Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Комбинированные СКУД: первый юбилей

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Комбинированные СКУД: первый юбилей

Получив от редакции "Гротек" приглашение написать статью в 10-й юбилейный выпуск отраслевого каталога СКУД, я поначалу засомневался. Являясь специалистом в достаточно узкой области - комбинированных СКУД - и оценив объем ранее опубликованных мной статей на эту тему, я подумал, что мне не удастся избежать явных повторений уже опубликованного материала. Хотя, с другой стороны... Описываемые мной системы являются де-факто одногодками каталога СКУД, то есть они тоже только-только перевалили за десятилетний возраст. Чем не повод для юбилейной статьи?
Андрей Катренко
Коммерческий директор
компании "СмартСекьюрити"

В начале позвольте еще раз остановиться на самом термине - "комбинированные СКУД".

Я уже как-то писал, что термин этот не устоявшийся и в какой-то мере является изобретением автора - от чего ни в коем случае не отказываюсь.

Главное, что далее под этим термином мы будем понимать системы контроля доступа, в которых проводные и беспроводные точки доступа возможно комбинировать в любой пропорции. Причем беспроводные точки доступа не являются автономными (по классификации ГОСТ), они в обязательном порядке должны обладать возможностями по обмену информацией с центральным сервером СКУД. На сегодняшний день такой обмен возможен двумя способами: либо благодаря передаче данных через карты пользователей, либо через специальный радиомодуль.

В первом случае точку доступа не получится контролировать в реальном времени, во втором - это полноценный "реалтайм".

В итоге получаем три варианта работы оборудования точки доступа в комбинированной СКУД.

Вариант А. Проводной онлайн

Реализация: достаточно хорошо известный специалистам набор оборудования, состоящий из контроллера СКУД, считывателя (считывателей) карт, исполнительного устройства (УГЛУ - турникет, магнитный или электромеханический замок и т.д.), необходимых (то есть опциональных) датчиков, адаптеров для аппаратных стыковок со "смежниками" и кодонаборных панелей и, конечно, блока питания. Контроллер СКУД должен быть обязательно сетевым (в подавляющем большинстве случаев они общаются с БД СКУД по IP, а не RS-485). При всей схожести даже такой вариант сильно отличается от распространенных на нашем рынке - об этом упомянем ниже.

Вариант Б. StandAlone точка доступа

Я намеренно избегаю термин "автономная", так как она принципиально отличается от того, что у нас понимают под "автономным контроллером доступа".

В данном случае речь идет о точках доступа, которые не работают в режиме реального времени, но являются частью единой системы, и без комплекса управления их использовать не получится.

Реализаций может быть несколько:

  1. Тот же набор из контроллера, считывателя, УПУ, блока питания, что и выше, но без связи с центральным ПК в реальном времени (магистраль отсутствует как класс).
  2. Электронный замок, в котором все вышеперечисленные компоненты, в том числе источник питания в виде батарей, конструктивно объединены в одном корпусе.
  3. Электронный цилиндр, специализированные замки для мебели или шкафчиков, навесные электронные замки и тому подобные специализированные устройства.

Вариант В. Беспроводной онлайн

То есть беспроводные точки доступа с радиомодулем.

Реализации такие же, как в предыдущем варианте, за исключением первого варианта: электронные замки и цилиндры, оборудованные радиомодулем. В статье, посвященной беспроводным СКУД, я уже писал, что не считаю корректным называть связку "контроллер -считыватель - и далее по списку..." беспроводной в случае, если проводную магистраль мы заменили на Wi-Fi-модуль, но вся остальная проводная "обвязка" (то есть провода от контроллера к считывателям, УПУ и т.д.) при этом никуда не делась.

Немного теории

Оценив этот список, внимательный читатель наверняка возмутится: "Позвольте, но при чем здесь 10-летний юбилей??? Все перечисленное оборудование известно давным-давно. Я уж не говорю про контроллеры СКУД, но электронные замки появились лет эдак тридцать назад, электронные цилиндры - чуть позже, а вот замки и цилиндры с радиомодулем как раз появились достаточно недавно!"

Правильно!

Но комбинированные СКУД характеризуются не только (и не столько) вышеуказанным набором "железа", но прежде всего принципиально иным подходом к термину "карта доступа".

Эти системы не являются идентификационными приложениями. Карта доступа используется в них не как идентификатор, а как носитель данных. СКУД при этом переходит в разряд верификационных приложений: вместо поиска идентификатора карты и связанного с ним уровня доступа пользователя в памяти контроллера СКУД в этих системах происходит сравнение данных, записанных на карту, с данными из памяти контроллера. Благодаря этому надобность в хранении списка идентификаторов карт в памяти каждого контроллера исчезает.

В комбинированных СКУД карта должна быть не просто носителем данных о доступе пользователя (все системы электронных замков и так были построены именно на этой технологии) - она должна работать в роли флешки, через которую БД СКУД и точки доступа Stand Alone обмениваются данными в обоих направлениях

В комбинированных СКУД карта должна быть не просто носителем данных о доступе пользователя (все системы электронных замков и так были построены именно на этой технологии) - она должна работать в роли флешки, через которую БД СКУД и точки доступа Stand Alone обмениваются данными в обоих направлениях.

Для того чтобы этот обмен происходил максимально оперативно и комфортно (как для пользователей, так и для администратора СКУД), нам и нужна комбинация различных типов точек доступа в одной системе.

Для объяснения вернемся к проводным онлайн-точкам доступа.

Отличие онлайн-контроллеров СКУД комбинированной системы от "обычных" состоит в том, что они не просто работают в режиме реального времени, но также выполняют роль промежуточного портала в обмене данными между картой и БД СКУД. В момент прохода через такую точку доступа карта "соединяется" с БД СКУД и происходит описанный выше двухсторонний обмен данными.

Технологическое развитие комбинированных СКУД

И вот тут, наконец, мы и подошли к пониманию той ключевой точки, от которой и можно отсчитывать "юбилейное" десятилетие комбинированных СКУД.

Для появления этого класса систем понадобилось сочетание трех факторов:

  1. Появление систем, в которых электронные замки можно комбинировать с онлайн-контроллерами СКУД.
  2. Появление перезаписываемых носителей (карт доступа), чтение/запись которых можно осуществить не только на специальном оборудовании (энкодере), но и в замке или настенном считывателе. Причем запись данных (с чтением всегда проще) должна происходить достаточно быстро, чтобы не вызывать дискомфорта у рядовых пользователей (кому понравится неподвижно стоять у закрытой двери в ожидании завершения процесса чтения/записи данных несколько секунд?), и желательно бесконтактно (уж слишком много подводных камней возникает при контактных способах записи данных на карту - начиная с надежности и заканчивая стоимостью оборудования).
  3. Разработка технологии обмена данными между картой и БД СКУД при проходе пользователя через ключевые онлайн-точки доступа. Причем обмен этот должен происходить не только быстро (большинство пользователей вообще не должны догадываться о каких-то там данных, которыми карта обменивается с компьютером при входе в офис), но и быть максимально автоматизированным (чтобы не нагружать операторов/администраторов СКУД и минимизировать пресловутый человеческий фактор).

И вот как раз такое сочетание перечисленных факторов (и технологий)и произошло чуть более 10 лет назад.


Уже позднее комбинированные СКУД обогатились новыми типами оборудования (электронными цилиндрами и специализированными замками), а также беспроводными технологиями, которые позволили электронному замку (и цилиндру, кстати, тоже) работать в режиме реального времени. Но при этом технология записи и обмена данными через карту никуда не делась - эти две технологии дополняют, но никак не конкурируют друг с другом.

На этом я хотел бы завершить описание терминологии и технологических нюансов комбинированных СКУД, несмотря на то что из-за новизны самого подхода к принципам их функционирования нюансов этих более чем достаточно. Интересующимся предлагаю обратиться к моим предыдущим статьям, где очень многие аспекты описанных систем и технологий подробно обсуждались.

Практический опыт и области применения

Перейдем к практике применения комбинированных СКУД.

Зададимся простым вопросом: а ради чего, собственно, весь сыр-бор?

Зачем выдумывать какой-то новый тип систем, в корне менять устоявшиеся принципы работы СКУД и что-то там писать на карты, если есть отработанные десятилетиями технологии, принципы построения систем и общепринятые (стандартные) протоколы связи контроллера с БД СКУД, со считывателями и т.п.?

Сразу учтем тот факт, что появление столь смелого и инновационного подхода к СКУД не могло быть вызвано исключительно желанием разработчиков и поставщиков - оно было поддержано рынком. Комбинированные системы весьма успешно пережили свое первое десятилетие. Причем не просто пережили, а очень активно развивались - что и является самым убедительным доказательством их востребованности.

Комбинированные системы весьма успешно пережили свое первое десятилетие. Причем не просто пережили, а очень активно развивались - что и является самым убедительным доказательством их востребованности.
Правда, здесь нужно сделать одну очень важную ремарку: востребованы они на рынке развитых стран, прежде всего в Европе

Правда, здесь нужно сделать одну очень важную ремарку: востребованы они на рынке развитых стран, прежде всего в Европе. В России же интерес к этому типу систем появился недавно, а наши разработчики в большинстве своем сам факт их существования все еще дружно игнорируют.

Безусловно, такое положение дел вовсе не заслуга "ленивых" разработчиков. Такова специфика нашего рынка, и я ни в коем случае не хочу кого бы то ни было обвинять.

Россия и Запад: два подхода

Я не считаю себя специалистом по аналитике рынка систем безопасности, но несколько факторов, обеспечивших успех комбинированных СКУД на западных рынках, все-таки перечислить попробую (конечно, со ссылкой, что все нижеперечисленное - исключительно личное мнение автора).

1. Во-первых, западный рынок гораздо более конкурентен - не столько по количеству представленных систем и брендов, сколько по степени проникновения систем безопасности (в частности, СКУД, поскольку мы говорим именно о них). На Западе этот рынок создавался и развивался минимум вдвое дольше нашего и совсем в других условиях. Таких "пустот", как у нас, там уже давно не существует, и расти "вширь" уже фактически некуда. Поэтому для игроков рынка (поставщиков, инсталляторов и т.д.) весьма важным фактором роста является возможность проникновения "вглубь" уже существующих объектов, где СКУД была установлена, например, только на первой линии обороны, то есть на периметре. При этом с точки зрения устоявшихся (или, если хотите, модных) тенденций строительства прокладка кабелей в открытых кабель-каналах там не очень приветствуется, а бюджет на косметический ремонт после скрытной прокладки проводов сильно ограничивает оптимизм заказчиков. Электронные замки и цилиндры в этом случае оказываются прекрасным вариантом расширения "вглубь" и завоевания новых рынков. Минимум инфраструктурных ограничений - максимум свободы выбора режимов работы точки доступа, дизайна и т.п. А учитывая, что для комбинированных СКУД офис или университет на несколько сотен точек доступа - это даже не крупный, а всего лишь средний объект, потенциал такого развития (то есть перспективный рынок) весьма объемный.


2. На Западе привыкли использовать достаточно качественные материалы, в том числе когда речь идет о механических замках для офисных помещений. Когда встает выбор, что использовать для двери кабинета - механический замок (но хороший, с цилиндром в мастер-системе и т.п.) или электронный, - разница бюджета, на самом деле, не бывает столь глобальной (и кстати, столь распространенные у нас магнитные замки там почему-то совсем не жалуют).

3. Особенно важным фактором, возможно, является разница в менталитете.

Меня поначалу достаточно сильно удивлял более "мирный" подход к функциям, которые должна выполнять СКУД, подразумевая не столько подход производителей, сколько заказчиков. Они (там, на Западе) рассматривают системы доступа не только как систему безопасности, призванную обеспечить защиту от проникновения (со всеми вытекающими грозными функциями), но зачастую как систему электронного запирания (к которой предъявляются в основном требования по комфортному ежедневному использованию). И часто функции электронной системы запирания для заказчиков оказываются важнее.

У нас же к СКУД непременно предъявляются требования, которые нужны разве что на каком-нибудь ядерном объекте: функции прохода под принуждением, входа по правилу двух и более лиц, подтверждение прохода охранником и т.д. В западных системах такие требования тоже встречаются, но далеко не во всех. Просто потому, что на большинстве "мирных" объектов этот функционал не востребован. Так же, как и поголовная интеграция всех систем безопасности сразу.

У меня всегда возникает аналогия с транспортом. Для нас СКУД - это "бронетанковая техника", призванная защитить "государство" (то есть объект) от агрессии извне. Отсюда и требования к ней: выживание в случае прямого попадания снаряда, ядерного взрыва и химической атаки. И обязательная "интеграция" родов войск - бронетанковых, ракетных, воздушно-десантных и т.п.

На Западе рассматривают системы доступа не только как систему безопасности, призванную обеспечить защиту от проникновения (со всеми вытекающими грозными функциями), но зачастую как систему электронного запирания (к которой предъявляются в основном требования по комфортному ежедневному использованию). И часто функции электронной системы запирания для заказчиков оказываются важнее

На Западе СКУД - это скорее автомобиль для комфортного передвижения по европейским дорогам. Автомобили очень разные - легковые, грузовые и автобусы, для личного и общественного пользования. И главное требование к ним - чтобы можно было "сесть и поехать!". Даже требование легкого бронирования - это скорее опция для автомобилей "суперпредставительского" класса.

Опять-таки это вовсе не означает, что на Западе нет систем класса "бронетанковой дивизии". Конечно, есть, но они применяются там, где положено: на внешних границах в особо опасных регионах. А на работу они все-таки предпочитают ездить на комфортном автомобиле.

Когда у меня возникает очередной спор с коллегами по цеху на тему возможностей и особенностей комбинированных СКУД, чаще всего они идут вокруг вопросов следующего рода: "Что лучше: обычный сетевой контроллер на 4 двери и 8 считывателей или электронный замок на батарейках? Что надежнее: беспроводной онлайн или 485-я шина? Что дешевле: считыватель карт Em-Marine с интерфейсом Wiegand или электронный цилиндр?"

Большинство из них не имеет смысла, это все равно что сравнивать степень бронирования танка и автобуса. Ответ-то при этом очевиден. Но во всех ли ситуациях отсутствие бронирования у автобуса будет недостатком?

Как бы ни был хорош танк, но в мирное время автомобилей будет производиться на порядки больше. И хотя аналогия с гражданским и военным транспортом, конечно же, не до конца справедлива в отношении столь специфичной области, как СКУД, но перспективный рынок комбинированных систем (как минимум с точки зрения количества оборудуемых точек доступа в среднем на один объект) всегда будет больше. Особенно тогда, когда заказчики в России начнут воспринимать фактор "комфорта" СКУД как не менее важный, чем "степень бронирования".

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2013
Посещений: 8877

  Автор

Катренко А. В.

Катренко А. В.

Директор представительства компании Smart Security

Всего статей:  23

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций