Подписка

Досмотр объектов в пассажирских поездах: как выполнить невыполнимое?

14/05/19

Досмотровое оборудование на локальных объектах становится их неотъемлемой частью. С 2016 г. АО "ФПК" начало пробные испытания детекторов паров взрывчатых веществ в пассажирских поездах иностранного формирования, а с 2018 г. использует их и в собственных. Опыт двухлетней эксплуатации детекторов показал, что разработчики нормативных актов немного опережают производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности.

foto

Законодательство обязывает перевозчика проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности объектов досмотра, проходящих через пост на границах зоны транспортной безопасности транспортного средства (на входе в вагон), для выявления, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, если такое мероприятие не проводилось на объекте транспортной инфраструктуры отправления (проследования) транспортного средства.

Противоречивые требования

Технические характеристики производимых ручных (переносных) средств досмотра и ограниченное время стоянки (1–3 минуты) на большинстве промежуточных остановок пассажирских поездов не позволяют перевозчикам в полном объеме выполнить требования законодательства. Об этом свидетельствует п. 118 приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", где установлен норматив времени для досмотра одного пассажира и его багажа (1 мин 30 с), при котором допускается использовать ручной способ досмотра на объектах транспортной инфраструктуры.

ris1

Выход есть

С учетом технических возможностей детекторов взрывчатых веществ сегодня единственный путь в отношении пассажирских поездов – это досмотр непосредственно в вагоне лиц, во внешнем виде и поведении которых присутствуют признаки подготовки к совершению акта незаконного вмешательства. Конечно, будет много противников такого подхода, но ведь из 85,5 тыс. км железнодорожных путей, по которым курсируют пассажирские поезда АО "ФПК", защищена лишь малая часть. Компания стремится к выполнению требований законодательства и полноценному обеспечению транспортной безопасности, но законы как минимум должны быть выполнимыми. А как максимум – необходимо соблюдать разумную достаточность, ведь в конечном итоге за все платит потребитель.

В ходе контрольных проверок соблюдения правил перевозки контролирующими лицами компании в поездах иностранного формирования было выявлено 115 безбилетных пассажиров и 749,7 т неоплаченной ручной клади

Ситуация с иностранными перевозчиками

По территории Российской Федерации курсируют 60 пассажирских поездов 11 иностранных железнодорожных администраций. Количество их рейсов в 2018 г. составило 9931, а в ходе контрольных проверок соблюдения правил перевозки контролирующими лицами компании в поездах иностранного формирования было выявлено 115 безбилетных пассажиров и 749,7 т неоплаченной ручной клади. При этом на пассажирские поезда иностранного формирования, которые следуют по территории Российской Федерации, требования по обеспечению транспортной безопасности не распространяются. Отсутствие досмотровых мероприятий на большинстве промежуточных железнодорожных станций позволяет использовать поезда иностранных администраций для подготовки к совершению актов незаконного вмешательства на других, более крупных социально значимых объектах. Законодатели в силу особенностей международного права и международных договоренностей не могут уже на протяжении четырех лет внести в закон "О транспортной безопасности" изменения, касающиеся прав и обязанностей иностранных перевозчиков. На сегодня это пока так и остается нерешенной проблемой.

Будущее за инновационными технологиями

Ученые давно ведут разработки методов лазерной спектроскопии. Новосибирские специалисты анонсировали создание прибора, способного осуществлять дистанционное детектирование взрывчатых веществ с использованием методов лазерной спектроскопии. Возможно, лет через 10 это станет объективной реальностью и досмотр будет производиться без участия человека и других факторов риска.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" #2, 2019

Темы:ТранспортРегулированиеЭксклюзивВзрывозащита