Подписка
МЕНЮ
Подписка

Особенности реализации новых требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ дорожного хозяйства

04/03/21

Публикуем в рубрике "День эксперта" доклад Калугина Олега Александровича, Начальника отдела транспортной безопасности ФКУ Упрдор "Москва - Волгоград" на XX Международной научно-практической конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" в рамках Форума "Технологии безопасности 2021".

Вас приветствует г. Тамбов, в котором дислоцируется Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства", в оперативном управлении которого находятся 189 категорированных и 28 некатегорированных ОТИ дорожного хозяйства в 6-ти регионах Российской Федерации (Рязанской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях).

Хочу выразить благодарность за приглашение и возможность практикам принять участие в работе данной конференции и, кроме того, отметить положительную тенденцию - переход решения животрепешущих проблемных вопросов обеспечения транспортной безопасности в практическую плоскость.

В 2017 году я выступал на практикуме XVI Международной научно-практической конференции по проблемам реализации вышедших в 2016 году требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. И отрадно понимать, что пути решения некоторых проблемных вопросов нашли своё отражение в новом документе – постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 №2201:

- это и учет требований федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» при организации работы по обеспечению транспортной безопасности;

- это и учет временных затрат при разработке планов обеспечения транспортной безопасности, связанных с процессом согласования с уполномоченными подразделениями органов ФСБ, МВД России ряда документов, а именно: порядка согласования выдачи постоянных пропусков для допуска на ОТИ, порядка задержания и передачи нарушителей и выявленных запрещенных предметов и веществ;

- это и расширение полномочий подразделений транспортной безопасности на ОТИ при осуществлении деятельности по реализации требований обеспечения транспортной безопасности;

- это и возможность создания единого пункта управления на группу ОТИ;

- это и оптимизация приложений к планам ОТБ ОТИ;

- и другое.

Углубленный разбор вопросов реализации новых требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2201, и пути их решения субъектами транспортной инфраструктуры помогает практикам правильно понимать и точно применять элементы системы транспортной безопасности индивидуально на конкретном объекте транспортной инфраструктуры.

В своём докладе, я остановлюсь на особенностях реализации 7-ми положений новых требований по обеспечению ТБ ОТИ дорожного хозяйства.

Первое что хочется сказать, как и в предыдущих, так и во вновь утвержденных требованиях – одна из задач для СТИ – это привлечение ПТБ для защиты ОТИ от АНВ (в требованиях это один из самых первых пунктов). Для решения этой задачи, в условиях дефицита бюджетных средств целесообразно после утверждения плана ОТБ привлечь аккредитованное ПТБ для защиты ОТИ от АНВ (заметьте: до процесса оснащения ОТИ техническими средствами, на который требуется достаточно большой объем бюджетных средств на ПИР и СМР), с предоставлением отдельных помещений или участков помещений на ОТИ (как это сказано в требованиях):

- для целей размещения работников ПТБ и для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных, изъятых в ходе досмотровых мероприятий запрещенных предметов и веществ.

Возможно и привлечение ПТБ со своими помещениями, с переносными средствами досмотра, переносными средствами видеонаблюдения, с оснащенными мобильными ГБР для целей обеспечения транспортной безопасности. А уже после реализации доведенных бюджетных средств на ПИР и СМР – предоставление субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ уже оборудованного помещения для размещения ПТБ и для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Для решения этой задачи необходимо, чтобы СТИ во время разработки плана ОТБ представили Главному распорядителю бюджетных средств расчет затрат на привлечение ПТБ с последующим их бюджетным планированием и доведением ЛБО до СТИ.

Небольшой объем бюджетных средств позволит на первоначальном этапе (а это должно быть прописано в плане ОТБ) минимизировать затраты на обеспечение ТБ на ОТИ.

Второе, аналогично, необходимо при бюджетном планировании предусмотреть затраты на привлечение мобильной ГБР для реагирования при объявлении 2-го уровня безопасности на ОТИ 4-й категории, находящихся на одном участке автомобильной дороги, при отсутствии на данном участке ОТИ 1, 2 и 3-й категории с привлеченными ПТБ и ГБР. В случае наличия таких ОТИ с привлеченными ПТБ и ГБР на одном участке автомобильной дороги, целесообразно предусмотреть в контрактах (договорах) на защиту ОТИ 1,2,3 категории дополнительные функции для ГБР по реагированию на близрасположенных ОТИ 4-й категории.

На случай привлечения дополнительных сил ПТБ на ОТИ 1,2,3 категории (при объявлении повышенных уровней безопасности) необходимо также предусмотреть механизм  дополнительного доведения бюджетных средств из резервных источников финансирования Главного распорядителя бюджетных средств (Росавтодора), как в случае чрезвычайной ситуации (как это предусмотрено при ЧС на автомобильных дорогах) при предоставлении пакета соответствующих документов, подтверждающих затраченные силы и средства для реагирования на объявление повышенных уровней безопасности и дополнительное привлечение сил ОТБ.

Третье, информирование в наглядной и доступной форме физических лиц (находящихся на ОТИ) о требованиях по транспортной безопасности – немаловажный элемент системы обеспечения безопасности на ОТИ.

Кстати, вчера на пленарном заседании в своём докладе останавливался советник руководителя Ространснадзора Черток Владимир Борисович, который обратил внимание на культуру работы по обеспечению транспортной безопасности ответственных лиц, а также на пропаганду культуры поведения всех физических лиц, находящихся или приближающихся к ОТИ.

Данный элемент системы транспортной безопасности предупреждает возможных нарушителей о последствиях необдуманных действий, приближаясь или находясь на ОТИ. И вопрос наглядности и доступности в понимании запрета должен быть четко регламентирован. Для этой цели предлагается разработать по обобщенным предложениям субъектов ТИ типовые схемы размещения, формы и содержания информационных табличек на различных типах мостовых сооружений типа мост, путепровод, тоннель, пешеходный переход с целью однообразности архитектурного облика объектов транспортной инфраструктуры и доступного понимания посетителями ОТИ.

Четвертоеодно из ярко выделяющихся изменений в новых требованиях по обеспечению транспортной безопасности – это увеличение численности работников ПТБ, осуществляющих непрерывный контроль выводимых данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности. Это конечно накладывает дополнительные затраты на услуги по привлечению ПТБ, но это неизбежный процесс, так как действия нарушителей с каждым годом всё изощренней и изощренней, и их выявления без расширенного применения информационных технологий в технических средствах сбора и обработки информации чревато последствиями.

Поэтому проектирование интеллектуальных средств отображения информации для операторов ТСО – важный фактор при выполнении проектно-изыскательских работ в субъектах транспортной инфраструктуры с привлечением компетентных специализированных проектных организаций (именно для проектирования ТСО ОТИ дорожного хозяйства со своей спецификой). В этом вопросе также необходимо понимать набор требований не только к системам сбора и обработки информации, но и к средствам отображения информации от различных технических средств ОТБ для различных категорий ОТИ, которые позволят привлеченным операторам ТСО к 100-процентному выполнению задач по выявлению нарушителей и запрещенных предметов и веществ на ОТИ.

smart-transport

Пятоев новых требованиях отсутствует обязательное указание на использование инженерных сооружений. Если в предыдущих требованиях для ОТИ 1, 2 и 3-й категории было указано, что субъект обязан принимать меры по недопущению проникновения в зону ТБ и на КЭ нарушителя, в том числе путем использования и инженерных сооружений, то в новых требованиях этого нет.

Есть требования только для ОТИ 1 и 2-й категории по интеграции и совместном применении технических средств ОТБ с учетом технических характеристик (имеющихся) инженерных систем и сооружений, препятствующих проникновению нарушителя в зону ТБ ОТИ (при наличии технической возможности). Это уменьшает затраты на оснащение ОТИ, но одновременно обязывает на расширение функциональных возможностей технических средств обеспечения ТБ по активному выявлению нарушителей границ зоны ТБ и КЭ и исключению их возможного проникновения и совершения АНВ в отношении ОТИ.

Шестоеодна из особенностей новых требований по обеспечению ТБ – это обязательное проведение досмотра в определенных частях зоны ТБ с применением сертифицированных средств досмотра.

Т.е. субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в т.ч. границы таких частей зоны ТБ (а именно в секторе свободного доступа), на которых должен проводиться досмотр физических лиц, транспортных средств, груза, багажа, без выявления у физических лиц правовых оснований для прохода (проезда).

Это тоже накладывает отпечаток на правильную организацию этой работы на ОТИ силами привлеченного ПТБ, а именно на увеличение численности работников ПТБ на ОТИ, кроме оператора (операторов) ТСО и работников ГБР – ещё и отдельных (а не совмещенных) работников досмотра, выполняющих функции на обеих сторонах мостового сооружения, в связи с круглосуточным проведением досмотровых мероприятий на ОТИ.

Седьмоеещё есть очень острый момент – не хотел на нём останавливаться, но недавнее общение с руководством одной из проектных организаций (которое в настоящее время проектирует по новым требованиям ОТБ (ПП-2201) системы безопасности на строящихся ОТИ) вынудило меня поднять этот вопрос для публичного обсуждения.

Так вот, специалисты Главгосэкспертизы утверждают, что на ОТИ 1, 2 и 3-й категории должны теперь устанавливаться из технических средств только системы видеонаблюдения, и всё!!!

Тогда как же выполнить следующее требование в ПП-2201: пункт 35) общих (и даже недополнительных) требований, подчеркиваю общих:

СТИ обязан обеспечивать своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных планом ОТБ (а его нет ещё т.к. ОТИ только строиться?!), а именно, указано, что мы обязаны:

не допускать проникновения любых лиц в зону ТБ и на КЭ вне установленных КПП и постов ОТИ путем осуществления контроля (заметьте слово «контроля») границ ЗТБ и КЭиспользования технических средств обеспечения ТБ (а не только системы видеонаблюдения)!!! А это значит всё-таки необходима охранная сигнализация, система контроля доступа!!!

И экспертиза не разрешает проектировать другие технические средства на строящемся ОТИ, кроме системы видеонаблюдения.

Поэтому отсюда вытекает предложение – до начала проектирования оснащения строящегося ОТИ 1, 2 и 3-й категории техническими средствами ОТБ разработать план ОТБ (оснащения ОТИ), чтобы можно было реализовать на объекте положения ПП-2201 (указывающие на то, что проектные решения в отношении охран. сигнализации, СКД правомочны, т.к. план ОТБ всё-таки теперь имеется). Тогда, возможно, специалисты Главгосэкспертизы не будут убеждать, что проектирование технических средств не правомочно.

Также много и других новшеств в новых требованиях: это и выявление подготовки к совершению АНВ и в секторе свободного доступа (что немаловажно), это и четкое указание на обязательное проведение досмотра и обнаружение запрещенных предметов и веществ, на недопущение перемещения в зону ТБ ОТИ (смотрите п.п. 37 пункта 7 требований, раньше не было этого подпункта) и так далее.

Темы:ТранспортДень экспертаНовостиНовости отраслиSecuteck ADAPTТБ Форум 2021

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2021
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
ПРОЕКТ «СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ»