Подписка

Защита объектов ТЭК требует изменений

03/06/19

Главная цель систем физической защиты объектов ТЭК - предотвратить проникновение злоумышленника.

Имеющиеся модели нарушителей предложены методическими рекомендациями от октября 2012 г., где самый худший вариант представляют собой террористические группы из 3-20 человек, однако при проникновении 20 человек ни один стандартный караул не будет способен вести оборонительные действия. Таким образом, отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК для каждого субъекта Российской Федерации.

Перечень критически важных объектов ТЭК в имеющихся законодательных актах неактуален, и как следствие, нет требования о присвоении категории опасности не ниже определенного уровня.

С предложениями, выдвинутыми группой "ИНТЕР РАО" и другими субъектами ТЭК для внесения изменений в постановление Правительства РФ № 458, подробно можно будет ознакомиться в журнале "Системы безопасности" №3/2019 в рамках спецпроекта "Энергетика. Нефтегаз. Промышленность".

Принять участие в спецпроекте

Другая проблема в том, что категория опасности присваивается объекту ТЭК только по степени его потенциальной опасности (наличию химически активных взрывоопасных веществ), а не нужности и важности в системе энергообеспечения или теплообеспечения. Расчеты не распространяются на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в зоне за ограждениями объекта, в результате которых жизнедеятельность населения будет нарушена.

Кроме того, нет четкого перечня основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищенности:

  • форма паспорта безопасности объекта ТЭК определена 256-ФЗ, внесение в нее назревших изменений - процесс длительный; формы актов обследования и категорирования, плана охраны объекта ТЭК предложены методическими рекомендациями, не являющимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер;
  • форма акта обследования объекта, составляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно постановления Правительства РФ № 458), не установлена.

Отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. В локальных нормативных актах ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России эти вопросы в полном объеме не раскрываются. Не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период.

Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны. Не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов.

И наконец, отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

Решение всех этих вопросов требует конкретных изменений, а именно необходимо:

  1. Пересмотреть подхода к категорированию объектов ТЭК.
  2. Рассмотреть возможность периодической разработки территориальными подразделениями ФСБ России модели нарушителя и подход к оборонительным действиям в зависимости от сценария совершения актов незаконного вмешательства в каждом субъекте Российской Федерации.
  3. Актуализировать перечень критически важных объектов (КВО) ТЭК, установить требование о степени влияния важности объекта ТЭК на категорию опасности.
  4. Приказом Минэнерго России утвердить перечень и формы основных документов.
  5. Форму паспорта безопасности объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 № 459.
  6. Методические рекомендации актуализировать и ввести в действие приказом Минэнерго России.
  7. Форму акта обследования объекта ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 458.
  8. При актуализации приказа, определяющего Порядок организации охраны объектов "Ведомственной охраной" Минэнерго России уточнить указанный порядок с учетом опыта охраны объектов ТЭК.
  9. В планирующих документах по организации территориальной обороны определить конкретные подразделения охраны объектов ТЭК.
  10. Порядок проведения учений на объекте ТЭК оформить приложением к постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 № 458.
  11. Разработать приказ Минэнерго России с определением перечня основных мероприятий, выполняемых при установлении уровней террористической опасности.

Андрей Чеховский
Руководитель Департамента защиты ресурсов Блока безопасности и ресурсов ПАО "ИНТЕР РАО"

Темы:Регулирование"Интер РАО"ТЭКЭксклюзив