В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Технология беспроводной связи (и в первую очередь радиотелефонной, которая начала быстро развиваться после Второй мировой войны) стала одним из наиболее важных компонентов коммуникационной инфраструктуры оперативных служб. Этому в немалой степени способствовали ее мобильность и независимость от стационарных – и поэтому очень уязвимых – проводных систем передачи и приема информации.
Как правило, большинство оперативных служб развертывают собственные системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР), что гарантирует безопасность и надежность ведомственных сетей. Под понятием ПМР скрывается широкий спектр самых разных систем двусторонней радиосвязи: от группы радиостанций, работающих в симплексном режиме, до многосайтовых радиосетей, развернутых на различных территориях, зачастую создаваемых для конкретных задач или сервисов.
Однако на сегодня потребности оперативных служб в предоставляемых сетями ПМР сервисах стали намного шире, чем просто обеспечение радиотелефонной связи.
Во многом это определяется ключевой ролью пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (они первыми реагируют на пожары и чрезвычайные происшествия, которые несут угрозу жизни, здоровью людей или сохранности их имущества), а также условиями современного строительства.
В течение последних 5–10 лет в мегаполисах шло активное возведение комплексов высотных офисных и жилых зданий, имеющих развитую подземную инфраструктуру (технические этажи, автостоянки и т.п.). Из-за особенностей применяемых конструкционных материалов и конструкций самих зданий обеспечить непрерывное покрытие обычных систем связи внутри таких комплексов традиционными средствами практически невозможно.
Обстановка, в которой приходится работать оперативным службам, требует все более быстрой, безопасной и мобильной связи между отдельными работниками, выездной техникой, подразделениями, группами и центрами управления. Здесь необходимо обеспечить мгновенный беспроводной контакт как между отдельными абонентами, так и одного абонента со многими, гарантировать передачу голоса и данных с высочайшим уровнем безопасности, надежности и доступности.
Причем схема организации связи может меняться в зависимости от характера ЧС, на который в данный момент реагируют службы. В зависимости от складывающейся ситуации и выбранной схемы реагирования* должна происходить взаимная увязка систем связи различных оперативных служб, работающих на месте ЧС.
*На то или иное происшествие могут направляться силы и средства различных служб. Причем даже внутри одной службы это могут быть силы и средства разных подразделений, имеющих отдельные каналы связи.
Пример – пожар на строительном рынке рядом с МКАД. На него реагируют пожарно-спасатльные формирования Московской области и нескольких округов Москвы, медицинские силы Москвы и Московской области, подразделения полиции Московской области, подразделения ДПС Москвы и области. При этом зона, в которой осуществляются действия перечисленных служб, составит несколько километров от места пожара. Каждая служба будет решать свои задачи, но при этом действия всех служб должны быть тщательно скоординированы. Противоположная ситуация – реагирование, например, на столкновение катера и баржи на Москве-реке
Все более востребованными также становятся сервисы, обеспечивающие передачу между абонентами данных о местоположении, видеоряда и иных данных.
Одним из ключевых требований к инфраструктуре ПМР является ее устойчивость к техническим сбоям. Нельзя допустить, чтобы выход из строя одного-единственного элемента повлек за собой нарушение работы всей сети.
Следует предусмотреть различные способы взаимодействия отдельных элементов сети. Например, при выходе из строя одного из сайтов, возможно:
Если передача информации прервана, локальная базовая станция должна по-прежнему обеспечивать связь в своей рабочей зоне.
На крайний случай у абонентов с мобильными станциями должна оставаться возможность поддерживать прямую связь между собой – как минимум в местном масштабе, без участия сетевой инфраструктуры**.
Одной из главнейших характеристик любой радиосистемы является зона обслуживания. Оперативным службам важно, чтобы мобильная связь обеспечивалась на всей территории обслуживания. Связь должна быть одинаково надежной и качественной в городских и сельских районах, внутри автомобилей и зданий, в подземных сооружениях метрополитена и в транспортных туннелях***.
Малая зона обслуживания неизбежно снижает эффективность работы системы, затрудняет реагирование на аварии и катастрофы. Более того, возникает угроза безопасности работников оперативных служб, для которых единственным средством связи в опасных зонах зачастую остается радиостанция.
Время от времени возникает необходимость расширить зону обслуживания, причем иногда в кратчайшие сроки, с целью обеспечения безопасности больших групп людей и мероприятий, в которых те участвуют.
Существует также ряд стратегических и потенциально опасных объектов, которые не могут оставаться вне зоны обслуживания. В их число, например, входят:
Значительное влияние на выбор решений для конкретных типов объектов при технической реализации систем будут иметь такие факторы, как:
В современных условиях оперативным службам, использующим в текущей работе ПМР, важно получать доступ к услугам по передаче голоса и данных с гарантированно высоким качеством. Обслуживание, предлагаемое системой ПМР, должно оставаться на приемлемом уровне даже в часы пик и вместе с тем обладать достаточно гибкой функциональностью для поддержания связи в экстренных условиях, когда объем трафика резко возрастает.
Но одного только качества обслуживания недостаточно. Мобильная система должна предоставлять службам ЧС гарантированный доступ к услугам по передаче голоса и данных. Для этого могут использоваться следующие механизмы:
Оперативным службам нужна предельно отказоустойчивая и безопасная мобильная инфраструктура связи, обслуживающая большие территории и полностью отвечающая специфическим требованиям этих организаций. Кроме того, необходимо специализированное терминальное и периферийное оборудование, созданное с учетом конкретных требований и предлагающее полный набор функций для их реализации.
В результате наметилась тенденция к переходу на цифровые системы ПМР.
Для российских условий также важно, чтобы выбранный стандарт цифровых систем ПМР обеспечивал возможность постепенного перехода от существующих аналоговых систем без существенного ограничения возможностей системы и не требовал единовременной замены всей аппаратуры связи.
Таким образом, в течение определенного периода времени, длительность которого определяется в первую очередь выделяемыми объемами финансирования, в системе ПМР должны функционировать как "новые" цифровые абоненты, так и "старые" аналоговые. При этом для всех должна обеспечиваться функциональность системы на уровне, не хуже достигнутого до начала перехода на цифру.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2011
Посещений: 8760
Автор
| |||
В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций