Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оборудование автотранспортного КПП

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оборудование автотранспортного КПП

Сегодня автотранспортный контрольно-пропускной пункт (АКПП) является наиболее уязвимой частью периметра, а в плане технического оснащения наиболее насыщенным и, соответственно, сложным участком в системе охраны периметра объекта. Оборудование АКПП, представляющее собой сосредоточение техники различных классов, предназначено предотвращать или снижать вероятность угроз, а также защищать от опасности персонал, досматривающий транспортные средства и регулирующий работу проезда и досмотрового участка (шлюза)
Павел Черушев
Начальник проектного отдела ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Через АКПП проезжает автотранспорт, с помощью которого потенциальные нарушители могут несанкционированно проехать на объект и совершить на его территории противоправные действия с катастрофическими последствиями.

Анализ угроз

Продолжающееся в настоящее время нарастание террористической угрозы диктует необходимость повышения уровня защищенности объектов различного назначения и категории важности. Сегодня каждый аэродром, железнодорожный вокзал, электростанция, топливная база и т.д. представляют собой потенциальную мишень для террористов.

Анализ совершенных в разных странах за последние 20 лет терактов на объектах различных категорий показывает, что наибольшую опасность представляет группа из 2–5 человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортное средство. Один из типичных способов действия такой группы – внезапный прорыв к объекту через АКПП на начиненном взрывчатыми веществами грузовом и даже легковом автомобиле. Зону АКПП в момент ее открытия для пропуска въезжающего или выезжающего с объекта автотранспорта можно преодолеть в считанные секунды, фактически моментально, имея в виду прорыв с использованием автомобиля. Поэтому наиболее уязвимым и, соответственно, ответственным местом в системе безопасности объекта является транспортный проезд.

Приемы против лома

Практика показывает, что система безопасности объекта может быть подвергнута таранному удару большегрузного автомобиля (массой до 40 т), который может двигаться со скорость свыше 80 км/ч. Очевидно, что для уменьшения кинетической энергии таранного удара потребуется принудительно снизить скорость движущегося автомобиля еще до столкновения с элементами системы безопасности.

К правильно расположенному АКПП можно подъехать единственным способом: повернув по дороге, ведущей к данному объекту, непосредственно перед самим АКПП. Выполняя поворот, водитель вынужден будет снизить скорость. В случае, когда к АКПП ведет прямой участок пути, для принудительного снижения скорости автомобиля перед въездом на объект устанавливают искусственные непреодолимые препятствия: бетонные блоки, отбойники, "лежачие полицейские" и т.д. вынуждающие водителя снизить скорость. Их параметры и порядок применения регламентированы рядом нормативных документов (в том числе Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458).

Но даже с учетом принудительного снижения скорости удар многотонным автотранспортным средством является серьезным испытанием для противотаранной системы АКПП.

В то же время не исключена возможность прорыва автомобиля через соседний досмотровый шлюз в тот момент, когда в нем открывают проезд. Поэтому на границе смежных проездов АКПП необходимо устанавливать физические препятствия с противотаранными свойствами.

Согласно типовому проекту модульного АКПП противотаранные устройства располагают как на въезде в досмотровый шлюз, так и перед выездом из него. Второе ПТУ открывают только после окончания процедуры досмотра, так как возможен прорыв навстречу выезжающему с объекта автомобилю, и последствия в этом случае могут быть не менее тяжелыми. Поэтому комплект физических препятствий на территории, прилегающей к выезду из шлюза, должен быть равноценен оборудованию для въездного – такое же противотаранное устройство, такие же ворота и т.д.

Устройства физической защиты АКПП

В первую очередь необходимо определиться с противотаранными устройствами (ПТУ). Учитывая российские климатические условия – обильные осадки, снежные массы, грязь и наледи в осенний, весенний и зимний периоды, – целесообразно применение противотаранных устройств шлагбаумного типа, которые не требуют постоянного обслуживания при эксплуатации, и все подвижные элементы конструкции находятся на высоте более 550 мм от поверхности проезжей части.

ПТУ шлагбаумного типа
Современные серийно выпускаемые ПТУ шлагбаумного типа (фото 1) имеют ширину проезда от 4,5 до 6 м. Они гарантированно выдерживают таранный удар автотранспорта массой 20 т, движущегося со скоростью 40 км/ч. А ПТУ с шириной проезда 7,5 м выдерживают таранный удар автотранспорта массой 10 т, движущегося со скоростью 40 км/ч. Время открывании таких устройств не превышает 20 с, а время закрывания колеблется в пределах 5–10 с, в зависимости от исполнения.


Помимо этих основных критериев эффективности ПТУ при выборе средств противотаранной защиты следует учитывать рабочий ресурс, стоимость, финансовые и трудовые затраты на монтажные и пусконаладочные работы, а также расходы на эксплуатацию. Например, рабочий ресурс ПТУ должен быть рассчитан не менее чем на 200 тыс. рабочих циклов, а противотаранные качества подтверждены результатами краш-тестов, а не только расчетами.

Ворота и ограждения
Что касается ворот, здесь многое зависит от организации пространства в зоне АКПП. Открытие и закрытие створок распашных ворот происходит, безусловно, быстрее, чем те же действия у ворот откатного типа, но их применение возможно только при наличии свободного места для полного их открытия. В случае стесненности транспортного проезда рекомендуется применять распашные ворота со складывающимися створками (фото 2). Независимо от выбранного типа ворот они не должны быть ниже 2,5 м.


Конструкция ворот и установка их относительно линии грунта должны исключать возможность проползания под ними.

Ворота во внешнем и внутреннем ограждениях зоны досмотра необходимо оборудовать электромеханическим приводом с дистанционным управлением. Система управления должна предусматривать блокирование одновременного открывания внешних и внутренних ворот досмотровой площадки. Одновременное открывание возможно только при аварийных ситуациях. На случай неисправности или отключения электропитания нужно предусмотреть ручное открывание всех ворот АКПП изнутри.

Замки (фото 3), приводы для ворот и калиток, а также другие устройства должны обладать антивандальными свойствами и с учетом особенностей российского климата быть рассчитаны на работу при низких отрицательных температурах (до -50 °C).


Заполнение ограждения и ворот зависит от нормативов, утвержденных ведомственными документами для каждого объекта. В последнее время прослеживается тенденция к использованию сварных сетчатых панелей в качестве заполнителя каркасов ограждений, ворот и калиток.

Выбор материала ограждения
В случае возникновения проблемы выбора материала и структуры заполнения конструкций следует взвесить все за и против, учитывая следующие положения, особенности и характеристики материала.

Видимость сквозь ограждение определяется конструкцией, выбираемой заказчиком в соответствии с его пониманием безопасности и эстетики.

В России традиционно наиболее распространенными являются сплошные (непрозрачные) ограждения. Они имеют преимущества:

  • возможность скрытного передвижения людей по объекту, особенно вблизи ограждения с внутренней стороны (например, реакция охраны на сигнал тревоги);
  • скрытность установки технических средств обнаружения (ТСО) во внутренней части периметра;
  • затруднение визуального сбора информации о характере производственной (и другой) деятельности на объекте, а также о составе и тактике действия подразделения охраны.

Недостатками ограждения со сплошным заполнением являются трудоемкость возведения и парусность, а также отсутствие возможности наблюдения изнутри за перемещениями или действиями людей с внешней стороны периметра.

Ограждения с транспарентным заполнением (например, сетчатые, решетчатые) относительно дешевле, трудоемкость их возведения значительно ниже, однако они не обеспечивают вышеописанной скрытности. В то же время транспарентность ограждений позволяет оценивать обстановку на близлежащих к объекту территориях, вести мониторинг и, соответственно, контролировать ситуацию.

При рассмотрении заграждения как элемента комплекса инженерно-технических средств охраны необходимо учитывать мнение многих специалистов ведущих фирм-производителей средств охраны периметров – наиболее эффективными являются так называемые "мягкие" ограждения, выполненные из различных металлических сеток, проволоки или армированной колючей ленты. Любое воздействие на такую конструкцию с целью преодоления (способом перелаза, подкопа или разрушением полотна) неизбежно приводит к колебаниям полотна ограждения. Сегодня существует целый арсенал трибоэлектрических, вибросейсмических извещателей, способных преобразовать эти колебания в сигнал тревоги.

Заграждения комбинированного типа
Следом за воротами следует подробнее остановиться на заграждениях комбинированного типа для разделения параллельных проездов АКПП. Они состоят из отдельных секций, каждая из которых имеет два конструктивных элемента: мощное железобетонное основание и устанавливаемую на него сварную сетчатую панель (фото 4).


Железобетонный блок основания придает всей конструкции противотаранные свойства, вместе с тем имеется дополнительная возможность укрепления линии заграждений – скрепление блоков стальным канатом, продеваемым через проушины установленных на бетонных основаниях рым-болтов, что исключает несанкционированные перемещения смонтированных секций ограждения.

Верхняя часть заграждения – сетчатая панель – затрудняет перелаз. Типовая высота заграждения составляющая примерно 2,5 м, может быть увеличена за счет установки козырька из армированной колючей ленты или сварной сетки, а также путем выбора сетчатых панелей увеличенной высоты. Для организации проходов между соседними зонами проезда АКПП, в состав разделительного заграждения входят калитки, оборудованные замковыми устройствами.

С помощью автокара или любой другой подъемной техники данное ограждение можно быстро и многократно устанавливать с учетом требуемой конфигурации, а также демонтировать в случае возникновения аварийной обстановки в одном из проездов транспортного шлюза вследствии отказа транспортной техники, попытке прорыва и т.п.

Пулерассеивающая сетчатая панель
На объектах с высокой вероятностью террористической угрозы применяют пулерассеивающие конструкции, предназначенные для создания отдельных усиленных рубежей охраны. Их устанавливают на контрольно-пропускных пунктах, на отдельных участках периметра объекта и в местах сосредоточения персонала.


Пулерассеивающие конструкции на базе сварных сетчатых панелей имеют высокую плотность заполнения. При этом пулерассеивающую сетку (фото 5 и 6) некорректно сопоставлять с пулестойкими материалами.


Особенность пулерассеивающей сетчатой панели заключается в том, что прутки наварены с двух сторон на основной идущий вертикально пруток, что дает большую жесткость и самое главное – более плотное пространственное заполнение ее прутками. Получается, что расстояние между прутками меньше диаметра пули, в частности, пистолета Макарова (9 мм).

Кроме того, эту сетку тяжело повредить механически. Полотно настолько плотное, что его трудно разрушить, так как сами прутки сложно зацепить каким-либо слесарным инструментом, например кусачками, болторезом и т.п.

Конструкция сетчатой панели позволяет изгибать ее в одной из плоскостей, тем самым появляется возможность организации защищенных проходов арочного типа, получения плавных контуров линии заграждения в местах изгиба периметра, а также при выполнении декоративных элементов с плавными линиями изгиба на отдельно стоящих строениях из состава линии периметра.

Использование данного вида ограждения позволяет защищать персонал КПП от прицельной стрельбы с прилегающей к объекту территории, а также со стороны параллельного шлюза в случае его захвата нарушителями. Это дает время укрыться при начале обстрела и затем уже принимать соответствующие меры.

Комплексный подход, использование пулерассеивающих сеток, а также других инноваций позволяет увеличить защищенность персонала объекта при строительстве и модернизации автотранспортных КПП в соответствии с современными нормативными требованиями.

Опубликовано: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2015
Посещений: 10587

  Автор

Павел Черушев

Павел Черушев

Заместитель технического директора
ЗАО "РЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  10

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций