В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Одними из основных задач Минтранса России в области обеспечения транспортной безопасности являются:
Кроме того, особенно в последние годы нами акцентируется внимание на проблеме оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях финансовых ограничений.
К числу основных функций Минтранса России следует отнести:
В 2016 г. Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и учреждениями была проведена целенаправленная работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях обеспечения защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
Принято 6 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми определены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, а также дорожного хозяйства.
Внесены изменения в правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и положения федеральных агентств по видам транспорта, наделяющие их полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств. Скорректирован также перечень объектов, которые подпадают под действие закона "О транспортной безопасности".
Издано 9 приказов Минтранса России, которые определяют перечень документов, предоставляемых в целях проверки в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Кроме того, данными приказами внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты Минтранса России, направленные на совершенствование системы обеспечения транспортной безопасности.
В рамках плана законопроектной деятельности Минтранса России на 2016 г. разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о транспортной безопасности". Остановлюсь на некоторых ключевых аспектах законопроекта. Минтрансом России предлагается:
Предлагается также:
Учитывая текущую ситуацию с бюджетными ограничениями, полагаем, что данные изменения будут способствовать снижению финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры без ущерба уровню состояния транспортной безопасности.
По состоянию на декабрь 2016 г. федеральными агентствами по видам транспорта (являющимися компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности), находящимися в ведении Минтранса России, была проведена следующая работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности.
Значительное внимание Минтрансом России уделяется безопасности транспортного перехода через Керченский пролив. Необходимо отметить его значимость для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами в рамках реализации проекта "Транспортный переход через Керченский пролив", а также его роль трудно переоценить в общественно-политическом плане.
Для обеспечения защищенности данного строящегося объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также с учетом его дальнейшей эксплуатации Минтрансом России совместно с заинтересованными структурами на системной основе проводится работа как в плане нормативного правового регулирования, так и в плане проведения ряда организационных мероприятий.
Важно отметить, что в целях создания правовой базы для выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности строящегося транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему со стороны Краснодарского края и Республики Крым в дополнение к имеющейся нормативной правовой базе в области транспортной безопасности изданы акты Правительства Российской Федерации и ведомственный приказ Минтранса России.
Данными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определены участки земли и водного пространства, защита которых от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности". Определены также особенности обеспечения транспортной безопасности при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на Таманском и Керченском полуостровах.
Меры государственной поддержки в реализации законодательства о транспортной безопасности до недавнего времени включали в себя реализацию Указа Президента Российской Федерации № 403 по разработке Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая содержала мероприятия, направленные на предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 1285-р и реализовывалась в период 2010–2013 гг.
Общий объем финансирования Комплексной программы составил: 47 629,8 млн руб. из средств федерального бюджета; 6180,6 млн руб. за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры и 5500 млн руб. – внебюджетные источники финансирования.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича (от 21.03.2014 г. № АД-П9-1899) Минтрансом России в Правительство Российской Федерации был представлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации "О продлении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 2014–2019 годы".
Объем финансовых средств, предусматриваемый проектом на реализацию мероприятий Комплексной программы в 2014–2019 гг., планировался: за счет федерального бюджета – 45,7 млрд руб., за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры – 2,7 млрд руб.
К сожалению, до настоящего времени не принято решение о продлении Комплексной программы, также не принято решение о финансировании приоритетных мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте с учетом мероприятий, связанных с обеспечением безопасности при перевозке болельщиков между населенными пунктами в период проведения ЧМ 2018 и Кубка конфедераций 2017.
Тем не менее в 2016 г. на ряде объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, железнодорожного транспорта, метрополитена осуществлялась реализация запланированных в рамках Комплексной программы предыдущего периода мероприятий по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые не были завершены в первоначально определенные сроки по ряду объективных причин.
Необходимо отметить также, что помимо средств, предусмотренных Комплексной программой, на большинстве объектов транспортной инфраструктуры воздушного, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, в которых присутствует доля государства, реализовывались мероприятия по транспортной безопасности за счет средств федерального бюджета, в том числе через инвестиционные программы.
В настоящее время разработан и проходит процедуру согласования установленным порядком в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на период 2017–2020 гг., в которой предусмотрены мероприятия, связанные с организацией и проведением в 2018 г. Чемпионата мира по футболу в Российской Федерации. Общий объем финансирования, предусмотренный данной программой, будет составлять порядка 50 млрд руб.
В 2016 г. Минтранс России во взаимодействии с транспортными ведомствами государств СНГ и органами отраслевого сотрудничества проводил целенаправленную работу в сфере обеспечения транспортной безопасности. Целью этой деятельности является выработка согласованного комплексного подхода к решению на пространстве СНГ основных задач в области обеспечения транспортной безопасности.
Так, в рамках реализации Плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2016–2018 гг. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь продолжалась работа над проектом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности.
26 октября 2016 г. в Минске, в рамках совещания экспертов сторон по подготовке заседания Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства, было проведено второе заседание российско-белорусской Рабочей группы в области обеспечения транспортной безопасности, на котором обсуждался проект данного Соглашения.
Необходимо отметить, что на заседании Совета глав правительств СНГ, состоявшемся в мае 2015 г. в Республике Казахстан, была утверждена Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении.
В целях реализации указанной Стратегии разработан проект Плана первоочередных мероприятий на период 2017–2019 гг., который был согласован с транспортными ведомствами государств СНГ, поддержан на 35-м заседании Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, прошел процедуру межгосударственного согласования, был одобрен на заседании Экономического совета СНГ 9 декабря 2016 г. и вынесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в 2017 г.
Необходимость распространения требований законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков обусловлена необходимостью обеспечения безопасности на транспорте и создания равных условий для отечественных и иностранных перевозчиков в плане выполнения требований законодательства о транспортной безопасности.
Отмечаю, что в 2016 г. в Реестре автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах было зарегистрировано в качестве поставщиков информации 130 иностранных перевозчиков на воздушном транспорте, 132 на автомобильном и 3 на морском и речном транспорте.
С заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формируется единый подход к вопросу распространения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих перевозки в Российскую Федерацию или следующих транзитом.
С целью распространения требований на иностранных перевозчиков Минтрансом России предложено:
Деятельность Минтранса России в 2016 г. была в целом направлена на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса страны, дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2017
Посещений: 5838
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций