Подписка
МЕНЮ
Подписка

Законодательные перипетии

19/11/19

В предыдущих заметках мы пытались оценить регулирующее воздействие на отрасль положений об обязательной устойчивости компонентов блочно-модульных приборов к единичной неисправности линий связи и ограничении в подключении к одному приемно-контрольному прибору более 512 извещателей в случае отсутствия в приборе защиты от системной ошибки.

В сентябре 2019 г. заинтересованные специалисты получили возможность ознакомиться с очередной, уже близкой к финальной, версией нового СП.

Неожиданный поворот
Основные спорные положения остались без изменений. Однако в документе появилось обязательное Приложение А "Перечень зданий,
сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации", разрешившее еще
один резонансный вопрос.

Дело в том, что в первой редакции СП были уравнены в правах профессиональные адресные и бюджетные неадресные системы сигнализации. Вне зависимости от типа применяемой системы разрешалась установка одного  автоматического пожарного извещателя для систем сигнализации и управления противопожарной защитой, за исключением оповещения пятого типа и пожаротушения.
Это было очень неожиданно, во-первых, из-за того, что вся идеология документа направлена на ужесточение требований к системам противопожарной защиты и повышению надежности их работы. А во-вторых, в действующем СП5.13130.2009 уже были предоставлены
преференции более совершенным адресным системам.

В настоящее время СП предписывает установку минимум двух извещателей в помещении.

Возможность установки одного извещателя по пп. 13.3.3, 14.2 и приложениям О и Р фактически предоставляется в случае применения адресных систем. Для управления пожаротушением в общем случае требуется установка минимум трех извещателей. Снижение количества извещателей до двух по п. 14.3 также допускается при установке систем, обеспечивающих повышенную достоверность сигнала о пожаре.

Бунт на корабле
Тревогу забили не только производители адресных систем, но и представители проектно-монтажных организаций. Все справедливо полагали, что у заказчиков будет слишком велик соблазн пойти по "скользкому пути" прямой экономии при внедрении систем противопожарной защиты, даже в ущерб их качеству, то есть по пути повсеместной замены адресных систем на неадресные. Эти опасения подкреплялись тем фактом, что стоимость систем в целом при введении упомянутых выше требований о дублировании линий и 512 извещателях обязательно возрастет.

Необходимо отметить конструктивную позицию, занятую руководством основного разработчика документа – ВНИИПО МЧС России. По инициативе участников рынка летом 2019 г. был проведен круглый стол, посвященный в том числе и этому вопросу. В результате прошедшей дискуссии новый свод правил обогатился уже упомянутым приложением А.

Запреты и разрешения
В случае принятия документа неадресные системы будут запрещены к применению на объектах:

  • Ф1.1 (дошкольные образовательные организации, дома престарелых и инвалидов, больницы и спальные корпусы образовательных
    организаций);
  • Ф1.3 (многоквартирные жилые дома);
  • Ф3.4 (поликлиники и амбулатории);
  • Ф4.1 (общеобразовательные организации);
  • Ф5.2 (складские здания, архивы и книгохранилища, стоянки);
  • особо опасных, технически сложных и уникальных;
  • в иных зданиях, сооружениях, помещениях с одновременным пребыванием 50 человек и более.

Неадресные системы будут допускаться без учета ограничений в виде одновременного пребывания не более 50 человек только на
объектах:

  • Ф1.4 (одноквартирные жилые дома);
  • Ф4.4 (пожарные депо);
  • Ф5.1 (производственные здания, лабораторные помещения);
  • Ф5.3 (здания сельскохозяйственного назначения);
  • иных объектах, не вошедших в перечень.
Неадресные системы только при условии одновременного пребываниях в них не более 50 человек будут разрешены на объектах:

  • Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпусы санаториев);
  • Ф2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки);
  • Ф2.2 (музеи, выставки, танцевальные залы и т.д.);
  • Ф3.1 (здания организаций торговли);
  • Ф3.2 (здания организаций общественного питания);
  • Ф3.3 (вокзалы);
  • Ф3.5 (помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания);
  • Ф3.6 (физкультурно-оздоровительные комплексы и т.д.);
  • Ф4.2 (здания образовательных организаций высшего образования);
  • Ф4.3 (офисные здания).

Победа близка
В соответствии с новым СП адресными считаются системы с адресными извещателями.

При отсутствии адресных извещателей необходимого типа допускается подключение не более одного неадресного извещателя в линии связи адресных модулей ввода/вывода.

В целом это нововведение можно только приветствовать. Оно окончательно утвердит уже почти свершившуюся победу адресных систем, преимущества которых очевидны.

Кроме того, в одной из следующих редакций СП возможно появление перечня объектов, на которых все-таки будет допускаться создание
охранно-пожарных систем. Продолжим следить за развитием событий.

Goryachenkov

 

 

 

 

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид"

Темы:Пожарная безопасностьРегулированиеОПСБолидЭксклюзивЖурнал "Системы безопасности" №5/2019

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором