Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Высокоскоростные турникеты в СКУД

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Высокоскоростные турникеты в СКУД

Турникеты стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и городского пейзажа, одновременно это важная составляющая СКУД. В этой статье и последующей таблице технического обозрения мы остановимся на узком, но очень важном сегменте рынка турникетов – скоростных турникетах

В более ранних публикациях мы уже рассматривали турникеты типа "трипод" и роторные турникеты – поясные и полноростовые. Данным материалом мы завершаем цикл статей с техническим обозрением, посвященных турникетам, и представляем их модели для использования в местах с высокой интенсивностью потока.

Типы турникетов и классификация

Это, конечно же, рыночный сегмент турникетов с откидными и выдвижными створками. Прежде чем перейти к моделям турникетов, напомним читателям о классификации турникетов вообще.


В соответствии с ГОСТ Р 51241–2008 любой турникет относится к категории устройств преграждающих управляемых (УПУ), и как любое УПУ его можно классифицировать по следующим параметрам:

1. По виду перекрытия проема:

  • с частичным перекрытием;
  • с полным перекрытием.

2. По способу управления УПУ: l с ручным управлением;

  • с полуавтоматическим управлением (выносные пульты, кнопки);
  • с автоматическим управлением (СКУД).

3. По типу и конфигурации блокирующего элемента и приводу:

  • вид, размеры и конфигурация блокирующего элемента (штанги, дуги, створки и пр.);
  • принцип работы блокирующего элемента (нормально закрытый – НЗ и нормально открытый – НО);
  • наличие или отсутствие электромеханического привода (для нашего типа турникетов он всегда есть).

Скоростные турникеты и проходные

Переходя к сегменту скоростных турникетов, можно сказать, что все они относятся:

  • по виду перекрытия – к типу "с частичным перекрытием проема";
  • по способу управления – к автоматическим или полуавтоматическим.

По типу и конфигурации блокирующего элемента существует большое разнообразие моделей, ограниченное только фантазией производителя, при этом, как правило, имеются версии для работы в НЗ и НО режимах.

Наличие электромеханического привода для скоростных турникетов обязательно, а тип створок (откидные или выдвижные) зависит исключительно от конструкторских и дизайнерских предпочтений. Есть даже модели вообще без створок, но их область применения и класс решаемых задач весьма ограничены (оптические турникеты).

В настоящее время на российском рынке турникетов широко представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей. И заказчик часто встает перед непростой проблемой выбора – какого производителя и какую конкретную модель турникета выбрать для оснащения собственной проходной. Попробуем разобраться.

Турникеты с выдвижными створками

Данный тип турникетов хорошо всем знаком по входам на старые станции метро. В современный моделях корпуса могут быть металлическими, пластиковыми или композитными (веяния последнего времени). Раздвижные створки на электроприводе изготавливаются по желанию заказчика из разного материала (пластик, противоударное стекло и пр.), имеют различную форму и размеры. В наиболее серьезных модификациях створки могут иметь высоту в рост человека – не больно то и перепрыгнешь.

Возможность работы в нормально открытом режиме и понятная световая индикация, вмонтированная в корпус турникета, обеспечивают особенный, дружественный настрой у посетителя, повышают скорость прохода и не создают психологического дискомфорта.

Обычно данный тип турникетов оснащается целым рядом встроенных систем безопасности. Например, система фотоэлементов для контроля доступа через проходную и определения количества одновременно проходящих пользователей. Она позволяет выявлять любую попытку неавторизованного прохода, а также попытку пройти вслед ("в хвост") за человеком, имеющим право доступа.

Турникеты со сдвижными створками на электроприводе – один из наиболее удачных вариантов для объектов с большим количеством людей и высокой интенсивностью нагрузки на проходную

Турникеты со сдвижными створками на электроприводе – один из наиболее удачных вариантов для объектов с большим количеством людей и высокой интенсивностью нагрузки на проходную. При этом они обычно удовлетворяют высоким требованиям по безопасности (в сравнении с другими типами турникетов). Следует, однако, помнить, что за удобство надо платить – стоимость таких устройств обычно в несколько раз превышает стоимость классических триподов.

Турникеты с откидными створками

Данный тип знаком многим, как ни странно, тоже по метро, но в основном их устанавливают на новых станциях. Их также любят использовать на железнодорожных платформах для защиты от вездесущих "зайцев".

Фактически такие турникеты представляют собой систему из 1 или 2 моторных калиток, – либо интегрированных в один корпус, либо устанавливаемых отдельно. Калитки располагаются друг напротив друга и могут работать как в нормально открытом, так и в нормально закрытом режимах. Иногда они интегрируются в силовое ограждение (направляющие металлические штанги, металлический каркас и пр.) и имеют внешние стойки под считыватели СКУД. Створки у разных производителей могут изготавливаться из металлических труб, противоударного стекла и стеклопластика.

Применение турникетов с выдвижными створками разнообразно:

  • мощные, интегрированные в единый корпус модели – оптимальны для крупных транспортных терминалов и производственных предприятий;
  • менее крупные и мощные модификации – подходят для организации классических офисных проходных

Как и турникеты с выдвижными створками, данный тип оптимален для интенсивного использования и обеспечивает высокую безопасность прохода. Целевая группа потребителей данных турникетов весьма разнообразна, поскольку их конструкция и дизайн у различных производителей сильно различаются. Если мощные, интегрированные в единый корпус модели будут оптимальным решением для крупных транспортных терминалов и производственных предприятий, то менее крупные и мощные модификации некоторых производителей подходят для организации классических офисных проходных.

Принцип работы блокирующего механизма

Это важный вопрос, который особенно актуален для скоростных турникетов. Как выше уже упоминалось, турникеты можно разделить на:

  • нормально закрытые (НЗ) / Normally Closed– NC;
  • нормально открытые (НО) / Normally Open – NO.

Данные понятия особенно важны для крупных объектов с интенсивной нагрузкой на проходную.

В режиме работы НО турникеты оставляют проход открытым вплоть до момента несанкционированного воздействия: не читается карта СКУД, кто-то попытался пройти следом и пр. За счет этого снимается психологическое напряжение у проходящего, который видит перед собой свободный проход – как следствие, растет пропускная способность. Данный режим особенно актуален для объектов транспорта и крупных предприятий с большим количеством персонала.

Режим НЗ обеспечивает более высокий уровень безопасности. Какой из режимов является предпочтительным, зависит от заказчика. Другие типы турникетов, например роторные, могут разблокироваться, но проход остается закрытым, поэтому такой случай нельзя назвать режимом НО в чистом виде. А режим работы с опущенным брусом у триподов является аварийным. Поэтому возможность работы в двух режимах (НО/НЗ) является для скоростных турникетов важнейшей особенностью.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2011
Посещений: 8129

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций