Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

АСБТ: комплексная защита и мониторинг перевозок

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

АСБТ: комплексная защита и мониторинг перевозок

С момента создания атомной отрасли в нашей стране большое внимание уделяется обеспечению комплексной безопасности ядерных объектов и материалов. Сегодня, когда стала реальной угроза ядерного терроризма и "грязной бомбы", эта задача обрела еще большую актуальность. Однако "атомная фобия" во многом безосновательна, поскольку одним из важнейших направлений любых ядерных программ, осуществляемых разными государствами, является создание систем безопасности ядерно-опасных объектов, в том числе и при транспортировке ядерных материалов

Николай Шемигон
Генеральный директор ФГУП "СНПО "Элерон"

Юрий Давыдов
Первый заместитель генерального директора ФГУП "СНПО "Элерон" - руководитель проекта АСБТ

Уже в 1960-х гг. руководством отрасли было принято решение о необходимости совершенствования защиты ядерно-опасных объектов путем внедрения технических средств, систем и комплексов охраны. Реализация этой задачи была возложена на Специальное научно-производственное объединение "Элерон". С1963 г. ФГУП "СНПО "Элерон" является головной организацией в Минсредмаше СССР - Минатоме СССР - Минатоме России - Федеральном агентстве по атомной энергии (Росатоме) по созданию систем физической защиты особо важных объектов. Использование новейших технологий позволяет отнести предприятие кчислу лидеров в области разработки, производства и внедрения интегрированных систем безопасности.

Безопасный транспорт

С точки зрения возможности реализации угрозы захвата (хищения) ядерных материалов наиболее уязвимый элемент их жизненного цикла -это транспортирование, что обусловлено целым рядом факторов (невозможность создания запретной зоны вокруг транспортного средства, ограниченность сил охраны, неопределенность местонахождения транспорта при большой протяженности маршрутов и др.). Поэтому создание автоматизированной системы безопасности транспортирования (АСБТ) ядерных материалов, начатое в конце 1990-х гг., было выделено в отдельный проект. К проекту были привлечены многие министерства и ведомства России - силовые структуры (МВД и Минобороны), транспортники (МПС, Минтранс), Академия наук, органы здравоохранения. Механизмом взаимодействия этих ведомств на всех этапах разработки и внедрения АСБТ стала межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли ведущие специалисты организаций, участвующих в перевозочном процессе и в обеспечении безопасности специальных перевозок.

В процессе разработки концепции АСБТ были уточнены модель угроз, тактика действий сил охраны, определены функциональные задачи системы безопасности с учетом специфики подвижных объектов. Цель АСБТ заключается в предотвращении захвата (хищения) ядерных материалов при их перевозке и достигается решением следующих основных задач:

  • обнаружение и предотвращение доступа нарушителя к перевозимым грузам;
  • мониторинг специальных перевозок;
  • оповещение и информационная поддержка принятия решений в случае несанкционированного доступа к грузу, а также при органи зации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Возможности АСБТ иллюстрируются на рисунке.

Комплексный подход

В АСБТ реализован комплексный подход к решению проблем безопасности. В состав АСБТ, в частности, входят:

  • системы физической защиты, связи и навигации транспортных средств, которые препятствуют хищению ядерных материалов, обеспечивают обнаружение несанкционированных действий, а также оперативную связь сил охраны, сопровождающих груз и машиниста локомотива;
  • сеть диспетчерских пунктов предприятий и Росатома, обеспечивающих мониторинг местоположения транспортов и состояния физи ческой защиты перевозимого груза, а также оповещение сил реагирования о возникновении чрезвычайной ситуации или совершении несанкционированных действий;
  • телекоммуникационная система, обеспечивающая информационное взаимодействие абонентов в режиме экстренной передачи сообщений и периодическую передачу информации о состоянии физической защиты и местоположении транспортного средства.

Автоматизированные рабочие места служб диспетчерских пунктов АСБТ обеспечивают оперативный доступ к базе данных и визуализацию информации, включая:

  • сведения о грузе, транспортном средстве, карауле;
  • координаты местоположения транспортного средства, точное время событий;
  • электронную масштабируемую карту района нахождения транспортного средства;
  • дислокацию сил быстрого реагирования и т.д.

Реализованный в АСБТ блочно-модульный принцип построения системы не только обеспечивает возможность ее адаптации к различным видам перевозок (железнодорожные, автомобильные), но и позволяет поэтапно наращивать функциональные возможности системы.

Внедрение

Поскольку основной объем перевозок ядерных материалов осуществляется железнодорожным транспортом, в первую очередь были решены задачи оборудования системами АСБТ вагонного парка отрасли, создания более совершенных специальных грузовых вагонов и вагонов охраны. В настоящее время системами АСБТ оборудовано более 50 вагонов, находящихся в эксплуатации у предприятий Росатома. Масштабные испытания системы безопасности транспортирования специальных грузов были проведены в сентябре 2003 г. в ходе командно-штабных учений "Саров-2003" на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ в условиях, максимально приближенных к реальным. Тема учений - "Пресечение террористического акта в отношении ядерных материалов при их транспортировании железнодорожным и автомобильным транспортом и ликвидация чрезвычайной ситуации". В ходе учений Минатомом, ФСБ, МВД, МЧС, МПС, Минздравом России отрабатывались задачи совместных действий при попытке нападения на железнодорожный состав и на автомобильную колонну со специальным грузом. Результаты учений убедительно подтвердили эффективность разработанных решений и актуальность проводимых работ по совершенствованию системы перевозок специальных грузов путем внедрения автоматизированных систем безопасности, объединяющих в своем составе программно-аппаратные комплексы охраны, связи и навигации.

Ключевым этапом проекта АСБТ стала опытная эксплуатация системы в составе двух диспетчерских пунктов предприятий (ПО "Маяк" и РФЯЦ-ВНИИЭФ) и транспортных средств, оборудованных системами АСБТ. В ходе опытной эксплуатации отработаны процедуры контроля перевозок специальных грузов, регламенты связи и порядок оповещения сил реагирования на федеральном, региональном и местном уровнях. В 2004 г. эти диспетчерские пункты сданы в промышленную эксплуатацию. Ближайшими задачами по проекту АСБТ являются:

  • изготовление специальных автомобилей и оборудование их системами АСБТ в соответствии с разработанной концепцией безопасности автомобильных перевозок;
  • завершение работ по созданию центрального диспетчерского пункта АСБТ в Росатоме и внутренних войсках МВД;
  • продолжение работ по развертыванию сети диспетчерских пунктов АСБТ;
  • создание системы долговременной поддержки эксплуатации АСБТ;
  • разработка и внедрение нормативной документации по функционированию АСБТ.

Эффективное функционирование столь сложной системы, как АСБТ, невозможно без соответствующего нормативного обеспечения. Так как в перевозочном процессе для специальных грузов задействованы организации многих ведомств, то необходимы переработка действующих и создание новых нормативных и организационно-распорядительных документов не только отраслевого, но и межведомственного уровня.

В настоящее время введены (вводятся) в действие:

  • отраслевая "Концепция развития и совершенствования системы обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия из них);
  • соглашения о взаимодействии Росатома с каждым из ведомств, причастных к обеспечению безопасности при транспортировании ядерных материалов;
  • руководящие документы, регламентирующие вопросы организации связи и обеспечения защиты информации;
  • межведомственное "Положение о взаимодействии организаций, участвующих в работах по обеспечению безопасности транспортировки ЯМ, пресечении несанкционированных действий и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Значимость и важность работ по проекту АСБТ подтверждают утвержденные Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" (№ Пр-2196). Результаты работ по проекту АСБТ были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации. Решением правительства Росатому и другим органам исполнительной власти рекомендовано ускорить внедрение АСБТ.

Работы по внедрению АСБТ будут выполнены в соответствии с поставленными задачами и выделяемыми объемами финансирования. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что результаты десятилетней работы творческого коллектива, созданного в ФГУП "СНПО "Элерон" для разработки АСБТ, найдут применение и за пределами отрасли.

Применение

Результаты анализа рынка систем безопасности и специфики перевозок опасных и ценных грузов позволяют сделать вывод, что наиболее полно и комплексно проблема их защиты в процессе транспортировки решается в Росатоме. В настоящее время в России существует достаточно много систем мониторинга ("Аркан", "Эшелон", "Арго-Страж", "Купол" и другие), однако по своей комплексности и применяемым техническим решениям они во многом уступают АСБТ.

Одно из перспективных направлений применения результатов, достигнутых в рамках проекта АСБТ, - это системы спутниковой навигации.

Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 365 обязало организации, чья деятельность связана с автомобильными и железнодорожными перевозками, оснастить с 1 января 2006 г. соответствующей аппаратурой все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов. Однако "режимные" ограничения точности определения местоположения подвижных объектов не позволяют применять стандартные решения. В проекте АСБТ решение задачи обеспечения "несекретности" данных о местоположении потребовало привлечения значительных денежных средств и специалистов соответствующей квалификации и заняло немало времени. Потребовалось проведение разработок и сертификации как приемников спутниковых навигационных систем, так и средств защиты информации, предназначенных для передачи данных по каналам связи. В обеспечение ядерной безопасности государства были вложены и продолжают вкладываться огромные средства. И хотя АСБТ не является коммерческим проектом, целесообразно, чтобы затраты, понесенные Росатомом, пошли на пользу другим ведомствам. АСБТ как система мониторинга способна найти применение во всех структурах, обеспечивающих перевозку грузов, прежде всего опасных и особо ценных.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2006
Посещений: 11938

  Автор

Николай Шемигон

Николай Шемигон

Генеральный директор ФГУП "СНПО "Элерон"

Всего статей:  3

  Автор

Юрий Давыдов

Юрий Давыдов

Первый заместитель генерального директора ФГУП "СНПО "Элерон" - руководитель проекта АСБТ

Всего статей:  3

В рубрику "В центре внимания. Тесты " | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций