоянно открыто" и не предназначены для работы в интенсивном режиме открывания/закрывания въездной группы. Зачастую подобные конструкции применяют в комплексе с простыми шлагбаумами, установленными примерно в 30 м перед ПТУ. Система устроена так, что при нарушении легкого барьера и/или сигнала тревоги ПТУ моментально приводят в действие и закрывают проезд.

Город диктует свои правила

Однако в городских условиях, где в основном и располагаются СЗО, нецелесообразно применять подобные устройства с мощными фундаментами (объемом до 30 куб. м) и крупногабаритными подъездными группами. Такие конструкции ни с инженерной, ни с эстетической точки зрения зачастую не вписываются в городскую среду, которая накладывает определенные ограничения на применение многих существующих комплексов охраны объектов. Скученность городской застройки, высокая плотность подземных коммуникаций, ограниченность территории и, наконец, агрессивный внешний вид делают использование мощных ПТУ невозможным.

Конструкция шлагбаума ПТУ-Л "ПРЕПОНА"

Существует ли альтернатива для обеспечения безопасности городских СЗО? Для этого Центр специальных инженерных сооружений разработал комплексы по блокированию легковых автомобилей и малогабаритных фургонов. В соответствии с их характеристиками было разработано компактное и относительно недорогое ПТУ шлагбаумного типа (ПТУ-Л "ПРЕПОНА"), которое гарантированно останавливает автомобиль массой до 3,5 т при скорости движения до 40 км/ч, являясь для него непреодолимым препятствием.

Почему были выбраны именно эти характеристики? Анализ последних событий показывает, что атаки на СЗО в городской черте чаще всего проводятся малыми группами с применением грузовых фургонов типа "Газель" весом до 3,5 т. Эти высокоманевренные автомобили не привлекают внимание в условиях городского транспортного потока.

Что касается более тяжелых автомобилей, то ПТУ-Л "ПРЕПОНА" останавливает автомобиль весом 10 т, движущийся со скоростью 23 км/ч; весом 25 т – 10 км/ч.

Стрела ПТУ-Л "ПРЕПОНА" выполнена из сдвоенной стальной профильной трубы с находящейся внутри нее специальной тросовой системой, обеспечивающей прочность на разрыв не менее 54 т статических нагрузок. Конструкция устройства позволяет проводить замену стрелы после таранного воздействия и не требует большого объема ремонтно-восстановительных работ.

Одни из ключевых преимуществ противотаранного шлагбаума ПТУ-Л "ПРЕПОНА" – простота монтажа и сравнительно небольшой фундамент, который в случае необходимости может быть выполнен на свайном основаниии без повреждения идущих под землей коммуникаций. При сравнительно небольших габаритах внешний вид ПТУ не диссонирует с эстетикой современной городской архитектуры.

Для работы ПТУ достаточно однофазового электропитания. Его потребляемая мощность – 0,5 кВт. На стреле нанесена стандартная светоотражающая разметка, сигнализирующая водителю о том, что впереди препятствие. Наличие мощной двойной стрелы делает шлагбаум еще и превентивным заграждением, демонстрируя потенциальному нарушителю надежность защиты транспортного проезда.

Необходимо отметить, что быстродействие ПТУ-Л "ПРЕПОНА" (не более 12 с) позволяет свести к минимуму время "открытости" въездной группы.

Ключевые характеристики:

  • ширина регулируемого проезда – 4,5 м;
  • диапазон рабочих температур – от -40 до +50 °С;
  • в зависимости от алгоритма работы изделия и поставленных задач предусмотрена комплектация ПТУ-Л "ПРЕПОНА" дополнительными опциями: инфракрасным фотоэлементом, светосигнальными лампами и т.д.

Преимущества ПТУ-Л "ПРЕПОНА" У ПТУ

шлагбаумного типа имеется ряд преимуществ перед другими устройствами, находящимися на уровне дорожного покрытия – нет необходимости ограничивать вес и высоту проезжающего транспорта.

Рекомендации к применению

В местах, не позволяющих разогнаться автотранспорту, когда на СЗО автомобиль может въехать, только выполнив поворот на 90 град., рекомендуется устанавливать ПТУ облегченного типа. С учетом того, что по данной схеме грузовики могут заехать на скорости не выше 15 км/ч, ПТУ-Л "ПРЕПОНА" может гарантированно остановить автомашину весом до 16 т.

Отметим, что при использовании данного комплекса не требуется демонтаж обычных ворот. Понятно, что ворота, не имеющие специальных фундаментов и специальных элементов жесткости, не являются столь значимым препятствием и, несмотря на их грозный вид, легко пробиваются даже легковым автомобилем.

При наличии же длинного разгонного участка подъездной дороги к охраняемому объекту рекомендуется применять комплексное заграждение, состоящее из противотаранных шлагбаума, ворот или боллардов.

Болларды исключают несанкционированный въезд

Болларды применяются в местах, где установка других видов заграждений по эстетическим и другим соображениям невозможна. Данное средство безопасности – серьезная преграда на пути несанкционированного въезда автотранспорта. Это, по сути, то же противотаранное устройство, имеющее преимущество в быстродействии перед воротами.

Находясь в составе комплексного заграждения, болларды в случае наезда на них либо останавливают автомобиль-нарушитель, либо снижают скорость его движения до рабочих характеристик противотаранного шлагбаума.Затем автомобиль попадает в зону работы шлагбаума.

При невозможности организации шлюза (например, если въезд граничит с тротуаром) болларды размещают в непосредственной близости перед шлагбаумом. Одновременно открываясь и закрываясь, болларды и шлагбаум фактически усиливают общую противотаранную защиту комплекса. Гидравлические болларды надежны в эксплуатации и адаптированы к российским погодным условиям.

ПТУ-Л "ПРЕПОНА" и болларды позволяют обеспечить безопасность въездной группы и решить поставленные задачи в рамках системы контроля и управления доступом автотранспорта на территорию СЗО.

Однако следует понимать, что система обеспечения безопасности въезда на объект в городских условиях очень индивидуальна. И зачастую невозможно гарантировать стопроцентную безопасность, используя только традиционные элементы. Необходимо разрабатывать новый алгоритм въезда с учетом особенности объекта; невозможно решить все вопросы двумя-тремя стандартными схемами. Вся модификация и состав элементов комплекса защиты въездной группы СЗО должны определяться на основании технического задания по конкретному объекту.

Главные преимущества комплексов защиты СЗО

Еще раз обозначим преимущества описанных выше комплексов физической защиты СЗО:

  • оптимальные противотаранные свойства при минимизации финансовых затрат;
  • возможность встраивания данного комплекса в существующую инфраструктуру объекта без больших затрат на фундаменты;
  • многофункциональность эксплуатационных характеристик комплекса в соответствии с требованиями городской застройки;
  • современный внешний вид, гармонирующий с городской средой;
  • высокая пропускная способность;
  • возможность быстрого реагирования на попытку несанкционированного въезда;
  • демонстрация потенциальному нарушителю уровня защищенности СЗО с целью предупреждения и отказа от террористического акта.
"ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" предлагает специалистам воспользоваться опытом проектирования транспортных проездов с использованием ПТУ. С типовыми проектными решениями (в формате разработки) можно ознакомиться на сайте www.cesis-proekt.ru, предварительно пройдя процедуру регистрации
ЦЕСИС НИКИРЭТ, ЗАО
440013 Пенза, ул. Чаадаева, 62
Тел/факс: (8412) 37-4050, 37-4051
E-mail: info@cesis.ru, snabsbit@cesis.ru
www.cesis.ru
www.cesis-proekt.ru

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2012
Посещений: 8452

  Автор

 

Дмитрий Гайнуллин

Директор по развитию
ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  1

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций