В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
АСС из высотных зданий предназначаются для эвакуации людей из опасной зоны поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и должны обеспечивать:
АСС из высотных зданий подразделяются1, 2:
Вертикальные спиральные спасательные пожарные рукава являются разновидностью рукавных средств спасения и являются коллективным (групповым) АСС неподготовленных людей с высоты при пожаре и ЧС.
Конструкция спасательного рукава независимо от формы (эластичной, спиральной) должна гарантировать беспрепятственный и безопасный спуск с высоты неподготовленных людей различного телосложения, антропометрические характеристики которых соответствуют группе по ГОСТ 20.39.108.
Процесс приведения спасательного рукава в рабочее состояние и использования должен быть простым и не требовать дополнительного обучения, кроме ознакомления с руководством (инструкцией) по эксплуатации1.
Вертикальный спасательный спиральный пожарный рукав должен обеспечивать:
Самый высокий спасательный рукав в Европе, установленный на сегодняшний день, составляет 142 м, в здании Intraco Building в Варшаве (Польша), а в Азии – 152 м, в Nation Tower в Бангкоке (Тайланд).
Первые упоминания о спасательных рукавах относятся к началу XIX века. В патенте 1813 г. изобретение описывалось как длинный мешок без дна, изготовленный из "одного куска прочной ткани длиной около 22 м и 2 м в ширину".
В этой модели тканевая труба затем отводилась от здания под углом. Люди могли войти в нее и безопасно спуститься на землю. В одном из экспериментов в Женеве г-н Бордье сообщил: "22 человека спустились через одну минуту и 50 секунд с четвертого этажа здания". Это был прототип наклонного спасательного рукава (трапа).
Первая зарегистрированная статья о тканевом спасательном рукаве датируется 1860-ми гг., когда два француза продемонстрировали использование двух тканевых цилиндров для сползания с балкона в Австрии.
В первой половине XX века спасательные металлические рукава стали изготавливать в США и Канаде.
В Канаде металлические спасательные трубы были установлены в школьных зданиях, например в ощеобразователной школе Александра Мюира в Ньюмаркете, Онтарио.
Больница Пьемонта в Атланте, штат Джорджия, в 1948 г. была оснащена спиральным металлическим желобом (Escape Chute), с помощью которого пациенты с постельным бельем могли быстро добраться до земли в случае пожара. На каждом этаже больницы был вход в рукав, и в экстренном случае пациенты соскальзывали на своем матрасе. Время полной эвакуации 136-й местной больницы с помощью такого устройства составляло несколько минут.
Пионерами разработки современных спасательных рукавов (Escape Chutes) являются Gerald Zephine (Франция), Eric Hooper (Австралия), Mobiltex Evacuation Systems (Швеция, эластичные рукава) и Masaya Uyeda (Япония, спиральные рукава). Начало их деятельности приходится на конец 1960-х и начало 1970-х гг.
Основанная Masaya Uyeda в 1960 г., японская фирма UYEDA ESCAPE CHUTE CONSTRUCTION CO., LTD использовала военные разработки для изготовления оригинального спирального спасательного текстильного рукава с направляющей полосой скольжения, закрученной против часовой стрелки и вшитой во внутреннюю часть рукава. Во время спуска тело спускаемого поворачивается в левом направлении и благодаря стабильному контакту со спиральной направляющей человек спускается спокойно и с равномерной скоростью, при этом не возникает ощущения падения. В конце спуска человек приземляется на специальную пенисто-резиновую подушку, вставленную в нижнюю часть рукава и расположенную (при полном развертывании рукава) на расстоянии 30–50 см от земли.
Скорость скольжения внутри спасательного шланга составляет до 2,1 м/с, а в обычном лифте – примерно 5 м/с, так что спуск достаточно комфортабельный. Показанная на рис. 4 схема спирального рукава фирмы UYEDA ESCAPE CHUTE CONSTRUCTION CO., LTD практически не меняется в течение 40 лет. Всем своим дистрибьюторам во всем мире фирма не передает секрет изготовления текстильной части и шьет для них все сама.
Компания выпускает спиральные рукава стационарного типа SUPER ACE S-1 и мобильную модификацию для оборудования пожарных автолестниц и автовышек SUPER ACE S-1-F.
В стандартную конструкцию стационарного спирального рукава входят:
Текстильная часть рукава включает в себя:
Полотно скольжения спасательного рукава также изготовлено из трудновоспламеняемого материала, со специальной пропиткой, вшито внутри рукава к основному корпусу и имеет форму спирали. Скольжение по нему осуществляется против часовой стрелки. Скорость скольжения внутри рукава не превышает 2,1 м/с.
Внутри рукав имеет цветовые зоны, необходимые для ориентации человека при спуске в рукаве. В нижней части рукава находится капсула выхода с пенисто-резиновой подушкой в основании, обеспечивающей мягкое приземление спускаемого человека и безопасное покидание им рукава. Пенисто-резиновая подушка капсулы выхода съемная – для облегчения подъема рукава при сильных ветровых нагрузках.
Конструкция металлической части рукава состоит из основного корпуса и раскладной рамы входа. Основной корпус сварной, из профильной трубы, и крепится к полу анкерными винтами. Раскладная рама входа изготавливается как в односекционном, так и в двухсекционном варианте. Предусмотрено хранение рамы с прикрепленной текстильной частью в режиме ожидания в помещении (у окна) в специально предназначенном для этого контейнере (боксе). Бокс обеспечивает безопасное и удобное хранение для дальнейшей эксплуатации рукава. Конструкция рукава может предусматривать наличие специальных полиспастов для крепления к земле с регулятором затяжек.
Структура рукава обеспечивает групповое спасение с производительностью не менее 5 чел./мин. Даже при одновременном использовании спирального спасательного рукава несколькими людьми благодаря спиральной конструкции опасность столкновения друг с другом исключается. Обеспечивается примерно равное расстояние между людьми даже при различном весе. Вертикальный спасательный спиральный рукав позволяет проводить спасение инвалидов и маленьких детей весом больше 12 кг.
Мобильный спасательный спиральный рукав SUPER ACE S-1-F был разработан на основе модели SUPER ACE S-1 для использования главным образом пожарными бригадами для автолестниц и автовышек. Конструкция текстильной части отличается от стационарного рукава наличием специальных застежек-молний по длине с интервалом (расстоянием) 2 м, что позволяет спасаемым людям выбираться из рукава в любом месте.
В качестве внешнего полотна на мобильных рукавах типа SUPER ACE S-1-F используется специальная теплоотражательная сетчатая ткань, что позволяет при работе с рукавом снизить влияние ветровых нагрузок. Закупленные Москвой в 2005–2006 гг. финские пожарные автовышки "Бронто Скайлифт" (Bronto Skylift) высотой 90 и 105 м были укомплектованы именно такими рукавами.
Трагические события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке дали новый толчок к разработке и производству АСС из высотных зданий. Эвакуация Всемирного торгового центра (ВТЦ) 11 сентября 2001 г. была одной из крупнейших высотных эвакуаций зданий в современную эпоху (около 17 400 человек) и имела фундаментальное значение для будущего проектирования высотных зданий.
Из 17 400 человек, которые находились в башнях во время атаки, 2092 человека (или 12%) не смогли эвакуироваться. По экспертным оценкам, из тех, кто не смог убежать, 531 (3%) погиб на ударных этажах, а 1561 (9%) пережил травму непосредственного удара самолетов в здание, но не смог (или не успел) эвакуироваться штатными путями эвакуации, более 200 человек в безнадежной ситуации выбросились в окна и погибли.
Атака на башни ВТЦ привела многие страны к осознанию необходимости и важности обеспечения адекватных и надежных средств спасения в высотных зданиях.
После этой трагедии производство коллективных средств спасения с высоты, в том числе спасательных рукавов, резко увеличилось. В настоящее время спиральные спасательные рукава используются во многих странах в многоэтажных сооружениях, таких как:
Следующие компании выпускают спиральные рукава по технологии фирмы UYEDA ESCAPE CHUTE CONSTRUCTION CO., LTD:
Пожар в сентябре 2017 г. в Лондоне в жилой башне Grenfell Tower привел к гибели более 80 человек. Как всегда, после таких знаковых трагедий возобновились разговоры о необходимости обязательного оснащения высотных зданий аварийно-спасательными средствами спасения. Уже готов проект оснащения данного здания после капитального ремонта спасательными рукавами3.
В России с 2010 г. устанавливались спиральные рукава EUROACE S-1 (Австрия), с 2013 г. производятся спиральные спасательные рукава совместно с HUDEC EUROACE EVACUATION TOOLS (Австрия). Спиральными рукавами EUROACE S-1 пока оснащаются в основном общественные здания: больницы, госпитали, пансионаты для престарелых, бизнес-центры, банки, институты, общежития государственных вузов, частные и государственные гостиницы, аэропорты. Вертикальным спасательным рукавом EUROACE S-1 оборудованы здания Администрации Президента Российской Федерации, Сбербанка, Минюста, КДП аэропорта Шереметьево и т.д.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 6070
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций